Пощёчина

Тамара Авраменко
Пощёчина.
      И зачем он только выбрал этот эпизод из «Овода»! Всё было так здорово. Ребята поддержали его идею инсценировать отрывки из любимых произведений.
- Лучший подарок ко дню рождения Клавдии Васильевны, - убеждал Тимка.
Класс любил и уважал  классного руководителя, к тому же преподававшего литературу, предложение понравилось. Только Кристина заметила:
- Вообще-то сорокалетие не принято отмечать.
- Мы же не отмечать будем, просто поздравим, - стоял на своём Тимка.
      Эпизод не клеился. Тимка играл Артура, в дальнейшем Овода, Джемму – Вика. У неё никак не получалась пощёчина.
- Не могу бить человека по лицу, - горячо уверяла она.
- Это всего лишь роль, и я тебе разрешаю, - уговаривал Тимка. Вика нравилась ему. От неё он стерпел бы всё.
Репетировали после уроков в кабинете географии, куда пускала  географичка, подруга Клавдии Васильевны.
- Размахиваешься и бьёшь, - объяснял Тимка. Он подошёл к глобусу, стоявшему на столе. – Смотри! – парень нанёс удар, и земной шарик упал на пол.
Это рассмешило Вику.
- Ой, не могу! Хочешь также свалиться?
- Ну, хватит. Я же серьёзно, - обиделся он. – Давай сначала. С твоей реплики.
Вика изобразила на лице радушие и ожидание.
- Я не поверила! – твёрдо сказала она реплику Джеммы, не верящей в малодушие Артура.
- Джемма! Но это… это правда!  Да. Пароходы. Я говорил о них и называл имя Боллы, – воскликнул Тимка-Артур и уверенно продолжал реплику. - … Боже мой! Вы, наверно, думаете…
- Не прикасайтесь ко мне! – Вика отпрянула от партнёра (её героиня не простит предателя).
- Джемма! Вы меня не поняли. Выслушайте ради бога! Я не виноват! Я… -шагнул к ней Тимка-Артур.
- Оставьте меня, оставьте! – воскликнула Вика-Джемма и остановилась.
Дальше шла пощёчина, и она опять не решалась.
- Ладно, дома хорошенько потренируйся. Завтра продолжим, - сказал Тимка. – Тебя проводить?
- Нет. Я ещё заскочу в библиотеку. Возьму литературу к реферату.
Тимур и Виктория заканчивали одиннадцатый класс. В планах был институт. Только бы поступить! Хорошо Тимке, идёт на медаль. Сдаст один вступительный на пять – и всё. А ей, Вике, придётся пережить конкурс. В прошлом году было три человека на место. Взялась за реферат, лишняя пятёрка не помешает. И над ролью придётся поработать. Вика любила, когда наваливалось много дел. Разгребаешь-разгребаешь, а потом такое чувство выполненного долга! И спокойно на душе, радостно.
      Тимур запер кабинет, оставалось повесить ключ на щиток.
-  Куприянов, идёшь в учительскую? Забрось  ваш журнал. Оценки  выставил,-  окликнул физрук.
- Давайте, - Тимка  сунул журнал под мышку.
      Дверь в кабинет директора была приоткрыта. Услышав свою фамилию, он остановился. Говорила завуч.
- Куприянов да Куприянов! Один он что ли?
- А кто ещё? Я отправил заявку на одну медаль. Значит, пришлют одну, - протрубил директорский бас.
- А что делать с Валиком Усовым? У него тоже все шансы, - сказала завуч.
- Почему я узнаЮ только сейчас? Где был классный руководитель?
- Перестраховалась. У Вали в  первом полугодии были проблемы с физикой. Но парень постарался и вышел на пятёрки. Так что…
- За Куприянова я спокоен, а ваш Усов…
- Кто знает. Бывает всякое. И Тимур может растеряться на экзамене.
          Тимка побагровел  и  побежал по коридору.
- Может, попробовать заявку ещё на одну, - предложила завуч.
- Так просто раздавать советы, - басил директор.
«Одна медаль на двоих! – негодовал Тимка. -  Вот так номер! Я отличник с первого класса, а Усов включил мозги только в девятом. Да и то, наверно,  вытягивали, как в первом полугодии. А  я …» - жгла  обида.
      Он сам не заметил, как оказался в мужском туалете. Пристроив журнал на подоконнике, поспешно искал страницы физики. Вот оценки Усова. Только  две «пятёрки». В дырке на перегородке кабинки появился чей-то любопытный глаз. Тимур раскрыл пенал, поискал ручку с подходящим цветом, не раздумывая, нарисовал «тройку» в чистой клеточке между «пятёрками». Захлопнув журнал, помчался в учительскую.  Из кабинки вышел, застёгивая брюки, одноклассник, Игорь Брусин.
 -  Ну, Тимурчик! Ещё нос задирает, крендель!  Это я удачно посидел в нужнике, - ликовал он.
    Клавдия Васильевна выписывала из журнала оценки в дневники.
- Что такое! У Валика «тройка» по физике? Когда успел?
На переменке она отыскала Усова.
- Не было никакой тройки, честное слово! – заволновался парень.
- Тогда каким макаром она здесь оказалась?
     Учитель физики подтвердил, что тройку не ставил.
- Погодите! Сдаётся мне, цвет у оценок разный. Видите, тройка чуть темнее.
- Похоже, - согласилась Клавдия Васильевна. – Значит, кто-то подставил. Но зачем?
- Теперь итоговая на «пять» не пляшет, - констатировал физик. – Конец учебного года. Завтра выставляю оценки.
- Кто же сделал такую мерзость? – расстроилась  учительница.
Она осторожно опросила коллег, не оставлял ли кто журнал 11-А на время без присмотра. Оказалось, на днях физрук просил Куприянова занести его в учительскую.
Нет, она никому не скажет, во всём разберётся сама. Куприянов? Не может быть! Клавдия Васильевна вспомнила урок. Роман «Мастер и Маргарита» произвёл на ребят впечатление.
- Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Это слова Иешуа. Я тоже так думаю. Трусость порождает подлость. Что может быть отвратительней! – рассуждал перед классом Тимур. – Пилат струсил. Он должен был сохранить жизнь Иешуа. Испугался, что потеряет тёплое местечко. Презираю таких: с виду смельчаки, а копни – внутри гниль.
- Неужели… – недоумевала Клавдия Васильевна. – На Усова жалко смотреть. Как-то сразу сник.   
     Тимур и Вика шли домой после репетиции. Завтра выступать.
- Тимка! – их догнал Игорь Брусин.- На два слова.
Брусин говорил тихо и быстро. Она видела, как Тимур изменился в лице, тоже что-то ответил.
- Смотри, не пожалей! – крикнул Брусин, сплюнул на землю и удалился.
      Нарядная помолодевшая Клавдия Васильевна уже с первого урока принимала поздравления и цветы. После уроков ребята пригласили её в актовый зал, пообещав сюрприз. Именинница сияла. Да, они сумели удивить. На сцене любимые герои сменяли друг друга. Вот поднимаются Тимур и Вика. Что у них? Овод? Она замерла, ловя каждое слово.
- … Я не виноват! … я… - дрожал голос Куприянова.
- Оставьте меня, оставьте! – брезгливо дёрнулась в сторону Вика и со всей силы дала пощёчину. Тимур остолбенел. Но Вика, уже взяв себя в руки, с вызовом спросила:  – Ну как, Тимочка, получилась пощёчина? 
В зале все ахнули и тут же зашикали друг на друга.
- За что? – выдавил Тимур, понимая, что ударили его, а не героя книги.
- Спроси у Брусина. Он знает, - слёзы душили девчонку, и она выбежала из зала, оглушённая аплодисментами.

