Язычники

Александр Багрыч 2
"ГЛАВА 35. ПОСЛЕДНЯЯ ЗАПИСЬ СТАРЦА АВИЛА."

Люди говорят, что мудрость уменьшает жалобы, но не страдания! Я тоже уже давно не на что не жалуюсь, а только молюсь.

- О,  мой господь Иисус Христос!  О, наши языческие Боги! Если вы есть, то почему такое допустили? Тридцать лет, как я покинул свою родину и плачу кровавыми слезами над судьбою родной страны.  Плачу над ее неустроенностью и бедностью,  глупостью и дикостью, своей никчемной жизнью. И если вы есть,  наши всевидящие,  но  невидимые  Боги,  то почему позволяете врагам глумиться над целыми народами,  заставляете их  прозябать   в нищете и бесправии,  совершать непотребства и всякие мерзости?

Существует ли абсолютный Бог, единственный и неповторимый? Или над нами довлеет наше бытие, хаос, что они сильнее нас и наших Богов? Над этим я мучаюсь в последние годы. Мне необходимо это знать, иначе жизнь потеряет для меня всякий смысл. Закон или Хаос управляет нашими судьбами?

Человеку бог необходим - твердят все. Но создали ли люди бога или бог – людей? Мы  знаем, что наши языческие боги повергнуты, но они живут еще в нас, и мы им поклоняемся, как и Иисусу.

О, земля наша русская,  щедрая и благодатная! Ты вскормила  меня  своими  дарами и  напоила родниковыми водами,  дала кров и радость жить среди твоих красот и благодати.  Прими, мать земля, мое тленное тело в свои объятия,  когда придет мой час!

Сколько себя помню,  мое тело,  дух были подобно природной стихии.  Я получал радость язычника – жить, страдать и любить. Мое тело всегда жаждало насладиться яствами земными.  Оно ненасытно жаждало любить и впитать запахи,  звуки,  краски,  полуденный жар или вечернюю прохладу дорогой моему сердцу Руси. Наслаждаясь всем этим,  мое тело и дух  совершали  торжественный обряд причащения к природе. Пронзительная радость охватывала меня от такой языческой благодати.  Между мной  и природой,  олицетворяющей наших языческих богов,  существовало почти мистическое родство, полное слияние тела и стихий.  Мне казалось,  что толчки крови моего сердца совпадали с излучением солнца над бурным Днепром или ударами волн о берег.

Мое языческое бракосочетание с женщиной, землей, водой, огнем,  солнцем, нашим бытием, принуждало меня не мыслить,  а подчиняться неведомым силам и красоте природы. Но мой ум и моя разумность обращала  мое кровное родство личности и мироздания в великие сомнения и разочарования.  Разрыв углублялся еще и тем,  что мой разум достоверно знал: тело, где оно обитает, смертно! Возникала пропасть между смертью и вечностью,  между человеческой плотью и бесконечной вселенной.

Мой ум был вынужден признать, что после моего пьянящего бракосочетания с природой, как и с нашим Господом, останется лишь истлевшая кучка праха. Он мрачный вестник нашего изгнанничества на земле. И ничего с этим мы поделать не можем! Остается взглянуть в лицо своей неминуемой смерти,  и в своем спокойном просветлении принять важное решение в жизни – жить здесь и сейчас,  не сетуя на превратности судьбы, но в согласии с совестью.
Наши предки язычники, спаянные родом,  племенем,  богами,  делом смотрели на жизнь сквозь призму бесконечной жизни. И в этом была своя мудрость человеческого бытия.
Христианство, возникшее на почве мышления и просветления умов человеческих, дало нам новое представление о бытийной правде существования и предназначения личности на земле.  Сейчас эта правда считается исконной и последней на уровне повсюду и всегда приложенного мифа – правды,  заповеди,  завета.

На мой взгляд, понять жизнь,  ее смысл – значит различить за ее изменчивыми,  малодостоверными обликами лик самой Судьбы,  и очевидности нашего земного удела.  Все остальное – от рутины будничного прозябания,  до великих деяний – промежуточное и ошибочное. Одним словом – смысл жизни в самой жизни нашего бытия, несмотря на все ее невзгоды и наши муки, а мораль, религия здесь не причем.

Рано или поздно,  старым или молодым,  в собственной постели  или на поле сражения, богатым или бедным, мусульманином или христианином - каждый умрет в одиночку,  разделив участь всех прочих смертных. И перед этой беспощадной устностью и очевидностью тают все иллюзии и миражи,  за которыми гонятся люди,пока                не пришел их последний час. Тщетны наши лицемерные попытки укрыться от знания своего удела, за уймой дел и никчемных делишек. Суетны и все наши потуги заслониться от жестокой очевидности  посвящая себя карьере, оказанию  помощи ближнему или  заботе о дальнем;  гражданскому служению или еще чему-нибудь, в том же духе.

Бог,  якобы предписывающий то-то и то-то  -  сплошная выдумка! Бытие определяет наше счастье и несчастье.  Пустые небеса хранят гробовое молчание, свидетельствуют,  что в мире нет разумного, рачительного хозяина, и с точки зрения отдельной смертной песчинки,  все погружено в хаос бытия: невесть зачем, ты явился на свет, и,  невесть зачем исчезаешь без следа – вот и весь сказ о смысле,  точнее бессмыслице жизни,  который выслушивает от глухого к его запросам мироздания всякий взыскивающий истины.
Открывшаяся мне  под конец жизни Вселенская неразумность сделала меня отшельником.  Старчески усталая умудренность души,  разочарованной сегодняшней жизнью, постижением религии с ее мнимыми святыми, вновь пробудили во мне дух язычества и любовь к природе.          
               
Не ведая скуки, в глубоком одиночестве, я часами слежу за игрой солнечных лучей,  распускающимися полевыми цветами,  переливами красок в небе,  смутными шумами,  запахами,  колебаниями воздуха.  Я вновь счастлив,  как когда-то в юности,  когда я был язычником и которым,  наверное,  остался на всю жизнь.

Все написано. Кажется, я ничего не упустил. Мой  грешный путь на этой земле заканчивается. Все скоро для меня  кончится полным мраком и тленом. Слабо я  верую, что увижу все ужасы Ада или Рая,  другого, замогильного мира. Не надеюсь и на то, что там,  на небесах, встречусь с Господом, который никогда  не отвечал на мои молитвы, но в которого я так долго веровал. Нет у меня и  никакой надежды  попасть в замогильный мир с его бесконечной жизнью, обещанный нам нашими языческими богами. После нас один тлен и полное забвение!

Солнце садится за городищем Белая Калитва. Внизу плещется речка Лихая  Красноватые лучи солнечных богов Хорса, Ярилы, Дажь-бога и Сварога пламенеют на крыше храма и домов, озаряя прощальным светом, зеленеющие поля и тихие воды Северского Донца и дарят мне свой прощальный поцелуй…

               
на этом последний  свиток записей старца Авила обрывается)
Конец второй книги.