Колька снова звонит в Вашингтон

Николай Зыков
                Посвящается 75-летию радиостанции "Голос Америки" и 70-летию вещания на русском языке

     ..."Слушайте! Слушайте! Говорит Нью-Йорк! Вы слышите первую передачу "Голос Соединённых Штатов Америки".
     Эти слова впервые произнёс в эфир выдающийся журналист, один из основателей русского отдела Виктор Французов (1911-1996).
     Как мы знаем, в дальнейшем радиопередачи велись в эфир из Вашингтона, столицы Соединённых Штатов Америки. Но первые передачи шли из Нью-Йорка.
     Позывными радиостанции стала песня о звёздно-полосатом флаге, написанная в 1897 году.
     ...В СССР слушание передач "Голоса Америки" не наказывалось ни административно, ни уголовно. Но можно было нарваться на серьёзные неприятности на работе, если ты пересказал коллегам содержание передачи...
     Как вспоминают очевидцы и сотрудники "Голоса Америки", некоторые люди, советские граждане, чтобы не нарваться на неприятности, никогда не произносили словосочетание "Голос Америки". Они говорили просто: "Голос". Например, так: "Вчера Голос сказал...".
     Это было немного смешно. Как мы знаем, некие голоса слышат больные люди... Эти голоса с ними о чём-то говорят. Но это только плод их больного сознания.

     Есть достоверные свидетельства того, что одним из первых слушателей "Голоса Америки" был Иосиф Виссарионович Сталин. Скорее всего, он и приказал начать глушение радиопередач "Голоса Америки". Это означало, что по всему периметру СССР было построено... 500 мощных радиопередатчиков, занятых глушением "Голоса Америки" и других радиостанций.
     Молодёжь сейчас вообще не знает, что такое глушение. Объясню, что для того, чтобы граждане не могли слушать передачи западных радиоголосов, эти мощные передатчики "забивали" те частоты, на которых вещали  "голоса". То есть передавали в эфир жуткий вой и треск на той же частоте, где транслировались радиопередачи. Остряки называли глушение "Лубянка-джазом".
     Везло тем людям, которые владели, например, украинским языком. В Москве "Голос Америки", его передачи на украинском не глушили, их можно было слушать. Иногда глушение ослабевало. Или были небольшие аварии на этих глушилках. Тогда, и довольно часто, передачи "Голоса Америки" можно было послушать... часто не до конца, минут 15, а потом глушение возобновлялось...
     Такова была политика советского государства по отношению к наглым радиоголосам. Официально это называлось "сигналом данной радиостанции покинуть данную частоту".
     Я слушал передачи "Голоса Америки" со средней школы. Мой папа, профессор-историк, их слушал и приучил слушать и меня.
     Но кто бы мог подумать, что "Голосом Америки" будет и голос журналиста Николая Зыкова...
     После окончания факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова я увлёкся научной работой. А именно, стал аспирантом и стал заниматься американской журналистикой...
     Когда встал вопрос о выборе темы диссертации, я долго ломал голову. Не мог определиться с темой. Думал писать об американских журналах.
     Но однажды словно какой-то Голос мне сказал: "А ты напиши о "Голосе Америки"... И в самом деле, материалы о "Голосе Америки" я собирал со средней школы. Делал даже вырезки из "Аргументов и Фактов" того времени. Где, естественно, ругали "Голос Америки" на чём свет стоит. Читал лекции своим друзьям, школьникам, о контрпропаганде...
     И вот моё внутреннее я, моё альтер эго, посоветовало мне взять темой диссертации "Голос Америки".
     И с тех пор я занимаюсь этой темой. Только не думал тогда, что тема настолько меня увлечёт. Сегодня у меня свыше 25 научных публикаций по теме диссертации, вышли две монографии... Готовится третья монография...
     Сейчас модно дискутировать об инопланетных цивилизациях в смысле, есть они или нет. "Голос Америки" имел самые мощные передатчики на Земле. Если есть инопланетяне, они услышат и передачи Николая Зыкова. Те, что были на "Голосе Америки".   
     Я стал кем-то вроде историка "Голоса Америки". Ко мне часто обращаются люди с вопросами, иногда сложными вопросами, по этой теме. Я всем пытаюсь помочь, часто звоню по тем или иным вопросам в столицу США, в Вашингтон, в центральную редакцию "Голоса Америки".
     "Голос Америки" продолжает вещание, но теперь уже в Интернете на своём портале...
     Недавно отмечался юбилей: 75 лет вещания радиостанции и 70 лет вещания русского отдела "Голоса Америки".
     Желаю "Голосу Америки" работать и дальше и быть таким же интересным и в следующие 75 лет. Николай Зыков, "Голос Америки", Вашингтон...

На снимке: аппаратно-студийный комплекс "Голоса Америки" в центре Вашингтона,

США, Индепенденс Авеню, дом 330.