Раскулачивание - зачем оно было?

Алина Боковая
  2017 год – год столетия со дня свершения Великой Октябрьской Социалистической Революции. Сто лет прошло, но память народа о тех великих событиях не ослабевает. Более того, она даже обостряется. Иногда кажется, что та революционная борьба продолжается до сих пор.
 
   Революция октября 1917 года была победившей. Она радикально изменила общественно-политический строй в России (поэтому она и революция, а не «переворот»). Победа досталась ей в результате долгой борьбы, проходившей с предельным напряжением всех сил народа. Были выиграны политические битвы, совершены революционные преобразования всего общественного устройства, были военные поражения и победы, были кровавые страницы взаимного террора противоборствующих сил. Были трагедии и тяжелые утраты.
 
   Народ всё помнит.
   
   Но особенно болезненные воспоминания вызывают события, связанные с так называемым «раскулачиванием». В них было, по-видимому, больше всего случаев трагических несправедливостей. И вину за них многие возлагают на И.В.Сталина. Одновременно выражая непонимание – зачем? Зачем понадобилось И.В.Сталину уничтожать самых трудолюбивых, самых крепких, зажиточных и даже богатевших жителей села? Ведь, казалось бы, они могли быть маяками для всего крестьянства и стать экономической опорой новой власти. В чём была причина и какова цель раскулачивания?
   
    Причиной была, на мой взгляд, одна глубокая теоретическая ошибка, допущенная большевиками в вихре революционных событий.
 
    В революции участвовали два угнетённых и поэтому революционных класса: рабочие и крестьяне. Интерес у них был один – освобождение труда от эксплуатации. Большевики твёрдо рассчитывали на их классовую солидарность. Соответственно ими были приняты основополагающие цели (и лозунги) Революции:
   
   Фабрики – рабочим!
   Земля – крестьянам!
   Мир – народам!
   Хлеб – голодным!      
   
   Но большевики были поглощены революционной работой с городским пролетариатом – рабочими. Заниматься ещё и с крестьянами у них не было ни сил, ни времени.
   
   У крестьян была тогда своя партия ЭСЭРОВ (социалисты – революционеры), представлявшая их интересы. Главным идейным принципом и революционным лозунгом ЭСЭРОВ был:
   
   «ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТЕМ, КТО ЕЁ ОБРАБАТЫВАЕТ!».
   
    Этот лозунг был таким убедительным, таким очевидно справедливым, что большевики приняли его без сомнений и пошли на сотрудничество с ЭСЭРАМИ, возложив на них представительство классовых интересов крестьянства.
   
    После захвата политической власти в октябре 1917 года революционеры должны были на 11-м Съезде Советов объявить свою дальнейшую программу в виде декретов. ЭСЭРАМ было поручено разработать «Декрет о земле». Они и разработали в соответствии со своим основным лозунгом, с учётом реально сложившегося к тому моменту положения с землёй и с учётом крестьянских наказов. В результате параграф «Декрета…» о конфискации помещичьих, монастырских земель и земель, находившихся в частном владении со времён реформ Столыпина, оказался дополнен пунктом: «Земли рядовых крестьян и рядовых казаков не конфискуются», без определения признаков "рядовых".
   
    Однако реально массовый захват и раздел земли крестьянами начался стихийно ещё после революции 1905 года и особенно усилился после февральской революции 1917 года (чёрный передел), когда пошло массовое дезертирство крестьян с оружием в руках из царской армии. К моменту победы октябрьской революции уже свыше 60% земель были нелегально конфискованы и поделены. Для остававшихся безземельными крестьян, а это были в основном самые слабые, беднейшие представители своего класса, имевшейся ещё земли, подлежащей конфискации, уже не хватало.
   
    Поскольку советская власть на местах ещё только зарождалась и не могла радикально повлиять на процессы, первичный раздел земель, контролируемый ЭСЭРАМИ, изначально не мог быть справедливым.
   
    Но это были ошибки тактики революционных преобразований. Главная же, стратегическая ошибка большевиков была в другом. Чтобы её понять, необходимо несколько отвлечься на вопросы теории и философии общественного развития.
   
    Каждый человек рождается на планете Земля. И каждый имеет право искать себе пропитание на поверхности планеты. Но пищу на ней производит только плодородная земля (поля, леса и воды). Никаких других источников пищи на планете нет. Учёные – химики пытались и пытаются найти способы превращения неорганической материи в органическую для искусственного производства продуктов питания, но им  этого не удаётся (и слава Богу, иначе мы бы теперь уже доедали свою планету).

    Во времена первобытности люди пользовались плодами земли коллективно (собирательство, охота, рыболовство). Когда появилось земледелие, человек смог регулярно производить для себя пищу своим трудом, то есть, появилось первое производство. А первым орудием и средством этого производства стала земля.
   
