13. Игры дошкольников

Ник Пичугин
Проект "Ребенок"

    Они очень разнообразны и быстро сменяют друг друга: сенсорные, предметные, сюжетные, ролевые, коллективные… Они развиваются вместе с ребенком, и, как зеркало, отражают его педагогический статус. Рабочий день дошкольника распадается на жизнь и существование, на решение духовных и бытовых проблем. На игру и… все остальное. Но настоящая Игра начинается только тогда, когда закрепится рефлексия «инициативы», и дите вплотную озаботится эмоциональной стороной своей жизни, не дожидаясь взрослых подсказок. Недаром садовский  возраст называют «возрастом игры», это ведущая деятельность в 3-6 лет. К этому времени игра абстрактными символами трансформируется в моделирование жизненных ситуаций – вплоть до коллективных сюжетно-ролевых игр, в которых ребенок отождествляет себя со своими близкими.   

    К. Духовное развитие школьника – это восхождение от абстрактного к конкретному.

    Сюжетно-ролевые игры характеризуются жесткостью правил, максимально приближенных к правилам «внешнего» мира взрослых. Эта обусловленность объясняется тем, что дошкольник не видит и не понимает причин этих правил, ограничивается их фрагментарным копированием. Смысл сюжетно-ролевой игры именно в «сюжете», – то есть, развитии самой игры  – с перенесением на «внешний» мир приобретенных навыков личной жизни. Это первые опыты информационного обмена со средой за пределами «локуса Дао», причем обмен теоретический (воображаемый), поскольку сам внешний мир в нем не участвует физически. Дошкольник бывает взрослым только в игре, причем дается это через отождествление с «прототипом Дао» (с кем-то близким). И надо понимать, что подражание в игре является средством – но не целью; ребенок не стремится к приобретению практических навыков.
    В игре дети моделируют проблемные ситуации и переживают снова и снова свои эмоциональные микротравмы, вырабатывая стратегии их разрешения. Они отождествляют себя со взрослыми, чтобы найти за них «правильную» линию поведения, отвечающую взыскательным требованиям Дао. Если хотите понять, какие эмоции владеют вашими детьми, посмотрите, в какие игры они играют. И обратите внимание на смех! Мы смеемся… всегда от радости; иногда – от счастья. Как правило, – потому, что избавляемся от какой-то душевной боли. Например, когда видим в шутке, в ее «соли», ее парадоксе ключ к противоречию, которое казалось неразрешимым и окончательным.

    Какие эмоции владеют нашими детьми? В раннем детстве ребенок «научается» управлять практической конкретикой – но не своими абстрактными чувствами. Наоборот, это эмоции управляют им. Сконцентрированные в «личном бессознательном» духовные противоречия активизируют творческий инстинкт и запускают «первичный процесс» во Второй сигнальной. Смысл Игры (режим Игры) в том, чтобы практические нужды не мешали этому процессу. Игра вытесняет и заменяет подсказки ближайшего окружения в решении проблем ребенка – эмоциональных, а попутно и практических (да, релевантная связь есть). Инициатором поведения вместо воспитателя впервые становится внутренний психологический ресурс: «личное бессознательное» в Буфере Обмена. Сначала дошкольник применяет поведенческие стратегии понарошку, в практических аспектах, затем формирует воображаемые стратегии применительно к эмоциональным проблемам игровых ситуаций. К теоретическому мышлению остается сделать один шаг: заменить игровые сюжеты воображаемыми.
    Дошкольник (как правило, шестилетка) делает этот трудный шаг под давлением кризиса Первого (0-6 лет) Возраста. Наиболее наглядно это представлено в дошкольном обучении. С одной стороны, это все то же руководящее развитие, поскольку управляется взрослым. С другой стороны, перед ребенком ставятся абстрактные, не применяемые в быту задачи. Такие, какие дошкольник привык решать только в игре. Встреча бытовой и эмоциональной сторон жизни дает синтез нового качества только через конфликт.
    Показателен пример из учебника: "Ребенку подготовительной группы предложили задачу: «Мама съела три конфеты, а сын – две. Сколько всего конфет они съели?» Он отказался решать эту задачу на том основании, что «так не бывает». " Я его понимаю. Задача – это модель реальной ситуации, а значит – игра. А цель игры – решение эмоциональных проблем. Дите отказалось решать несуществующую проблему. Как правило, этот дисциплинарный конфликт углубляется и форсируется взрослыми, которые считают своим долгом разъяснить ребенку измышленную ими «дистанцию между игрой и учением» и всяко по-иному править поведение. Так рекомендует учебник.