     Торжественная часть  в разгаре. После речи директора выпускников пригласили на сцену.
- Золотая медаль и аттестат о полном общем среднем образовании вручаются Куприянову Тимуру Алексеевичу, - торжественно произнёс директор.
Он пожал парню руку и собрался надеть медаль, висевшую на ленточке, но Тимур оставил его:
- Иван Филиппович! Позвольте передать награду более достойному, - Тимур подошёл к Валентину, протянул медаль со словами: - Она твоя. Заслужил.
- Мне чужого не надо, - был ответ.
- Не спеши поперёд батьки в пекло, юноша, - сказал директор и взял ещё одну медаль. - Золотая медаль и аттестат о полном общем среднем образовании вручаются Усову Валентину Юрьевичу.
От неожиданности Вальку бросило в жар. Все подталкивали его, а он словно приклеился к полу. Тимка растерянно глядел, как на Вальку надели медаль.
     Получив долгожданный документ, ребята окружили Клавдию Васильевну. Обнимались, дарили цветы, делились планами на будущее. Тимур растолкал одноклассников и громко, чтобы слышали все, сказал:
- Это я нарисовал Усову тройку в журнале. Простите меня! Прости, Валентин!- он  посмотрел другу в глаза.

       Позади осталось беспокойное лето с поступлениями и провалами, с отъездами  на учёбу в другой город, с устройством на работу. Мягкой поступью в город вошла осень.  Но вот уже ветерок унёс паутинки бабьего лета, сорвал золотую листву, заплакали холодные дожди.
       Вика спешила в институт. Маршрутка подойдёт с минуты на минуту.
- Вика, - кто-то осторожно взял её под руку.
- Тимка! – обрадовалась девушка. – Куда ты пропал? Никто ничего не знает. Поступил?
- Нет, Вика, не поступал. Я в армию ухожу. Отслужу, потом примусь за учёбу.  Понял, ничего в жизни не смыслю. Хочу себя проверить, людей узнать.  А ты как?
- Поступила. Буду  фармацевтом. А ещё замуж выхожу, - похвасталась она.
- И кто счастливец? – новость кольнула Тимура.
- Валик Усов.
- Неожиданно. Что ж, будьте счастливы! – Тимур поправил сумку, висевшую на плече, и пошёл, чуть сгорбившись.
- И тебе удачи, Овод! – крикнула Вика вдогонку.