Запомни! Меня звали Лёк...

Ева Малинина
Все мы так или иначе пытаемся разгадать тайну жизни. Жизнь человека. Жизнь мотылька. Законы одни. Рождение – исследование мира – итог (потомство) – смерть. «Меня зовут Лёк» - спектакль-соприкосновение с волшебством жизни. (Александр Янушкевич  начинал его ещё перед своим уходом из Пермского театр кукол, а заканчивал уже будучи «режиссёром со стороны». В каком-то смысле это его спектакль-прощание с Пермью, объяснение  в любви и философско-художественное наследство).

Вселенная спектакля создана художником Татьяной Нерсесян. Это мир, населённый маленькими существами – жуками, бабочками, улитками, которых окружают цветы, листья, плоды. Вот огромный одуванчик с гибким стеблем и тёплым огоньком – сердцевиной пушистой шапки. Вот семейство колокольчиков. По ним блуждают огоньки – то включая, то выключая эти « торшеры». Мы оказываемся в волшебном мире, где ощущаем себя маленькими, наравне с другими его обитателями. Танец огоньков запускает историю, оживляет декорацию, делая её тёплой и динамичной. На заднике появляются тени – сначала рука, потом профиль. Тень материализуется в девочку. Потом так же, из тени, возникнет и сам Лёк, поведавший нам историю своей короткой, но насыщенной жизни.  Мотылёк по имени Лёк похож на человечка – с носиком, глазками, ручками и ножками. (Крылышки, конечно, тоже имеются). Он «прямоходячий» и крепко стоит на своих ножках. Планшетные куклы здесь не имеют приспособлений для вождения. Их можно рассматривать, озвучивать, брать в руки, играть с ними и в них. В спектакле это делает одна актриса - Кристина Цуркан. Она и девочка, и Лёк, и рассказчик истории, и все персонажи. Актриса разговаривает с ними (причём, со всеми по-разному), удивляется, восхищается, пугается, сопереживает герою, открывая вместе с ним мир (и для нас), получая при этом видимое удовольствие.
 
Здесь нет событий в привычном смысле слова, и всё – событие. Всё – впервые: и капли дождя (огромные линзы), которые хочется лизнуть и потрогать (играет фактура),и длинные палки, что оказываются птичьими ногами, и писк комара. И ритм существования различных обитателей травы, их внешний вид и характер. Всё можно рассматривать, слушать, трогать, удивляться. Здесь день сменяет ночь, весну – лето и осень, и в этой смене есть и чудесная неожиданность, и мудрая закономерность.

Вначале было рождение. И вот уже перед нами мама-мотылёк, похожая на сына, такая же носатая и глазастая, только большего размера. Мотыльки появляются  из коконов – белых цилиндров, святящихся изнутри. Актриса берёт их в руки, баюкает, и коконы раскрываются, обнаруживая сидящих внутри мотыльков. И вот уже их множество – не перечесть –висящих гроздьями на ниточках, идущих от крестообразной ваги. Взмах рукой – полетели! Прощай, мама! Здравствуй, мир! А мир встречает недружелюбно – бурей и дождём. Холодный синий свет, ветер гоняет снежную крупу – почти зима. Зато после, как в награду  – тишина, просветление и огромные прозрачные капли дождя. Маленькая, побольше и совсем огромная. Круглые, переливающиеся, влажные. Разве не чудо? А дальше новое чудо – мир накрывает ночь. И  в полумраке  обнаруживается неизвестное существо – головка с рожками, закрученная  в спираль раковина и длинная нога. Это же улитка! Она медленно движется по плоскости, завораживая своим медетативным ритмом. На рожках светятся крошечные фонарики. За ней появляется другая – поменьше, потом третья. Целый караван. Актриса рассматривает их, играет с рожками, пытается познакомиться. Но загадочные существа не удостаивают ответом и удаляются. Ночь сменяет день. Он приносит новые  встречи – теперь уже с многочисленным семейством тараканов, мигрирующих из города в лес. У тараканов коричневые полированные спинки, шесть ножек и холерический темперамент. Они шевелят усиками, жалуются на жизнь и уходят строем на поиски земли обетованной. А мир снова меняется. Сцену заливает зелёный свет. Актриса проносит огромные стручки гороха (вот бы рассмотреть- потрогать), катит круглую оранжевую тыкву. Лето! А чудеса не кончаются. Вот слышится писк комара (музыка!), а вот и он сам – многокрылый, хоботастый, оглашающий мир о своём прибытии. Садится на цветок, заправляется вкусным соком – и снова в полёт. Всюду жизнь. Вот сцепились рогами жуки-олени, сверкая красными глазками. «Что вы это делаете?» - удивляется Лёк. – «Дерёмся!» - и пыхтят дальше. Но красный свет и тревожная музыка сообщают о приближении опасности – на маленьких обитателей травы надвигаются две длинные палки (это ноги!). И вот откуда-то сверху уже показалась голова с клювом. Рраз! – и жуки один за другим исчезают в этом огромном клюве. Ноги остановились. Пауза. (Лёк перестаёт дышать).Уходят. Пронесло…Пока Лёк (и мы вместе с ним) переживает случившееся, открывается отверстие в домике-тыкве, и оттуда выглядывает червячок – длинный и глазастый. Ему явно хочется пообщаться, пофилософствовать, продемонстрировать своё комфортабельное жильё и одновременно источник пищи. «Именно в центре находится истина!» - вещает червячок, напоследок бросает в нас горсть тыквенных семечек и захлопывает дверку. И вовремя. Ведь кругом уже осень. И жук-навозник складывает в ямку припасы на зиму. А Лёк вдруг сообщает о своей свадьбе и приводит невесту – знакомиться. Она похожа на Лёка, но отличается по цвету: у него преобладает голубой, у неё – розовый. Бабочка –принцесса. Они счастливы и  собираются сыграть свадьбу в воздухе. Собственно, Лёк прилетел прощаться. Он молчит, но мы понимаем, что скоро у пары появятся дети, которые так же, как когда-то сам Лёк, разлетятся во все стороны и проживут свою коротенькую жизнь. А жизнь Лёка заканчивается. И на прощание он дарит девочке (да и всем нам) подарок – золотистые блёстки-пыльцу со своих крылышек. Наша – человеческая - жизнь длиннее. Но она подчиняется, в сущности, тем же законам. И продолжение нашей жизни - в памяти наших детей и друзей, в той золотой пыльце, которую мы оставим. «Запомни! Меня звали Лёк…», - просит герой. И в расставании с мотыльком есть грусть, но она светла. Ибо это мудрость природы. Непрерывная смена форм и существ. Вечный круг жизни.