странный эффект фаулза

Хома Даймонд Эсквайр
лучше всех устроился уильям блейк
он всю жизнь просидел на краю облака...
не помню откуда.

я не привыкла скрывать от себя свою лень, поэтому могу честно, глядя в глаза признаться,- да, я часто слушаю аудиокниги!

раньше люди так же комплексовали по поводу детективов или "эммануэль", читали все, но признавались только смелые, такой культурный террор царил в самой читающей стране мира, девушки непременно должны были любить полевые цветы и бродского, не приведи господь розы, засмеют.

сейчас мы все тотально опоростились, влезли в кроссовки и джинсы с майкой,можем смело требовать розы, но по старой культурной спеси считаем аудиокниги как бы недокнигами, плебеями среди книг, будто усилия глаз ценятся выше, чем усилия ушей, хоть и переваривает их в итоге одно приемное устройство мозг или душа; это у кого как сложится.

и не в машине, не в самолете, не во время пробежки(ибо бегать тоже лень), нет,о, беспощадная правда, я постыдно слушаю их в кровати вместе с другими лентяями, вяло поругиваю исполнение, - это ж надо так ударения ставить, или, ну, что она в нос бубнит, к чему тут этот прононс, или это какое-то советское радио, разве ж можно таким замогильным голосом и так медленно тянуть слова с торжественными интонациями брежневских портсъездов в книге про геев, - у любого лентяя с опытом набирается масса претензий к трудящимся исполнителям книг из серии "нигде не купишь".

у тех, кто слушает книги на бегу, они девальвируются до фастфуда, у настоящего бездельника со стажем книги превращаются в его собственные сны, да так, что не отличишь мы ли смотрим сны, или сны смотрят на себя через нас.

если понравился чтец, благодаря ему начинаешь слушать и то, что никогда бы сам не прочел, некоторые голоса способны делать чудеса с текстом, они так втягиваются сами и втягивают тебя, что дослушиваешь до конца, только ради их голоса, эдакие сирены,они вовлекают в книги как в преступление на почве страсти.

книг у меня накачано на три эона блаженства, здесь сказывается генная советская привычка покупать соль и спички в ожидании войны, ушлый народ знает, что захлопнуться рог изобилия может в любой момент.

так и я не доверяю нашей пиратской свободе, чувствуя за спиной дыхание глобализации с ее подлейшей защитой авторских прав, да и мало ли, вдруг война, а у меня тут книжечки, туфельки, курточки, фильмы, не смотреть же на этот тотальный мордобой в загоне для обреченных.

пусть я не в бункере под землей, но вовлечения в маразм они от меня не дождутся, моя голова это моя голова, там не место их информационной помойке, поэтому книги и чтецы волнуют меня больше мировых катастроф, в одной своей отдельно взятой голове я могу позволить себе почти островную изоляцию и слушать "голоса ангелов" как жанна дарк, а не их маразматические бредни о врагах, у меня один враг - тот, кто мешает мне читать, слушать и думать и вещает мне о злобе дня, мешая грезам.

когда лежишь, доверчивый, под одеялом и, закрыв глаза, слушаешь, то уподобляешься ребенку и входишь в царствие небесное, явленное через слово, когда же читаешь сам, то это уже начало ответственности, ты подросток или хуже того, взрослый удрученный сизиф и катишь текст как камень в гору, взрослый почти всегда читает, как работает, тяжко и в силу необходимости.

сбылось пророчество из сна, в том сне старая шаманка, окруженная оленями, сказала мне, что остаток жизни я проведу в грезах, - сначала она меня этим напугала, но потом по здравом размышлении я поняла, что для шаманки грезами является вся мировая культура, а реальностью только природные стихии и олений корм, так же как в тибете, полдня они там собирают лепешки яков. потом молятся или возделывают тощую ниву, им там не до светских грез.

в китае коммунисты тоже грезы разогнали, один шаман буддист горько жаловался, что коммунисты с духами рассправились и с тех пор его магия не работает, духи- помошники убежали от коммунистов.

думаете, при чем тут духи, а вот очень даже и при чем, без друзей среди местных культурных духов ничего в пространстве и в том числе в литературе ты не поймешь. тут нужен вергилий - проводник, он откроет сокровищницу чувств, которую охраняют духи, то есть самою сокровищницу ты увидишь, но только внутрь не попадешь, а раз не попадешь внутрь, то ты все равно, что китаец - рабочий с дорогим фотоаппаратом, отцифровать ты можешь все что угодно, хоть в голову, хоть во флешку, но без чувств, они не отцифровываются.

