Энергия родниковых сердец

Людмила Корина
Людмила Корина
Не опаздывайте совершать добрые поступки.Из переписки 95го года

...Месяцы идут, накапливаются, вместе с неопределённостью,или вернее - определённостью, что ждать нечего.В ноябре написала письма, сделала звонки. Работы нет. Продолжительной не было, свои деньги я заработала чудом до 90го года пока длились контракты с СССР. Нельзя сказать, что я упустила шанс, когда следом отдалась творчеству.

В России приближаются выборы. В Генуе я продолжаю писать, сижу за машинкой. Собирается постепенно вторая книжка, вернее идут параллельно две, очень разные по стилю - стихи комедийные и лирические. Поместив их в одной - можно добиться интересного эффекта.

Вспомнила двух своих знакомых синьоров из итальянской элиты, с кем работала в России и общалась по приезде в 78м  в Милане- богатые и известные,на интересной  работе. Позвонила сейчас, а их уже нет. Роберто Самбоне(2.1.27-1995)-художник и дизайнер из Милана и Рино Риччи  - профессор экономики, автор многих книг, президент Торговой палаты в Пизе(27.6.37 - 92). Весть о Рино мне передала вдова, о Самбоне узнала из сообщения в прессе.

Все помрём, но страшно другое - что опаздывают люди совершать добрые поступки, имея возможность.В первый год в Италии я искренне общалась с ними, и было мне чудовищно трудно, отчаянно. Одалживались моей дружбой, утешением, советом, сами попадая в сложные ситуации ( сын и дочь Самбоне наркоманили), мне не помогли, не удосужились. Именно тогда я решила устраниться ото всех и выбрать одиночество, не пускать корней в эту почву.Как мне теперь их поминать ? Тогда я их просто забыла.  В раздумье по этому поводу и думая об одном адресате моих стихов (Бьяджи(9.8.20-6.11.07)написаны в разное время мои стихи о милостыне прощения.

По утрам делаю гимнастику и включаю наши записи.
На стене передо мной на белом фоне литографии- портрет Солженицына работы Юрия Селиверстова. Её мне подарила моя подруга певица Татьяна Анатольевна Синицына, а ей - вдова художника, - муж утонул на Чёрном море в июле 90го,в 50 лет. Известен его гениальный проект - не восстанавливать Храм Христа Спасителя в прежнем виде, а соорудить на этом месте ажурный  абрис копии храма из золоченых стержней, рисунок в воздухе над тем, что было и осталось в памяти - напоминаньем о злодействе.А рядом построить часовенку.

Строят сейчас храм из бетона, в небывалые сроки. Всё спорили - как надо и надо ли ? Но делать труднее, чем не делать.В Италии каждая церквушка сбережена, обновлена и действует.Их сотни тысяч в маленькой цивилизованной стране. По количеству памятников в Италии половина того, что есть в мире.
Очень волнуют выборы. Что  будет, кто будет ? Генерал Лебедь с его музыкальным басом ? Ощетинимся. Вставай, страна огромная ! Перемены назрели, отнимем мерседесы и дадим в руки тачку.
Привет помнящим меня.Я живу прекрасными воспоминаниями  лет творчества и дружбы с друзьями последнего призыва. Ещё не вечер... Л.С.    26.11.95
 
СИНИЦЫНОЙ
Дорогая Танечка ! Прости , что долго тебе не писала. Прошло лето, Миша начал ходить в  итальянскую школу. Ему привольно здесь, любо душе. В Москве он был заброшен, принесён мной в жертву, или так сложилось. Что же, я теперь жертва ? Петь могу для себя, в ванной, но писать сколько угодно.

Поэзия –гостья капризная, редкие ощущения приходят, чтобы лечь на бумагу, и длятся недолго.Я много читаю, у меня большая библиотека. Ездим к морю, в райские пригороды Лигурии. Это красиво неправдоподобно. Квартира наша большая, просторная. С террасой и лоджией, где я провожу большую часть времени. С видом на зелёные холмы.
 
Закончила лирический цикл. Теперь моя душа отдыхает. Она ничем не уязвлена, не оскорблена, не напряжена. Не нужно впрягаться в саночки служения – бесполезного жертвоприношения, ходить в Дом Звукозаписи, как на работу, немалыми усилиями  выбивая из равнодушных уставших редакторш  время радиоэфира моих передач.

