Стояние Марии Египетской

Лариса Калюжная
СТОЯНИЕ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ (в среду вечером 29 марта (на 2017 г)

На «стояние Марии Египетской» я решаю пойти не в «свой» храм, как обычно, а в недавно построенную рядом с моим домом церковь, чтобы сэкономить почти час времени на дорогу туда и обратно. Мужу, который не очень-то одобряет мои хождения на службу, говорю, что пойду на прогулку, помня, что «стояние» в нашем храме занимало примерно два с половиной, максимум, три часа.
Несмотря на будний день, народу в храме много. Нахожу удобное местечко, чтобы можно было совершать поклоны не мешая окружающим, заталкиваю сумку под лавку и почти сразу слышу возглас: «Благословен Бог наш!» Начинается печальная строгая служба с чтением жития прп. Марии Египетской и Великого канона прп. Андрея Критского. В глубину души проникают покаянные слова стихов, сопровождающиеся многократным припевом хора: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Два часа пролетают быстро, но тут я обнаруживаю, что не прочитана и половина положенных на стоянии тропарей! Третий час службы дается мне уже не так легко: ноет спина от частых поклонов, в голове проносятся мысли о том, как я объясню мужу столь долгое отсутствие, вспоминаю, что вечером мы условились встретиться с соседкой для обсуждения довольно важного дела. Как быть? Уйти со службы, не ожидая конца? Какое же это тогда «стояние»? Большим усилием воли заставляю себя остаться: уж как будет, так и будет…
В конце третьего часа стояния меня пронзает мысль, что служба, вероятно, идет без всяких сокращений и займет гораздо больше времени, чем я предполагала! Я проваливаюсь в состояние раздражения от несовпадения моих планов с реальным ходом событий. В голове вихрем проносятся обрывочные мысли: «Муж... соседка... надо идти домой». И тут же вспоминаются недавно прочтенные в исторической книге слова иностранного путешественника, удивленного поведением людей в православных храмах России: «русские часами стоят на службе как камни, не шелохнувшись, часто совершают коленопреклоненные молитвы». Незаметно поглядываю на прихожан, стоящих слева и справа от меня: стоят, как камни, не шелохнувшись, лица у всех молитвенно-сосредоточенные, храм полон, никто не покидает службу. Досадую на свою расслабленность, сумятицу в мыслях, неготовность к молитве. Что делать? Решаю стоять до конца…
Служба вместе с недолгой батюшкиной проповедью длится четыре часа и заканчивается в девять вечера... Ощущаю страшную физическую усталость во всем теле, дрожь в ногах и руках, гул в ушах, но в то же время меня охватывает тихая радость, никак не оформленная в слова и мысли.
Сдвигаюсь с места и на негнущихся ногах иду в очередь, чтобы приложиться к иконе. Знакомая прихожанка широко улыбается мне:
- Как одна минута прошла, даже не заметила!
Вместо меня откуда-то сбоку радостно откликается маленький седой старичок с такой же широкой улыбкой на лице:
- Хорошо постояли. Благодать-то какая!
Я думаю: «А ведь верно, и усталость какая-то приятная, и радость оттого, что все-таки отстояла до конца и еще что-то неуловимое, хорошее. Благодать... Вот оно какое, «стояние Марии Египетской»!
Выйдя из храма, тотчас звоню мужу по мобильному телефону и неожиданно легко улаживаю дело, честно во всем признавшись.
Соседка позвонила сама: она задержалась на работе и просила перенести нашу встречу на следующий день...