Паси гусей

Виктор Як Чернявский
Деревенька моя, как люблю я тебя.
Запах хлеба, полей, черных пашен.
Гвалт весенних грачей, и твой  узкий ручей,
А бездонность небес? Что тебя может краше?

Родители переехали в город, когда я закончил второй класс. Но каждый год, вплоть до окончания школы, я приезжал на лето к моим бабушкам. Обе бабушки: по материнской и отцовской  линии, жили в одной деревне «Зеленая роща». Их дома располагались через дорогу.
А всего вернее, приезжал я  к мальчишкам и девчонкам, которые остались жить в деревне.

Чтобы любить деревню, надо ее понять и принять какая она есть. С простором полей и березовых рощ, с ягодами клубники на солнечных полянах. Принять  вместе с роем мух, пылью от прошедшего стада, коровьими лепешками на дороге, запахом навоза. Совсем тем, что не вызывает восторга, но что неотъемлемо для села того, теперь уже далекого времени.
И ведь было что-то во всем этом  такого, что потом вызывает ностальгию и постоянную тягу к своей малой Родине.

«А я и не скрываю, что из деревни родом,
Скажу вам, без кокетства, что этим я горжусь.
И чувствую душою, что я - дитя природы....
Пусть, даже, деревенщиной меня считают, пусть».

Эти строки,  незнакомой  мне Зинаиды Репко, встретил на страницах Интернета и обрадовался – не один я тоскую по селу.
Большинство, из знакомых мне лично и известных людей, о ком  я знаю из печати или телевизионных передач, родились и жили на селе. В их характере заложен определенный стержень и манера поведения. В них, особенно в женщинах, меньше жеманства и кокетства. И в их воспоминаниях  столько тепла и радости деревенского детства.Про них  я всегда говорю– наши деревенские. Деревня в памяти каждого человека от рождения и до тризны.

Конечно,  люди городов, кто в детстве не общался с природой и, замечая отличие  от себя, пренебрежительно говорили о выходцах из города – «ты, лаптем щи хлебал». Но, как писал французский летчик Антуан  де сент Экзюпери, «все мы родом из детства». Возможно, я ошибаюсь, но именно в детстве закладывается любовь к природе и родному краю. И беден воспоминаниями о детстве, кто  не знает вкуса бабушкиных пирожков с кружкой парного молока.

Человек подобен цыпленку, вылупившемуся из яйца. Кого первым увидит тот, того и считает своей мамкой. Где сделал ребенок свои первые шаги, и есть его родина.
 Не обидеть  живность, что водилась всегда на подворье, или лесную зверушку. Не сорвать и бросить цветок, растущий в палисаднике, не взять  у соседа, что плохо лежит. Все это проникает в характер независимо от того, учат ли этому родители, или нет.

Но, а как же, к какой категории отнести набеги деревенских мальчишек на яблони или арбузные бахчи? Не знаю. Но точно знаю, что во времена моего детства, ни на одной двери  деревенских домов не было замков. Всего лишь щеколда, чтоб дверь не открывалась от ветра. Возможно, эти ребячьи шалости – переход из несознательного детства к отрочеству, когда ребят приучали  к работе по хозяйству, а потом и в поле. Разве можно забыть, когда ты сидишь на сиденье конной сенокосилки, или в телеге с бортами, на бугорчато- зеленых свежих, пахнущих полем и собственным ароматом, огурцах. Никакими духами или одеколоном не затмить этот запах, а главное, приобщения к серьезной  взрослой работе. А поздним вечером в лесу, или у скирды – веселые и смешные игры со страшилками и озорством. Конечно же, не обойтись в детстве и без обид на взрослых.
К сожалению, та деревня, в которой прошло мое детство, почти вымерла.

Но не замерло все до рассвета,-
Паутиной легло на плетень.
Потому, как деревня  пустынна,
И во тьме бродит месяц, как тень.

Городской мальчишка, чтоб унизить деревенского пацана мог пренебрежительно  произнести на какой либо случай расхожую фразу «паси гусей». Что звучит вроде того,  «без сопливых обойдемся». На самом деле этимология этой фразы имеет глубокий смысл.

 Гуси не требовали особого ухода, и потому «пасти» гусей  сводилось к тому, чтоб выгнать их к пруду или искусственному котловану. За ними и приглядывать особенно не нужно.  Они «привязаны» к воде. Лишь выйдут пощипать траву и снова в воду. Вылавливают там разных  мушек, букашек. Зато  мы – 5-7 летние мальчишки и девчонки – «пастухи» по несколько часов в день проводили вместе на поляне, и потому фраза «мы с ним вместе пасли гусей» означает «я его знаю с малых лет». По смыслу она  схожа  с другой, – «я бы с ним  пошел в разведку».
В детстве я с младшим братом Генкой и другими ребятишками пасли гусей. И прочная память детства хранит не одну из историй, которые мы рассказывали друг другу.
А теперь  на месте  этой деревни стоит всего один дом. 

Только хмурый дедок на гармони.
Вечерами  он «мурку»  поет,
Да старуха, то в ступе колотит,
То счищает с крыльца гололед.

А что касается людей, начинающих свой жизненный путь с деревенских просторов, так очень много примеров.  Писатели В. Распутин и В. Астафьев, артисты П.Щербаков, М.Ульянов, В. Шукшин.
Пишу об этом не от комплексной тоски, а от убежденности благотворного влияния деревенского детства на последующую жизнь человека.

Признаюсь, я всего лишь хотел рассказать о том, как мы в детстве пасли гусей, о красоте этих важных птиц, их характере, но видно ностальгия более глубокая владеет памятью. И потому вылилось все в такое, несколько сумбурное эссе. Есть ли будущее  у растерзанных  чиновниками деревень? Хочется надеяться. И верить.

Верю я, молодые ребята
Голосами младенцев село оживят.
Верю я, что и новые нивы,
Колосками зерна зазвенят.

Р.S.Здесь я использовал свое стихотворение этого сайта«Родное село»
Виктор.