    ПЛОДОРОДНАЯ ЗЕМЛЯ  СТАЛА ПЕРВЫМ И ГЛАВНЫМ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ОРУДИЕМ И СРЕДСТВОМ ПРОИЗВОДСТВА И ОСТАЁТСЯ ТАКОВЫМ ДО СИХ ПОР. 
   
    Вот в этом-то и проявился дефект лозунга ЭСЭРОВ. Вчитаемся в него ещё раз:

    «ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТЕМ, КТО ЕЁ ОБРАБАТЫВАЕТ!».
   
    В этом лозунге есть ещё одно слово, которое никогда не пишется, но всегда подразумевается. В полной форме лозунг должен звучать так:

    «ЗЕМЛЯ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТОЛЬКО ТЕМ, КТО ЕЁ ОБРАБАТЫВАЕТ!».
   
    Раздавая в 1917 году землю крестьянам, большевики своими руками отдали главное орудие и средство производства, от которого в какой-то форме должны были кормиться все жители страны, в мелкособственническое частное владение лишь одному сословию. В данном случае – крестьянству.
   
    Но частная собственность на орудия и средства производства – это условие для развития капиталистических форм производства. Появившаяся такая возможность, как и положено по законам диалектики, очень быстро превратилась в действительность. Сельское хозяйство в социалистической России начало развиваться по законам капитализма!

  -  Началось расслоение крестьянского сообщества;
  -  Бедные хозяйства, многодетные, безлошадные, не имеющие своих орудий обработки земли и сильных рабочих рук, не могли справиться со своими наделами, влезали в долги к своим богатым соседям и в конце концов теряли свою землю, превращались в пролетариев;
  - Крепкие хозяйства успешно обрабатывали свои участки, состоятельность их росла, они всякими уловками расширяли свои земельные владения и относительно богатели;
  - Владельцы богатых хозяйств («кулаки», как их называли в народе) пользовались кабальной зависимостью от них бедняков, привлекали их для обработки своих наделов. Бурно развивалась наёмная рабочая сила («батраки», сельский пролетариат);
  - Батрачество расширялось, превращаясь в эксплуатируемый класс внутри крестьянства; кулаки, соответственно, закреплялись в роли эксплуататоров;
  - Поляризация внутри крестьянства усиливалась, богатые – богатели, бедные – беднели.

Кулацкие и середняцкие хозяйства, производившие зерно сверх своих потребностей, не желали отдавать его государству ни в виде налогов, ни в продажу по твёрдым ценам. Они прятали зерно, вздували на него спекулятивные цены, желая лишь одного – богатеть.
   
    Они были бы согласны продать зерно государству в обмен на нужные им «городские» товары: строительные материалы, орудия и инструменты для сельского труда, бытовые предметы для жизни. Но промышленность России была разрушена в ходе войн и революций, восстановление её требовало времени, а хлеб был нужен немедленно.
   
    Советской власти хлеб был необходим, чтобы накормить голодающее городское население, прибрать и накормить миллионы беспризорных детей, выброшенных на улицы войнами и революциями, накормить армию, создаваемую для защиты завоеваний революции от внешних агрессий, накормить индустриальных рабочих, набираемых из тех же обедневших крестьян, для восстановления и развития промышленности.
   
    Объяснения Сов. власти, что необходимо проявить классовую солидарность, что революцию совершил и дал крестьянам землю рабочий класс, который теперь голодает, что нужно дать хлеб государству авансом, а оно потом вернёт долги товарами и т. д., воспринимались крестьянами как умысел снова их обмануть и заставить «работать на дядю». Попыткам государства отобрать хлеб силой («продразвёрстка») крестьяне отчаянно сопротивлялись, вплоть до терактов и вооруженных бунтов. Организаторами сопротивления были ЭСЭРЫ и кулаки. Но они вовлекали и массу зависимых от них крестьян.
   
    Крестьянин держался очень чёткой позиции: «Земля теперь моя! Я её обрабатываю, поэтому и продукт, который я с неё получаю – мой. И я делаю с ним, что хочу. Хочу – сам съем, хочу – продам, хочу – в землю закопаю. И меня не трожь!».
   
    В результате грозная опасность нависла над итогами Революции, над Советской властью и над самим дальнейшим существованием России как независимого государства. Острейшую проблему необходимо было немедленно решать.
               
                Решение её досталось И.В.Сталину.
   
    Сталин понял, какая ошибка была допущена. И понял также, что никакими полумерами её не исправить. В революционной борьбе нужно быть последовательным. Все эксплуататорские классы должны быть уничтожены. Отсюда неотвратимо вытекала программа «ликвидации кулачества как класса». Но одним этим проблема не решалась. Если даже уничтожить всех кулаков, но оставить мелкую частную собственность на землю, она будет вновь и вновь воспроизводить кулачество и порождать эксплуатацию. Необходимо было её отменить и переходить к социалистическим, то есть к коллективным формам владения землёй.
   
