Ванбли про лошадей

Наталья Аглицкая
Ванбли может многое рассказать про лошадей и про особый индейский способ общения с ними. Способ, на самом деле, простой: понимание лошади и дружба с ней. Лошадь с самого начала Сотворения (или с Начала Времен) была другом индейцев. Поэтому для нее нашлось и особое имя в их языке:  Ташунка Вакан:  СВЯЩЕННАЯ БОЛЬШАЯ СОБАКА.

Это, кстати, еще одно доказательство того, что лошади не были привезены в Америку белыми. Это - историческая ложь! Язык Лакотов - очень древний , ему не менее 25 тыс. лет!, а вообще-то, может, и больше... Ему столько лет, сколько существуют Лакота в Америке, а существуют они там с того момента, как их там сотворил Вакан Танка - Творец! Это тоже ложь, что культуре индейцев всего 200 лет, и что даже эту культуру принесли им белые! Белые в своих псевдоисторических книгах всегда любят соврать, что якобы индейцы пришли в Америку  невесть откуда... (Произошли от викингов, китайцев, сейчас даже додумались говорить, что они произошли от негров...- этих "теорий" много, я сейчас не хочу в них углубляться).

На самом деле (а я беру историческую версию САМИХ индейцев) их народ был СОТВОРЕН на этом континенте: Черепашьем Острове. И с самого момента сотворения им был дан друг: ЛОШАДЬ. И другой друг: СОБАКА. Называние лошади БОЛЬШОЙ СОБАКОЙ исходит из знания ее сущности. Психология лошади схожа с собачьей. Она также как и собака живет НОСОМ. И мировосприятие ее происходит НОСОМ.

Поэтому, когда Ванбли хочет приручить дикую лошадь, он начинает с того, что приучает ее к своему запаху. Для этого надо повесить на ее свою вещь, рубашку, например, со своим запахом. Чем запах сильнее, тем лучше. И дать ей так побегать несколько дней. Тогда при виде человека с точно таким же запахом она уже не будет шарахаться от него.

Другой очень важный момент - это треньзель: эта жуткая железная штука во рту лошади! Особенно та, которая состоит из двух частей. Это очень болевой прием, предназначение которого управлять лошадью с помощью боли. Индейцы не использовали трензель. Они взнуздывали лошадь за нижнюю челюсть кожаным ремнем. Это , кстати сказать, дает даже больше контроля над лошадью.

И еще: трензель ПАХНЕТ металлом очень сильно! И оставляет металлический привкус во рту лошади. От чего лошадь теряет интуитивную ориентацию. Я уже говорила, что лошадь живет НОСОМ и нюхает воздух своим влажным НОСОМ и РТОМ тоже. Так она может определить, что где-то далеко,например, есть вода, или где-то прошел пожар и т.п. Треньзель со своим металлическим вкусом отнимает у лошади часть инстинктов.

Индейские лошади тоже особенные. Они совершенно непохожи на лошадей белых. Это так называемые "военные пони". Они низкорослые,лохматые и страшно выносливые!
Прерия в Северной Америке населена грызунами, которых называют "собачки прерий". Они строят домики в земле, и поэтому прерия полны дыр в земле, в которых породистые лошади белых постоянно ломают ноги... Но военные пони НИКОГДА не попадают ногами в эти норки, даже, если скачут галопом! Почему? Потому, что это такие лошади, они предназначены жить на этой земле! Они не замерзают даже в самые жуткие морозы Южной Дакоты, когда у белых фермеров гибнет скотина... Их не нужно кормить зимой. Зимой индеец отпускает коней в горы, и они сами там о себе заботятся до весны, а весной снова возвращаются к хозяину. Кобылы - с приплодом... Как видите, лошади - и сейчас помогают индейцу выжить,заботятся о его благосостоянии...Лошади белых совершенно другие, поэтому, это ложь, что белые привезли индейцам коней!

К тому же , только представьте себе , как можно привезти на корабле в 15 веке через океан лошадь?! Когда плаванье длилось несколько месяцев! Несколько месяцев лошадь должна стоять без движения в стойле?! Каждый человек, кто когда-либо имел лошадь знает, что это невозможно! У нее атрофируются мышцы и к моменту прибытия эта лошадь не будет способна сделать ни шагу!  Я уж не говорю о том, что даже чтобы прокормить всего одну лошадь в таком путешествии ... Кто держал лошадь,тот знает, сколько лошадка ест и пьет! Чтобы прокормить лошадь в таком путешествии потребовалась бы целая флотилия, набитая сеном и водой для нее! Но если бы даже испанцы и снарядили целую флотилию для транспортировки ВСЕГО ОДНОЙ лошади (или даже двух - говорю с большой натяжкой!)...Они не смогли бы расплодиться так сильно, чтобы превратиться из одной пары в миллионы всего за несколько лет! Лошади не плодятся как тараканы!

