Детство моё босоногое 4 Радости и печали

Петр Юрьев 2

Велосипед

Я закончил пятый класс. Мне хочется иметь свой велосипед. У моего друга Женьки Андреева есть велосипед. Женьке проще, он технарь от рождения и уже собрал по схеме радио, которое работает, правда пока тихо, но Женька говорит, что нужен регулятор громкости. Я уверен, что найдет схему и по ней соберет этот самый регулятор. Женька собрал велосипед из отдельных частей. Раму, руль, седушку, без кожаного верха, и педали нашел в куче металлолома на свалке. Старые колеса ему отдал друг отца. Женька всё отчистил и начал сборку с колес. Перебрал втулки, отчистил, купил новые подшипники, затем вставил недостающие спицы, и отрегулировал колеса, чтобы не было восьмерок и люфтов. Купил камеры с покрышками, цепь и втулку для педалей. Собрал велосипед, покрасил, на седушку натянул кусок толстой, мягкой резины; и получился велосипед отлаженный, легкий на ходу и с мягкой седушкой. Женьке проще, он мастеровой. Он дал мне прокатиться, и я заболел велосипедом окончательно. Все мои мысли о велосипеде, но, в то же время, собрать, как Женька не смогу, а купить мне точно не купят - в семье лишних денег нет.  Посоветовался с Женькой. Он предложил сходить на рынок и посмотреть, за сколько можно купить беушный. Вышло, что за 12 - 15 рублей можно купить.

И пошел я к маме и прямо ей сказал.
- Мама, я хочу велосипед.
- Но, мы не сможем купить тебе велосипед.
- Мама, на рынке можно купить недорого. 12 - 15 рублей.
Мама подумала и сказала.
- За такие деньги, мы, пожалуй купим. Но деньги нам с тобой придется заработать. Что-то из овощей с огорода продадим. Я возьму несколько заказов на шитьё. Пожалуй, вот так мы соберем деньги. Но ты должен помогать мне, одна я не справлюсь. Согласен?
- Да, мама - радостно отвечаю.
И закипела работа, я в огороде работаю, поливаю редиску, огурцы, помидоры. Когда мама шьёт по заказу, нянчусь с младшим братом, убираюсь в комнате. Два раза в неделю собираем с огорода овощи на продажу, вяжем пучки редиски. Маме помогаю отнести на рынок и быстро домой к младшему брату.

За месяц, как мама говорила, мы собрали нужные деньги и пошли на рынок за покупкой. Выбрали велосипед и сторговались за 12 рублей. Правда одна камера была спущена и велосипед я вел всю дорогу. Это испортило первое впечатление от покупки. Я попросил Женьку и он помог настроить велосипед. С этого дня у меня началась новая жизнь: у меня был велосипед, и я мог поехать куда хочу. Машин было мало в городе, и они ездили по главным улицам. Я же колесил по не главным, где машин не было. Но на велосипед садился, когда домашние дела были переделаны, и мама меня отпускала. С Женькой мы ездили на рыбалку на речку  Ишим. Женька был хороший рыбак, он меня учил премудростям рыбной ловли, и с рыбалки я привозил пару килограммов рыбы. Мама готовила уху.

Женька хороший друг и умный, целеустремлённый парнишка. Любит путешествовать, правда, пока по карте. У него в комнате на всю стену висит карта мира. Он по ней путешествует по рекам, горам из одной страны в другую. Много знает о природе разных стран мира. Правда другие науки ему мало интересны, поэтому учится в школе на тройки. Я ему благодарен за дружбу, он человек практичный и всегда даст полезный совет.

Вот так, благодаря маме у меня появился велосипед, за что ей спасибо. Прошло с той поры много лет, уже нет мамы, а велосипедная история жива в памяти. Спасибо за науку жить. С детских лет я понял одно, только трудом можно чего-то в жизни добиться.

Фильм "Граф Монте-Кристо"

На экраны страны вышел французский фильм "Граф Монте-Кристо" с Жаном Море в главной роли. Много ребят из моего класса его посмотрело, а я не видел. Ребята делятся впечатлениями, спрашивают меня.
- Смотрел фильм.
- Нет еще - уклончиво отвечаю.
- Посмотри обязательно. Фильм интересный.
 Фильмы я смотрел в заводском клубе по детскому билету за пять копеек, а там этот фильм не показывали. Фильм двух серийный и посмотреть его можно в кинотеатре за 40 копеек. У меня таких денег нет. А посмотреть хочется и снова иду к маме.
- Мама, я хочу посмотреть фильм "Граф Монте-Кристо", но его показывают в кинотеатре за 40 копеек.
- Хорошо, я дам тебе деньги, но вначале давай закончим солить капусту.
Я помогаю маме резать капусту, но резать её надо много на целую бочку. Дня три мы с ней резали капусту и засолили на зиму. Я получил заработанные 40 копеек и посмотрел фильм. Я редко обращался к маме с подобными просьбами, понимая, что семья большая, и работает один отец. Эти случаи можно пересчитать на пальцах одной руки.