так в аду говорят одна только форма, вроде все то же, но без кайфа, жуешь- жуешь, к примеру, шоколадку, все ждешь, когда вкус почувствуешь, а его нет, а ты все жуешь до полного останения, остановиться не можешь, все надеешся еще по старой привычке на что-то, забывая. что в аду надежду должен оставить всяк, туда входящий, шоколад будет, но без вкуса.

конечно, враги могут отключить свет и тогда придется вернуться к книгам и вылезти из приятных грез, открыть глаза, так сказать, что чревато случайным проникновением внешнего мира в голову, но это уже крайний случай, пока до него далеко и можно смело предаваться грезам наяву и покупать ненужные туфли.

ненужные потому, что хожу я в кроссовках, а туфли ставлю в щкаф, это для вечности как и платья, туда хочется взять только хорошее.

кто сказал, что человек лучше туфель или кофе, или лучше книги или музея прадо, лучше только потому, что в незапамятные времена эту мясозаготовку создал бог из той же глины, что и стальное зверье, засунув потом туда же и часть себя зачем-то, так некоторые, проснувшись, обнаруживают свой телефон в чашке с чаем рядом с одноразовым пакетиком липтона или в бокале с мартини, а как он туда попал объяснить потом не могут, тупо смотрят и лихорадочно вспоминают хоть один номер.

печальная картина забвения, телефон утоп и мир замолчал.

не знаю, по мне так лучше книги и туфли, очень надеюсь и делаю все возможное, чтоб не попасть в рай, не приведи бог там оказаться с праведниками, они мигом мои книги и туфли утилизируют!

я очень рассчитываю на сказанное христом "в доме отца моего обителей много", это оставляет надежду, что нас - маньяков от культуры поместят в особый загончик, где мы, как и при жизни, будем смотреть на людей через бойницу своей башни из слоновой кости, это все же лучше, чем сквозь прицел как те, кто верит во врагов и народное благо, а не в духов.

пока не столкнулась с этим странным феноменом фаулза, я думала, что все книги годятся для прослушивания.

читать фаулзя я люблю, но вот решила недавно послушать роман "любовница французского лейтенанта", ранее брошенный на середине, чтец приемлемый, за ней не водится особых грехов, хоть и не из любимых.

вспомнила чудную мэрил стрип в главной роли, разнежилась душой.

с первых же строк что-то не заладилось, текст, который на бумаге прекрасно читался, на слух начал восприниматься каким-то потоком вяло - текущих недособытий, через двадцать минут это начало бесить, какая-то сплошная вода.

и это при том, что я обожаю неспешные бытописания с кучей подробностей, длинными диалогами о рассаде или покупке нового комода.

в тексте фаулза чего-то не хватало.

включила для сравнения моэма, все прекрасно, диккенса- тоже никаких претензий, голсуорси, даже джойс...

возвращаюсь к фаулзу и попадаю снова в это странное состояние, что-то не то, чего-то не хватает.

сменила книгу и чтеца, включила "коллекционер".

снова через двадцать минут началось невосприятие, какая-то разряженность воздуха как на горной вершине, книга никак не хочет утрамбовываться внутри.

взяла бумажный роман, читаю...

все нормально!

быаает, что сложно слушать книгу из-за обилия терминов или из-за слишком большой интенсивоности исторических событий, которые сложно сразу запомнить, но это не тот случай.

вот, такая загадка фаулза...


вторая загадка. тревожащая мой мозг, это почему сладкая скидка девяносто процентов всегда стоит на обуви размера 37, не важно балетки это, босоножки, сапоги, сложное сооружение на тринадцаитсантиметовом каблуке или совсем демократичные валенки- угги...всегда последний размер - 37!

я всегда в сантиметре от счастья...упс.

уныло смотрю на витрину и плачу, чувствую в этом знак надвигающейся катастрофы...

не нравится мне это число, будь моя воля, запретила бы выпускать вообще обувь такого размера, ну, чтоб нормальным людям с нормальной ногой хоть какая-то компенсация морального ущерба...