У индейцев есть также много церемоний, связанных с лошадьми. Одна из них - получение Коня Духов. Церемония предназначена для мальчиков в определенный период взросления , если мальчик изъявит желание, если он готов и т.д. Эта церемония не для всех. Не все индейцы благословлены иметь Коня Духов.

Церемония заключается в том, что мальчик стоит на месте, а через это место прогоняют табун коней, а он должен стоять и не шевелиться. Кони при этом должны бежать очень быстро, это - очень страшно, на самом деле, стоять там. Человек, участвующий в церемонии, должен иметь настоящую храбрость, чтобы выдержать это и не пошевелиться. На самом деле, лошади не наступают на людей даже, когда бегут галопом, но это - все равно требует храбрости. Когда кони промчались, один из них иногда возвращается к человеку в центре. Это значит, что конь его выбрал. И он теперь принадлежит ему. Это не всегда случается, не на каждой церемонии. Этот мальчик оказался особенным. Его выбрал конь.

Для Русских, возможно, было бы интересно узнать, как все это было организованно с материальной точки зрения... Лакота - это сообщество, для которых много значит честь. В том числе честь предоставить (подарить) своего коня для церемонии. У многих из них есть лошади, часто и не одна... Они их не кормят, как белые каждый день, но для этого кони должны быть свободны, свободно гулять вокруг, как и люди... Если они способны жить свободно, - они способны сами себя прокормить. А к человеку они приходят тогда, когда они ему нужны. И еще у индейцев практически нет необъезженных коней, потому что они ими занимаются, любят их. Им в сущности не приходится их серьезно объезжать, потому что кони растут вместе с людьми. И на церемонию люди предоставляют коней лучших из тех, что у них есть. Это - честь - предоставить лучшего коня на церемонию! Поэтому на этой церемонии, конь, что выбрал мальчика, уже объезжен и годен для того, чтобы возить ребенка. К тому же он имел свободу выбрать себе хозяина. Потрясающе, не правда ли! Кто скажет после этого, что индейцы - дикари?! Это - потрясающе продуманное общество, в котором каждое существо может чувствовать себя свободным, включая животных и детей. А еще, это - общество, в котором честь и уважение зарабатываются, а не покупаются. Мальчики с детства зарабатывают честь называться мужчинами. И все друг друга знают там с детства - ничего не спрячешь, ни плохого, ни хорошего. Об этом всем мне рассказал Ванбли. Он много еще чего мог бы рассказать людям, готовым его слушать.

Церемония получения Коня Духов - это только для детей. Это - как этап взросления. Для каждого этапа взросления ребенка предусмотрена в Культуре Лакотов какая-нибудь церемония. Есть особые церемонии для девочек. Девочки и девственницы участвуют в церемонии установления Священного Дерева для Солнечного Танца. Они очень гордятся, если их выберут для этого. Таким образом Лакотская Культура очень ценит Девственность и молодежь ценит это качество и хранит девственность некое как сокровище... Потому что их Культура - это поистине Духовная Культура!

Индейцы  постоянно ездят в резервации на лошадях. И они не переживают из-за кризисов. Деньги есть - ездят на машине. Денег нет (что более обычно для них) - ездят на лошадях.

Индейцы живут вместе с конями. Жеребята растут у них на глазах вместе с детьми. И это самое лучшее, когда тебе удается вырастить коня из жеребенка. Это все равно, что вырастить преданную собаку из щенка. Когда жеребенок растет вместе с детьми , никто не заменит его преданности и любви семье и детям! Поэтому в резервации отношения людей и коней можно даже назвать "панибратскими": ты можешь, например, видеть, как дети взбираются на своих коней,держа их за хвост... Или по задней ноге... Или просто прыгают лошади на голову, а лошадь сама поднимает их и закидывает на свою спину... Без всяких седел и уздечек! У меня даже есть видео об этом! Такие отношения с лошадью можно только объяснить ЛЮБОВЬЮ лошади к человеку.

В отличии от белых, у которых принято "ломать" лошадь, сломить ее характер, ЗАСТАВИТЬ подчиниться.Индейцы не любят ломать характер лошади, они предпочитают "не забирать Дух лошади", оставить ей ее характер, каким бы он ни был, они любят лошадей с Сильным Сердцем. "Сломленые" лошади не имеют сильного сердца, порой не имеют никакого сердца и готовы подчиняться всем подряд, кто бы ни подошел к ним с грубой силой... Такие лошади вообще не имеют никаких чувств к людям
а только и думают о том,как бы поскорее отмучиться под седлом и избавиться от человеческого присутствия... Индейские лошади наоборот: ГОРДЯТСЯ своими наездниками! Потому, что индейцы относятся к лошадям совершенно иначе. Они всегда помнят, что земля принадлежит не только людям, но и другим народам, Народу Лошадей в том числе.