    К этому же толкала и ещё одна причина. Мелкие крестьянские хозяйства имели очень низкую производительность труда. Ясно было, что если ликвидировать все кулацкие хозяйства, оставшиеся бедняки страну не прокормят. Необходимо было срочно поднимать производительность сельхозтруда. Сделать это можно было только через его механизацию. Ускорить и расширить выпуск тракторов! К ним всяких сеялок, жнеек и других машин!
   
    Но все эти машины не могли применяться на клочках земли частных владельцев. Они требовали широких полей! Отсюда так же неотвратимо надвинулась задача коллективизации сельских хозяйств.
   
    И.В.Сталин подошел к решению задачи основательно. Им было подготовлено и 16.01.1930 г. принято Постановление Политбюро ЦК ВКП(б) СССР о предстоящих реформах аграрного сектора в России. На его основании 30.01.1930 г. вышло Постановление  ВЦИК и СНК Союза СССР «О мерах по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации крестьянских хозяйств и организации колхозов…». В нём давалось определение кулацких хозяйств по признакам;

    1. Использование наёмного труда.
    2. Фактическое владение землёй сверх допустимой площади землевладения.
    3. Наличие сельхоз.механизмов, сдаваемых в аренду.
    4. Наличие скота сверх установленных нормативов.
    5. Наличие жилых и других построек сверх установленных нормативов.
    6. Получение нетрудовых доходов через торговлю, посредничество и пр.

    В Постановлении был перечень мер и строго регламентировался порядок их применения при  раскулачивании с целью предотвращения произвола и нарушений законности.
   
    Все владельцы хозяйств, признанных кулацкими, подразделялись на три категории по степени их опасности для социалистической организации сельскохозяйственного труда:

    1.Контрреволюционный актив, принимавший участие в терроре против Сов. власти и в вооруженном сопротивлении её законам. Эти лица подвергались самому суровому наказанию в виде конфискации всего имущества и высылки в лагеря в отдалённые необжитые районы для использования их принудительного труда по усмотрению местных органов власти. С ними высылались и их семьи. Некоторые даже могли быть приговорены за особо тяжкие преступления к «высшей мере социальной защиты».

    2. Активные представители кулацких хозяйств, не замешанные лично в особо тяжких преступлениях, но сопротивлявшиеся постановлениям Сов. власти и саботировавшие её решения. Они тоже подвергались конфискации имущества и высылке с семьями в отдалённые районы, но с правом создания там отдельных поселений (спец.переселенцы) и получения земли для организации колхозов, для чего им разрешалось взять с собой минимум необходимых орудий труда и личного имущества. Они даже получали денежное пособие на переселение и устройство.

    3. Трудящиеся крестьяне, не участвовавшие в политической борьбе, но по экономическим признакам превысившие допустимые нормативы. У них конфисковывались сверхнормативные излишки имущества и скота, и они переселялись с семьями в близлежащие сёла этого же района, где им выделялись жильё и земля для организации коллективных хозяйств. Им разрешалось взять с собой нормативный минимум орудий сельхозпроизводства, скота, личного имущества и запас продовольствия.
 
    Отнесением кулаков к категориям занимались специально созданные комитеты при местных органах власти. Однако, представители Сов. власти вкупе со штатными работниками местных органов правопорядка не могли одни справиться с такой сложной задачей. Их силы подкреплялись привлечением крестьян-бедняков и батраков. Считалось, что только местные жители, хорошо знающие друг друга, смогут помочь власти объективно и законно провести кампанию по раскулачиванию, предотвращая несправедливости одних и силовое сопротивление других. По решениям правительства создавались «Комитеты бедноты» и «Батрацкие комитеты» для участия в действиях по раскулачиванию.
   
    Но и при всём старании центральных органов Советской власти обеспечить на местах гарантии точного соблюдения законности в таком сложном процессе они не могли. Этому мешали очень низкий уровень общей и правовой грамотности населения, накопившиеся социальные обиды, чувства зависти и мстительности, все сложности межличностных отношений. Были очень часты ошибки и перекосы со стороны местных властей, допускались случаи вопиющей несправедливости и жестокого обращения с людьми, произвол решений толпы.  Были случаи сговора и умышленного обмана власти. Был поток жалоб и возмущений.  Были искалеченные судьбы отдельных людей и даже жертвы радикальных преобразований. Такова была наша история.
   
    Советская власть достигла своих главных целей. Кулачество было ликвидировано и более не возрождалось. Общество перешло к социалистическим, коллективным формам владения землёй, а История – к следующему этапу его развития.