Сюжет моей лирической повести закончился. Надеюсь, ты слышала мой июньский эфир. И вокруг последней встречи с моим героем и персонажем написала стихи – об этой усталости всех вокруг. Адресату уже выслала – стихи ВСЕ УСТАЛИ и РАЗЛУКУ. Музыку уже написал Степан Соснин. Ответа от адресата не жду. Он мне и раньше не писал. Не умеет , наверное, писать.Привык подпитываться энергией от родниковых сердец.
Будь здорова, дорогая. Сердечно обнимаю. Люда    15.9.95
 
От Тани Синицыной
Людочка дорогая !Прости меня, пожалуйста, за долгое молчание. Не было конверта, кого-то просить бывает непросто. Я  не выхожу из дома и стесняюсь лишний раз потревожить даже друзей. Ведь и так мне много уделяют внимания. Не решаюсь выражать конкретные просьбы. Что Бог пошлёт ! В крайнем случае... Вот он,пожалуй, в отношении тебя и Миши, наступает - Рождество.
Поздравляю ! Дай Бог вам счастливого Новолетия ! Здоровья, творчества, любви и счастья. Много-много самых разных радостей ! А я радуюсь, что всё у вас благополучно.

Июньский эфир слышала. Судьба нас как-то потихоньку сводит, и притом постоянно. Это был день памяти моего папы, потому нетрудно было запомнить день передачи (27июня).Ждала с нетерпением. И очень рада, что всё сложилось в вашем диалоге с Бородиным.Леонид Иванович жалел, что не удалось послушать.(Я-Он никогда не сознается, что всё слушает, а записи на компакт дисках получает первым).

У меня была в гостях подруга из Вологды, но большую часть жизни прожившая  под Иркутском. Он звонил ей сюда по делу. Она поэт. Её стихи должны выйти в 11м номере журнала “Москва” .Её зовут Лариса Патракова. Вот уж воистину “Пути господние неисповедимы".Никуда не хожу,на кораблях уже не плаваю, а “расставаний” не происходит. Прости за каламбур. У меня нет переживаний в отношении Л.И., но одно я знаю точно : свыше мы в одной связке. Может быть были ?Когда-то ? Боже ! Как хочется, чтобы встретились все, любившие друг друга !Братья, сёстры, разлученные возлюбленные... Чтобы вспомнили забытое, узнали друг друга !

На твоё творчество я смотрю как...на морзянку в вечность : не забудь, вспомни, вернись...На творчество и на жизнь вообще я смотрю как на путь, помогающий мне вспомнить забытое. Это меня очень сильно волнует. Столько проходит образов, ощущений, воспоминаний, что не счесть, не понять...Храни вас господь ! Ещё раз - с праздником !С любовью. Таня (Т.А.Синицина) декабрь 95


ИЗ ПИСЬМА Надиру Сафиеву
...Лето закончилось. Миша принят в школу. Попробуем, что получится после русских школ и русского двора. Здесь всё поприличней - чисто, свежо,  по-детски.За эти годы в моей основной жизни ничего не пропущено, не проплясано,а названо словом и спето.Я знала об этом  мистическим знанием, когда Павел Филиппович Глоба рисовал мой первый портрет перед отъездом в Италию,который я назвала “Итальянской трагедией”,а ты -"Триумфом асоциальности".

Этим летом покидала своих друзей, пребывающих в трудностях и безысходности. Я всё-таки имела направление движения- к морю, воздуху, возможности читать, писать своё, когда пишется и не имея потребности в другом общении здесь, кроме авторов моих любимых книг. Наметила к работе  попытаться прорваться осенью.Ответ как обычно будет “Нет”. Вадим с женой этим летом у меня живут на Ракетном. Он каким-то хитрым способом возит  мою машинку на вокзал и не того и не так просит,так что его уже ОМОН стал гонять. Это надо так изловчиться - ни мне помочь, ни себе не навредить...Не сержусь, я люблю Вадика, а только удивляюсь. Не получается порой  по очень редкой моей просьбе мне помочь.Я в этом смысле ловчее.Так вошли в мои стихи слова : Цветаевское “нехотяи”(за него меня критиковали ЮП и СМ).Оно присоединилось к “невстрече”, введённой Блоком и затем Ахматовой.