Индейцы знают, что есть Народ Лошадей, есть Народ Орлов, Народ Духов, Народ Деревьев... Индеец, глядя на группу растущих деревьев не видит в ней дрова, сырье или пиломатериалы... Индеец видит в ней Родственников, Народ Деревьев, которые растут вместе потому, что они родственники. Индеец тут же готов подобрать имена для каждого из них... У индейца совсем другая логика по жизни, чем у белого... НЕ потребительская логика...

У индейце, например, считается позором, когда тебя не любит твоя собственная лошадь... Мы как-то видели одного "ковбоя" (называю его с сарказмом за его "мачоизм" и "ковбойство"), который гарцевал перед нами на лошади, постоянно дергая ее за повод, прикрикивая на нее, а лошадь нервно гарцевала под ним... И этот "мачо" был уверен, что выглядит "круто" на лошади, которую он сумел заставить подчиниться ему... У этого "ковбоя" были еще и другие лошади,тоже все нервные с прижатыми ушами, вздрагивающие при прикосновении к ним... И на таких нервных лошадях он еще и умудрялся катать детей... Ванбли только взглянул на этих лошадей, сразу понял , в каких условиях они содержались, и сказал, что таким коням нельзя доверять детей...

Так вот, если бы Лакота увидели этакого "мачо" в резервации, управляющего СВОЕЙ СОБСТВЕННОЙ лошадью с помощью угроз, они бы просто такого наездника на смех подняли: "Посмотрите-ка на него: его не любит даже его собственная лошадь!" И никогда не стали бы доверять такому человеку, уверенные в том, что если он плохо обращается со своей лошадью, значит и во всем остальном это - плохой человек. Это - логика здравого смысла. Лакота во всем используют здравый смысл! (Кстати , потом действительно выяснилось, что этот "мачо" был плохим человеком...)

С таким отношением ко всему живому, в том числе к лошадям, индеец соответственно и разговаривает со своей лошадью... Разумеется, на своем языке. Иногда даже кажется, что лошадь знает этот язык... На слова, произнесенные по-Лакотски лошадь отвечает... А скажешь то же самое по-английски - никакой реакции...

Индейцы даже знали способ, как использовать своих коней , чтобы красть коней белых (это было одним из способов ведения войны с белыми: оставить кавалерию без лошадей, тем самым превратив ее из кавалерии в пехоту... Ха-ха-ха!)Свои индейские лошади с несломленным характером , с неотнятым Духом, со своей собственной головой на плечах всегда оказывались умнее, развитее и сообразительнее коней белых... Это качество делало их альфа-самцом или альфа-самкой в любом табуне белых... А в довершение всего еще и преданность индейцу. Так что индейцы просто отправляли такого "засланного казачка" в стан врагов..., и довольно скоро весь табун врагов оказывался в распоряжении индейцев...

Ванбли показал мне это видео. И сказал: "Обрати внимание на лошадь.Посмотри на уздечку: трензеля нет. Эта лошадь тренирована правильно. Индейцы тренируют своих коней так. Эта женщина росла среди индейцев и от них научилась этому."
https://www.youtube.com/watch?v=rKf_5vQODbU

С приходом белых североамериканская прерия теперь вся иссечена паутиной заборов. Обычно используется забор из колючей проволоки. Это такая жутка штука! Особенно для жеребят. Колючую проволоку не видно. Лошадь, особенно жеребенок, не знает об этом препятствии и на всем скаку может разорвать себе грудь. Так случилось и с жеребенком Ванбли. Рана на его шее была огромная и открытая... Ванбли был готов тут же гнать машину с жеребенком в ветлечебницу... Но один старый индеец посмотрел и сказал:
- Не надо. Заживет.Возьми пучек травы "сейдж" (американская голубая полынь) и вставь в рану.Перед этим обработай ее с Виски. Купи Виски, толь не не используй другой вид алкоголя, а именно Виски. Еще добавь в сейдж немного табака.
И действительно, рана сама зажила, даже зашивать не пришлось.
Индейцам теперь тоже приходится использовать колючую проволоку, раз белые понаставили везде заборов... Но индейцы вешают на столбы забора консервные банки, которые от ветра колышатся и создают шум, который пугает лошадей. И лошади не приближаются к такому забору. Но жеребята ничего не боятся, а носятся, сломя голову... Так что для жеребят опасность все равно остается...


(продолжение следует...)