Честь имею

Михаил Мороз
               
В наше время возвратилась в действующий оборот фраза «Честь имею!». К месту или не к месту она произносится даже теми, кто очень далек от понятий чести и совести. Особенно употребляется она теми, кто  обладает только одним свойством  в характере – прохиндейством. Пронырливость, наглость, изворотливость помогли стать обладателям этого качества  богатыми  людьми.
 
Однажды я попросил одного знакомого объяснить мне исконное значение слова «богатый». «В каком случае может наш народ стать богатым?» - докапывался я. Будучи воцерковленным, искренне верующим человеком, мой собеседник ответил весьма ожидаемо, библейски верно: «Воистину богатым народ  может стать тогда, когда произойдет  обОжение человека, когда вселится в него Дух Святой». Переводя его фразу на светский язык, можно сказать, что нравственно-этическая сторона его утверждения не противоречит народным представлениям о совести и чести, если они селятся у сердца человеческого. Тот и богат, когда в нем Бог. Тот и честен, когда душой его управляет честь. Вот такой человек и вправе говорить: «Честь имею!» В русском языке запечатлено понимание праведно прожитой жизни как снискание чести.
 Тот, кто воровством, насилием, рабским трудом ближних своих людей и дальних нажил материальные блага, не вправе произносить эти замечательные слова о чести. В неправедных устах они лживы, неуместны и используются только для сокрытия злых, порочных намерений и дел.   

И коммунисту, и воцерковленному человеку созвучны будут слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут…».  Хорошавины и прочие васильевы собирали сокровища на земле, подкапывали и крали и, скрывая свои истинные сатанинские обличия, уверяли с трибун: «Честь имею!». Не берегли они ни это крылатое выражение, ни саму честь. Они, потеряв святость и совесть, потеряли и ум. В народе ведь правильная пословица бытует: «Честь ум  рождает, а бесчестье и последнее отнимает».
 
Но поговорите с тем, кто хищническим бесчестием богатство скопил. Такой обязательно станет цинично умничать: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?»   Ему невдомек, что народ  слово «богатый» относит не нему, а к человеку обОженному, то есть к тому, у кого Бог в душе, у кого честь является естественной потребностью, ибо (в дополнение к сказанному) «не тот честен, кто за честью гоняется, а тот, за кем она сама бежит».

То общество и хорошо, что в нем честь и совесть живут сами по себе и являются совершенно естественной жизненной потребностью – как воздух, вода, солнце. Народу в таком обществе никакие беды не страшны, ибо такой народ – богатырь, то есть богатый. Он способен всегда одержать победу,  то есть одолеть любую беду.

Ворог русского человека – вор.

Вот потому  живо и нетленно русское народное предостережение: «Береги честь смолоду!». Привычны и естественны для нас слова и фразы: «честное слово», «честный человек», «честной народ», «всечестные отцы». А люди моего поколения и моложе, когда были школьниками, совершенно серьено говорили друг другу:"Честное пионерское!"

Вот потому, когда на нас нечаянно, по нашему или чужому умыслу, навалятся бесовские соблазны, мы спасемся, когда у нашего сердца навсегда и органично приживется душеохранное сочетание, как оберег: «Честь имею!»