О притче

Наина
Притча  влечет человека  своей направленностью к "первоосновам человеческого существования" (С.С. Аверинцев). То есть смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком.

 И в этом смысле огромное значение, как мне кажется, приобретает евангельская притча о талантах. ( Евангелие от Матфея, гл.25)

Она содержит в себе  заряд огромной этической силы.

Притча о талантах дает возможность  правильно отнестись к самому себе, оценить или, напротив, переоценить свои способности. Воспользуется или нет человек этой возможностью- это  его личное дело.

Талант - это слово греческого происхождения, буквально обозначающее весы, груз. Талантом называлась крупнейшая весовая и денежная единица Древней Греции, а также Вавилона, Египта, Персии и Финикии. Размер таланта не был одинаков в разных странах и в разные исторические периоды. Так, вавилонский "тяжелый" талант равнялся 60,4 кг серебра, а "легкий" талант 30,2 кг. Самым распространенным в античную эпоху, начиная с 4 в. до Р. Х., был аттический талант, равнявшийся 26,2 кг серебра. Один талант делился на 60 мин, а каждая мина на 100 драхм, то есть в таланте было 6000 драхм. Чтобы учащиеся более наглядно представили размер  этой денежной единицы, зачитываем отрывок из романа Болеслава Пруса "Фараон" (1.8;1896. Пер. Е. Троповского). "За талант, - стал высчитывать финикиянин, усевшись в кресло, - можно получить двадцать золотых цепей, или шестьдесят дойных коров, или десять рабов для черной работы, или одного раба, который умеет играть на флейте, либо рисовать, или даже лечить. Талант - это целое состояние".

Название греческой меры серебра talanton  произошло от греческого talant - "несущий". Далее через латинский и французский оно приобрело нынешнее  значение, причем многие словари прямо связывают значение "природные способности" с евангельской притчей о талантах.

В отличие от басни, которая сразу преподносит недвусмысленный вывод - мораль, притча имеет более свободную, "открытую" форму, Она требует от слушателя или читателя перенести себя в ситуацию притчи, активно постигать ее смысл и в этом сближается с загадкой.

Возникновение притчи было закономерным проявлением свойственного древнему человеку образно-аналогического типа мышления, которое стремилось отвлеченную мысль облечь в образ или сравнение. Иногда притчу называют параболой, что в переводе с греческого означает "сравнение". Это то, что объединяет, сближает притчу с другими формами условно - аллегорического: сказкой, басней, пословицей, загадкой.

Что же отличает ее от них?

Притча не имеет четких жанровых границ, в роли притчи могут выступать при определенных условиях сказка и пословица , легенда и образное сравнение, В басне ее герои, в отличие от притчи ,- не только люди , но и животные, растения, - действуют,  как правило, в условных ситуациях бытового характера. В притче персонажи обычно безымянны, очерчены схематично, лишены характеров (в привычном для нас смысле слова): некий человек, некий царь, некий отец, некий сын. Это "человек вообще". Любимые темы притчи - правда и ложь, жизнь и смерть, человек и Бог.

Нельзя понять притчу вне контекста: ее смысл обусловлен поводом, по которому притча рассказана. Так, притча о талантах предварена притчей же о мудрых и неразумных девах. Неразумные девы не запаслись маслом для светильников и проспали приход "жениха." "Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа , в который придет Сын Человеческий", - говорит Иисус.  Какое слово является  в цитате главным, ключевым? Бодрствуйте. Что оно означает? Это призыв к активной творческой жизни,  к созиданию, к постоянной работе над собой, он напрямую соотносится со смыслом притчи о талантах.
Религиозно-мифологическое сознание древнего и средневекового человека видело в явлениях жизни, в каждом фольклорном и литературном сюжете, помимо его буквального смысла, иносказательный. Практически любой рассказ  получал назидательное толкование, осмысливался как притча.

В литературе нового времени роль притчи заметно меняется. Притча может стать способом авторского обобщения, когда писатель  использует емкость и содержательность ее формы для прямого разговора  с читателем о волнующих его нравственных и социальных проблемах. Для тех писателей, которые  стремятся строить свои произведения по законам притчи, она ценна прежде всего тем, что позволяет поставить героев в масштабную, общезначимую ситуацию этического выбора, имеющего принципиальное, основополагающее значение.