В обособленности от всего и всех в этой распрекрасной Италии - моё спасение и устояние.Пока ни на Ракетный, ни на кладбище в Домодедово в анонимность, многомиллионность ряда, дощечки, оградки - не тянет. Эпитафию себе я сочинила, но бумаге не доверяю. Эта надпись для места на нашем кладбище, знаменитом Стальено, стоящем  среди кипарисов на сухом грунте, песке.

Скоро встречусь с журналистом из газеты “Республика”Флавио Бригенти, он пишет статью обо мне,русской поэтессе в Италии.Последней записью романсов довольна. Голос звучит так, как мне об этом мечталось.Обнимаю.Люда 27.6.95.Генуя

ПИСЬМО НАДИРА
Дорогая Люда, порадовался твоему письму, напечатанному на машинке. Значит, проблема, которая мучила Вадима, разрешена. Я, как мог, успокаивал его и твою просьбу переслать машинку назвал утопией, это всё равно, что послать в Италию трактор.
Кажется, я всё тот же - никакие дела не сдвинули меня с места, с моей “бочки”. С Италией ничего пока не получается. Успокаивает то, что мечта моя остаётся мечтой. Правда,успел слетать на Гавайские острова на целых десять дней. И в который раз убедился, что в раю скучнее, чем в аду - ничто во мне не сдвинулось, кроме ощущения дальности и фантастического перелёта, а на островах мой внутренний взгляд спал.
Вот и всё,о чём хотелось сказать тебе. Посылаю на всякий случай тебе свой “Париж”(мой очерк, опубликованный в нашем журнале “Вокруг света”), просто так, без особой надобности. Мне кажется, что он мне удался.
Надеюсь, что Миша здравствует и радует тебя - он смышлёный парень, в нём должно проснуться всё хорошее -  твоё.
Привет ему и обнимаю тебя.
Ваш Надир Сафиев      ноябрь 95

Вскоре написала “Гавайские острова”, посвящённые Варламу Шаламову. ...что в нём сдвинулось ? В душе лишь ощущенье дали и фантастического перебора деталей... Слово “перелёт” в письме я сначала прочитала как “перебор” и оно разбудило стих, но герой стал иным, осмыслены по-своему Рай и Ад в письме.
 
Дорогой Надир !
Закончилось лето...Эти четыре года, что я провела в Москве были очень важными для меня, не просто счастливыми. Если бы не песни, я просто не смогла бы в России жить эти годы...Теперь на “чистую валюту” заставили жить или умирать всех. Наш н.з. все эти годы держался почти нетронутым и только сейчас пошёл убывать полным ходом. Работы для меня в Италии не было и нет. Заработать удалось в  восьмидесятые, что кажется мне теперь почти чудом.До отъезда в Италию я знала об этом каким-то мистическим знанием, когда рисовал Павел Филиппович Глоба мой первый портрет, о котором мои стихи "Портрет" я назвала “Итальянская трагедия”.
Из газет узнаю новые имена в политической жизни России - генералы Лебедь, Громов. Вот так заканчиваются перетряски,перезагрузки- мечты о лучшем. Всё и всегда к худшему.Приезжай сюда, если сможешь.Люда

Москва, 16 декабря 95 От Ребровых
Здравствуйте, дорогие итальянцы ! Люда и Мишенька !
С Новым 1996 годом ! пусть он будет к нам добр и богат на радости общения с людьми, которых  мы любим и уважаем !
  Сейчас я много работаю над своим фильмом, ищу окончательную редакцию, хотя отдельные эпизоды, кажется, уже звучат.
Недавно узнал от Марка, что твоё стихотворение о Шукшине напечатано в журнале “Родина”. Поздравляю.
У нас в стране идут выборы. Предвыборная компания показала, как ещё уродливо лицо тех кандидатов, от которых зависит результат последующих событий.Грустно и страшно.
Магазины ломятся от товаров, но многим и мне это не по карману.
Пусть у вас будет праздничное настроение и новогодняя радость вас не оставляет. Мы по вас скучаем. Горячо целуем.
Слава и Танечка Ребровы.

Людмила Корина 25.3.17 Генуя