О песнях цоя печаль и свет

Евгений Обухов-Петрик
О песнях «ПЕЧАЛЬ» и «СВЕТ»

На холодной земле
стоит город большой.
Там горят фонари, и
машины гудят.
А над городом ночь,
а над ночью луна,
И сегодня луна
каплей крови красна.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль?

А вокруг благодать
- ни черта не видать,
А вокруг красота -
не видать ни черта.
И все кричат: Ура!,
и все бегут вперед,
И над этим всем
новый день встает.

Дом стоит, свет горит,
Из окна видна даль.
Так откуда взялась печаль?
И, вроде, жив и здоров,
И, вроде, жить не тужить.
Так откуда взялась печаль? ...

О чём эта песня? - О том же, что и "Звезда по имени Солнце"... здесь тот же "город" - цивилизация "на холодной земле" и тяжёлое предчувствие скорой развязки...
Маленький человек со светом своего уютного домика, искусственными фонарями и гудением машин противопоставляется Ночи Мироздания, в которой "Луна, каплей крови красна"
... Люди социума "вроде живы и здоровы" и не лишены перспективы жизни - "из окна видна даль", но эта перспектива лишь в их "окне" - ограниченном индивидуальном потребительском взглядом на жизнь
... А в скорбной действительности уже ничего не видно, уже мир оголён от красоты, искренности и правды и движение масс "вперёд" под крики "Ура!" автоматично и никуда не направлено и не избежать разоблачения - "Встающего над этим всем Нового Дня"
... Это, конечно, и пророческая, и политическая песня, Смысл которой совершенно однозначен.

В песне «Печаль» предчувствие о трагической судьбе библейской цивилизации, а уже в песне «Свет прячется в ночь» прямое наблюдение оскудения жизни, мрачное осознание того, что этот конец закономерен.
Это как бы начало и конец одной трагедии жизни.

О песне 1000 не Цоя «Свет прячется в ночь»

Живём под тяжестью дней
И знаем крепость дверей,
И всё в порядке вещей.
Играем в честных людей,
Играем в лучших друзей
И тонем в море огней.

Здесь любят солнечный свет
И звон блестящих монет
Но сколько прожито лет
И сколько было завет
И сколько было побед,
Но ничего теперь нет.

Припев: Свет прячется в ночь, прячется в ночь.

Мы верим в это чуть-чуть,
Но стоит только заснуть,
Увидишь пройденный путь.
Но только здесь нужна суть,
Нужна хотя бы чуть-чуть,
А лучших дней не вернуть.

Пусть свет проснётся весной,
Хотя он будет другой
И пусть немного слепой
И нет тепла под луной
И под небесной звездой,
А волос станет седой.

Припев: Свет прячется в ночь, прячется в ночь.

Да, эта ещё недоработанная до конца песня Цоя о прежней чистой жизни, которая закончилась лицемерием номенклатурного общества ещё перед перестройкой.

Как в "Спокойной ночи" "крыши домов дрожат под тяжестью дней" также и здесь "живём под тяжестью дней".
"Знаем крепость дверей" - это о бюрократии, "и всё в порядке вещей" - о том, что люди привыкли к лицемерию , научились "играть в честных людей", "играть в лучших друзей" и утонули в "море огней" - в море соблазнов технократической цивилизации.
И не поймёшь, что здесь больше любят, "солнечный свет" примитивного быта, или "звон блестящих монет", заменивший искренний взгляд на социальную справедливость, и всё это несмотря на многие годы исполнения заветов Компартии и её победы... ничего больше от всего этого не осталось.

"Свет прячется в ночь..." - светлый мир будущего "прячется" в ночь потребительского рынка, точнее, рыночная номенклатура прикрывается светлым миром коммунистических отношений.
В светлое будущее люди ещё верят, но только "чуть-чуть" как в светлом сне: "снятся людям иногда голубые города"...

А если трезвым взглядом увидеть суть того, что "прежних дней не вернуть"...? - На это никто пока в советском обществе не способен... могут только разрушать старое, а идти вперёд некому...

И уже совсем печально о том, что будет на земле Весна, но люди, предавшие на поругание свой чистый мир, встретят Её слепыми,
лишёнными человеческого тепла, без высоких идеалов своих предков, хотя и с седыми волосами...
Вроде бы должны люди стать к старости мудрыми, но ничего этого уже в них не будет заметно, никакого земного опыта, никакой гордости за честно прожитую жизнь. Как-то так.

А теперь задумаемся о том, как могут зазвучать песни Цоя, хотя бы отчасти передавая его энергетику, ежели никто не желает понять глубину смысла его текстов и своеобразие музыки?
Пустота в исполнении этих песен от пустоты мозгов тех, кто пытается их исполнить. У всех ступор какой-то... "Стой. Опасная зона. Работа мозга".

Виктор даже однажды как-то сказал, что по-китайски "Бошетунмай" переводится как "Не предавай!", хотя уж точно нет такого перевода... или о песне "Перемен", что это песня о школьных "переменках" ...
Так не предавайте же себя сами, не понимая, что поёте и всё-таки стараясь спеть непременно "по-своему"... оригинально, не так как другие...

Слова не скажут в простоте душевной, а петь на сцену лезут изо всех "своих" дюжинных сил.

В самом общем смысле все песни Виктора Цоя о том, что нужно идти, и не просто идти, но идти вместе с ближними и всегда идти вверх на Святую Гору, - восходить в шествии к Звёздам. Не спать, не останавливаться на достигнутом.
Это как у Эдгара По - Экзельсиор - вперёд и выше в страну Эльдорадо, но к субъективной романтике американца и к его желанию разобраться в тайнах мироздания нужно добавить любовь к ближним и удивительно наивное чистое восприятие мира.
Всё у Виктора во взаимодействии таинственной индивидуальной и свободной, живой Ночи и Солнечного Дня в ослепительных снах.
Такое богатство красок! Они переливаются драгоценными камнями, искрятся разноцветными гранями...
Ритмы, соединяясь с гармонией и словом творят воистину новую художественную картину мира, какой ещё не было ни в музыке, ни в изобразительном искусстве, ни в самой изысканной поэзии и сквозь всё это чудо звучит молитва, чистая как горный ручей... Молитва на праведном пути. А впереди Звезда с негасимым Светом.

https://www.ok.ru/video/255363122494

236 тысяч просмотров на этом видео. Пора уже всем признать, что Цой ЖИВ! Жив совершенно реально, и тому свидетельство НОВЫЕ ПЕСНИ его!