меняневзяли

Арсений Загаевский
(на заданную Фейсбуком тему)

#меняневзяли в Управление международных экономических отношений МИД СССР, в котором я проходил практику в 1989 г. Это было очень передовое управление, созданное товарищем Шеварднадзе. За стенкой сидел замначальника управления С.В.Лавров. Ему тогда было меньше сорока, ходил он в модном плаще и красном шарфе. А одним из атташе был внук Брежнева Андрей.

Там занимались разными увлекательными делами. Например, один советник достиг каких-то совершенно запредельных результатов в игре в диггера, где такие ротастые твари пожирали изумруды и золото. В шахматы тоже сражались активно. Говорили, что шпионские радары из американского посольства напротив ломаются, проникнув в содержимое наших компьютеров (их было один на комнату). Из дел по работе помню, что начальник отдела постоянно посылал меня к некоему Поплавскому, который руководил строительством его дачи. Ещё над нами издевались сотрудницы канцелярии, к которым мы носили рукописи для перепечатывания на машинке. Они соревновались либо в особо изощренном посылании молодых сотрудников, либо в их полном игнорировании посредством смотрения сквозь. Когда я пожаловался своему начальнику, тот приобнял меня по-отечески и вздохнул: "Ну что тут сделаешь... Хронический недо..б".

Кстати, 90% разговоров старшего дипломатического состава было как раз про "обладанье женских тельц", и возникало впечатление, что все они просто какие-то казановы.  Ну я-то с работавшим в Управлении приятелем Сашей Фёдоровым (давно покойным, к сожалению) беседовал в основном о Бердяеве да Гребенщикове. Саша ещё в то время писал кандидатскую диссертацию на тему "Перспективы развития сотрудничества Советского Союза со странами СЭВ". Он почти ее закончил, но потом не стало СЭВ, за ним - Советского Союза, а соответственно, и перспектив... Еще иногда заходил мой одногруппник Аллан, проходивший практику в монгольском отделе - в том же здании, т.н. Гастромиде (потому что помещения МИД находились на гастрономом "Смоленский"). Он посещал меня обычно после пяти, уже выпив сто грамм коньячку в буфете (вот времена!). Помню, как пуская дым на лестничной площадке Алашка раздумчиво говорил: "А вот если, к примеру, зайдут сюда американцы, что они скажут? Вот тут вы и пишете свои судьбоносные мирные инициативы - среди бычков, плевков и облезшей краски??"

А в целом делать было настолько нечего, что я (недавно приехавший с другой практики - в Лаосе) стал писать длинное опровержение в Литературную Газету на статью маститого журналиста Ильи Фонякова о Лаосе, в которой я, уже считавший себя видным лаосоведом, отмечал всякие несообразности. Файл в редакторе Лексикон назывался, конечно, fonyak и корпел я над ним около месяца. Однажды, прийдя откуда-то, я застал за компьютером (как я сказал, он был один) моего со-практиканта и однокурсника Игоря. На вопрос, что он делает, Игорь, не оборачиваясь, флегматично ответил: "Как что? Фоняка твоего стираю".

Он так пошутил, конечно. Опровержение получилось примерно на полразворота. Мне потом пришёл ответ из редакции: "Мы учтём Вашу точку зрения в своих последующих публикациях". В общем, ничего не изменилось в моих писательских буднях.

Наверняка, если бы меня взяли, вся жизнь сложилась бы иначе. Я поехал бы не в Лаос, а куда получше, привозил бы двухкассетники на продажу из краткосрочных командировок и, возможно, до сих пор защищал бы нашу суверенную демократию на передовых рубежах.

И только потом я понял, что шансов на то, чтоб #менявзяли, не было в принципе. Дело в том, что попал я на практику в УМЭО случайно, а чтобы закрепиться, нужны были сильные "протяжИ". Это когда мы после поступления в МГИМО работали летом на стройке институтского стадиона, во время перекура прораб затеял с нами разговор по душам. "В ваше МИМО-то чтобы поступить, - говорит, - протяжИ сильные нужны". Все молчали, потупив глаза, потому что тема сия была неприличной и запретной. А прораб продолжал, потягивая беломорину: "Вот и я когда поступал, без протяжЕй невозможно было"... Тут наше любопытство взяло верх, и кто-то спросил, куда он поступал. "В саратовский авторемонтный техникум"...

Но это уже история с совсем другим хеш-, простите, тегом.