Почему люди бывают злыми

Искандер Азим
       Пацаненок лет пяти бодро прошагал через двор, остановившись у крыльца бревенчатого дома.
    -Дед,деда,-звонким голоском прокричал он.
    -Мишутка, ты чего в такую рань поднялся? -Удивился старик, выйдя на крылечко.
    -Дед, почему люди бывают злыми? -Совершено серьезно спросил малец, присаживаясь на ступеньки.
    Добрый старик, решил приголубить внучка, подсев к нему, пригладил по головке, ласково приговаривая:
    -Мишутка,почему спрашиваешь об этом?
    -Вчера в магазине дядя Ваня ругался с женой матерными словами. Злющий был, как черт. Вот мне интересно стало, почему люди бывают злыми.
    Дед заулыбался.
    -Умница моя, а злые люди, потому что слабые.
    -Как это!? - Удивился Мишутка. Верно ты шутишь надо мной. Дядя Ваня одной левой телегу поднимал, я сам видел.
    -Как тебе понятней объяснить,-призадумался дед,-сила она ведь разной бывает. Сила воли, разума, тела, духа. О которой говоришь ты, то она сила мускулов, телесная значит, я же толкую о скрытой, той, что глазу не видна.
    -Скрытая? Что за сила такая? -Допытывался любознательный сорванец.
    -Смотри, Мишутка, говоришь телегу одной левой поднять может, так?
    -Так.
    -Телегу может, а плетня в огороде нет. Хочешь узнать почему?
    -Хочу.
    -От того, что горькую пьет.
    -Так у нас все ее пьют, ты и сам прикладываешься,- по-детски открыто произнес малец.
    -Все-то ты знаешь, глазастый,-засмеялся дед,-по большим праздникам оно не возбраняется, вроде как полезно даже. Так говорит наш фельдшер Степаныч, но в другие дни нельзя. Горькая силу над людьми небывалую имеет. Как в нутро слабому попадет, так пиши пропало, сгубит беднягу. Наш Ванька как раз из таких, нет в нем силы совладать с окаянной. Как зальет зенки, ему ни супруга, ни мать родная не любы. Ему сама жизнь немила. Вот и злится от бессилия своего.
    -Понятно тебе, Мишутка?
    Малец молча обдумывал услышанное.
    -Деда, на прошлой неделе мальчишки полезли в сад к тете Вале. Мне тоже хотелось, но я не полез.
    -Испугался или что?
    -Нет, не испугался, чего мне бояться? Тетя Валя не лихо одноглазое,-горделиво вскидывая головку, отвечал пацаненок,-мне ее жалко стало. Одна она, никого у нее нет. Сад единственная ее отрада.
    -Молодец, Мишутка, сердце у тебя доброе, да и сила та самая внутренняя растет. Именно она помогла справиться с соблазном.
    -Значит я сильный? -Обрадовался мальчишка.
    -Сильный, сильный,-поглаживая внучка, довольным голосом отвечал дед. Но запомни, ее растить надо, как дитя малое. Ухаживать сердцем добрым, взращивая на хороших поступках. И тогда она станет могучей, несгибаемой, как земля наша.