Ч. 2 Нормандская десантная операция

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2017/03/25/1413

В трудах отечественных военных историков утверждается, что к лету 1944 года Красная Армия полностью разгромила стратегические фланги немецко-фашистских войск, которые с тяжёлыми потерями отходили на запад, и могла бы сама разгромить фашистскую Германию без открытия второго фронта.

Существует довольно потрёпанное выражение: история не знает сослагательного наклонения. Именно поэтому подобные утверждения годятся только для словесной перепалки, но не для серьёзной научной работы. Даже с открытием второго фронта во Франции пришлось воевать ещё год и терять на полях сражений несметное число солдат и офицеров.

К сожалению, в нашей стране историческая наука никогда не была самостоятельной и всегда подчинялась текущим политическим установкам, часто меняя чёрное на белое и наоборот.

В своих очерках я стараюсь приводить как можно меньше цифр, чтобы тексты было легче читать, а просто показываю ход событий. Но в данном случае без цифр не обойтись, иначе невозможно себе представить грандиозность величайшей в истории десантной операции.

В предыдущем очерке говорилось о мероприятиях по обеспечению секретности и дезинформации противника. Добавлю лишь, что в местах сосредоточения десантных войск осуществлялась строгая цензура, была запрещена любая частная переписка и осуществлялась тщательная маскировка.

Предстояло высадить около трёх миллионов человек, а если быть точным – 2 876 439 американских, английских и канадских солдат и офицеров. Эти три армии, американская, английская и канадская, разместились на десантных судах, транспортах, малых боевых кораблях – всего на свыше 6 100 кораблях и судах. Их охраняли шесть линкоров, двадцать два крейсера и девяносто три эсминца.

Мощные экономики США и Великобритании позволили в короткое время построить около  тридцати тысяч самоходных десантных кораблей и катеров. Но не только их, построили также плавающие танки, особые десантные баржи с реактивными установками.
 
Начало операции обозначалось как день «D». К этому дню англичане подготовили всё, что требовалось для постройки двух плавучих портов. Впервые строительство таких портов предложил Уинстон Черчилль в 1917 году. Но его предложение положили под сукно.

Черчилль вернулся к своей идее 30 мая 1942 года, разослав военным ведомствам свою знаменитую записку «Пирс для использования на пляжах». К 6 августа 1942 года шотландский инженер воплотил идею Черчилля в конструкторскую документацию. Строившимся портам присвоили кодовое имя «Mulberry».

Эти грандиозные  сооружения и сейчас считаются шедеврами военной техники: 146 плавучих бетонных конструкций, каждая весом от тысячи двухсот до шести тысяч тонн. На них установили всё, что имеется в обычной большой гавани: краны, склады, причальный фронт. Там же были установлены орудия, склады с боезапасом, кубрики для личного состава и многое другое.

Каждый плавучий порт был копией порта Дувр. На строительство одного плавучего порта ушло 600 000 тонн бетона. Порт имел 33 причала и 16 километров плавучих дорог для высадки на пляже техники и войск. Один из портов уничтожил шторм, а остатки второго ещё и сегодня видны с пляжей в Арроманш.

Для стоянки и разгрузки малых судов построили плавучие причалы с волноломами. Для этой цели использовали 54 старых судна большого водоизмещения. В день «D» их затопили вплотную друг к другу в пять рядов. Эти пять стенок защищали от волн прибрежные участки, где могли швартоваться и разгружаться малые суда.

Ещё одна грандиозная проблема состояла в обеспчении техники горючим. Его требовалось огромное количество, которое не могли обеспечить танкеры. Британские инженеры нашли решение в прокладке двадцати нефтепроводов, каждый из которых имел пропускную способность 450 тонн в сутки. Этот проект получил кодовое название «Pluto». Руководил проектом Артур Хартли, главный инженер Англо-Иранской нефтяной компании.

Танкеры зависели от погоды, могли быть потоплены немецкими подводными лодками, а такой способ подачи топлива был надёжным и безопасным. Для изготовления труб требовались дешёвые и доступные материалы. Их нашли. Строительство трубопроводов и плавучих портов – интереснейшая история, полная драматизма, но пусть об этом пишут другие.

Полномасштабное испытание первой 83-х километровой трубы прошло между Уэльсом и Северным Девоном. Первую линию во Францию длиной 130 километров проложили 12 августа 1944 года. Но трубопроводы должны быть подсоединены к насосным станциям. Для их маскировки на побережье Англии насосные станции располагали в специально построенных незаметных зданиях, в коттеджах и даже в горожах.

Все эти здания были необитаемы, но им придавался вид жилых.
Те из них, которые сохранились до наших дней, используются в качестве самых дешёвых гостниц: кровать и завтрак. В некоторых местах можно увидеть даже участки сохранившихся трубопроводов.

Учения десантников начались ещё в июле 1944 года. Для этого выбрали пляж, очень похожий на тот, где собирались высаживаться. Он находился около городка Слаптон в Девоне. Всех жителей оттуда эвакуировали, а в городе поселилсь военные. Тренировались использовать десантные средства и преодолевать препятствия на пляже.

Но 28 апреля 1944 года, когда проходили учения, пропустили отряд немецких торпедных катеров, который незамеченным подошёл к пляжу и атаковал десантников. Погибли 749 американских солдат, матросов и офицеров.

После этого учения с применением боевых, а не учебных боеприпасов стали проводить в Северной Ирландии. Медицинские бригады тренировались в Лондоне и в других местах, учились справляться с большим количеством раненых.

В конце мая запретили всякое общение с внешним миром. Командирам раздали карты, на которых всё  было изображено правильно, но названия выдуманные. Об истинном месте высадки командирам объявили только в море. Сообщение между Англией и Северной Ирландией прекратили.Прибрежные районы Великобритании объявили запретной зоной.

Для высадки чрезвычайно важны были погодные условия. Лётчики надеялись на полную луну, а моряки – на максимально высокий прилив. Высадку лучше всего было бы производить незадолго до рассвета, между приливом и отливом, когда начинаются приливные волны.

Тогда десантники могли бы хорошо видеть препятствия на пляже  быстрее высадиться на берег, меньше подвергая себя опасности в море. Кроме того, установили критерии скорости ветра, видимости и облачности.

К вечеру 4 июня метеорологическая бригада союзников во главе с капитаном Джеймсом Стаггом из Королевских военно-воздушных сил предсказала, что погода улучшится настолько, что вторжение может продолжиться 6 июня. Капитан встретился с Эйзенхауэром и другими высшими военачальниками, чтобы обсудить ситуацию.

Продолжение http://www.proza.ru/2017/03/27/2417

На картине: Десант черноморцев. Союзники высаживались иначе.