Футбол

На нашей улице собралось человек шесть пацанов одного возраста. Любимым занятием, когда мы собирались вместе, была игра в футбол. Играли настоящим футбольным мячом, его нам подарили братья Артемьевы, взрослые парни, которые работали на заводе и играли в заводской команде.  В пятидесятые годы футбол был популярен в народе и его поддерживали директора заводов и городское начальство. Каждый завод имел свою команду, футбольный стадион. В городе проводился футбольный чемпионат среди заводских команд. Народ валом ходил на матчи, ходили семьями, ходили, как на праздник. Болели за своих любимцев отчаянно. Эта страсть передавалась и нам мальчишкам пятидесятых.

Мы устанавливали ворота, а, поскольку, мяч был у меня, то ворота были против нашего дома. И начиналась игра, старались бить со всей силы, чтобы мяч обязательно попадал во ворота, но мяч часто летел в клумбу с цветами, посаженными мамой. Возмездие, за неуважение к цветам, наступало незамедлительно. Мама выбегала, рассерженная, на улицу, хватала мяч, и, клянясь всеми святыми, обещала его порезать. Игра останавливалась, и я шел уговаривать маму, чтобы она вернула мяч, обещая, что мы уйдем дальше.  Мама отдавала мяч, и мы переносили ворота против другого дома, и игра продолжалась, опять не долго, возникал конфликт с другой хозяйкой. В итоге нам предлагали уйти с нашего проулка на улицу. И мы уходили. На улице движения транспорта не было, поэтому было безопасно. И здесь мы играли долго до победного конца.

Не знаю, стал ли кто-то из моих друзей спортсменом, но футбольные баталии закаляли нас, и прививали вкус к здоровой жизни. Сказать про себя могу следующее - всю жизнь веду активный образ жизни, много времени уделяю туризму, и как пацан, из далеких пятидесятых, все время радуюсь, когда выхожу на природу.

Сбор металлолома

Пока получил среднее образование пришлось сменить семь школ, а в девятый класс и, вообще, ходил в вечернюю. Так складывалась жизнь. Изо всех своих школ помню очень хорошо восьмилетнюю школу номер 10 города Петропавловска, где учился с 4 по 7 классы. Помню, по именно, почти всех учеников своего класса. Это был замечательный класс и хорошие товарищи. Класс дружный; вместе проводили свободное время, участвуя в городских смотрах самодеятельности, соревнованиях и конкурсах. О городском соревновании по сбору металлолома и пойдет речь.

На классном собрании приняли решение участвовать в сборе лома, и всю организационную работу взяла на себя Римма Сабитова. Она у нас боевая и умеет организовать работу. Сразу стал вопрос куда складывать лом? В школе двор маленький и нет места. Римма вопрос решила. Поговорила с родителями, и они разрешили нам складывать лом у них во дворе. И пошло и поехало. Вначале мы очистили свои дома от лишнего лома, затем организовали рейды по своим улицами и там собрали весь металлолом. Поток был нескончаемым и двор у Риммы стал заполняться, но металл легкий: старые кастрюли, чайники, умывальники. Металла вроде много, а веса он не дает. Мы расширили поиск и стали искать лом в пригороде в отходах производств. Дело было уже зимой. Нам повезло - наткнулись на базу железной дороги, за воротами которой в куче был свален не нужный лом, и разрешили его забрать. Как забрать? И снова повезло - среди лома нашли железнодорожную раму  на колесах, вытащили её, сверху сложили кучу металла, и вытолкали  на дорогу. Нас много и, меняя друг друга, покатили тележку по улицам города. Дорога хорошо накатанная и тележка легко двигалась. Время было вечернее мы ни кому не мешали и благополучно доставили свой "драгоценный" груз к дому Риммы. Вышел папа, посмотрел с улыбкой, и открыл ворота, мы закатили тележку во двор. Лома во дворе было уже много.

Итоги подводили в конце учебного года. Наш класс собрал больше всех лома и стал победителем в городском соревновании. О нашем классе показали на телевидении сюжет в новостях и наградили поездкой в г. Омск на неделю.

Группа из пятнадцати учеников, с классным руководителем Татьяной Ивановной во главе, выехали в ночь поездом. До Омска 250 км. Приехали утром. Нас встретили и проводили в летний лагерь, который располагался в здании школы. Всю неделю ходили по музеям и осматривали сам город. Омск произвел впечатление: чистый, широкие проспекты и тротуары, на которых в бетонных больших горшках цветы. Город очень зеленый, много парков, скверов, газонов. И в тоже время - город труженик, город химиков. Река Тобол проходит через город: с одной стороны сам город, а с другой химические заводы. Тобол в городе очень широкий и заводы видятся силуэтами. Запомнилась поездка на катере по Тоболу. Огромные, многопролетные мосты соединяют берега Тобола. Кстати Ишим, наша речка, впадает в Тобол. Один день провели на речке - купались и загорали. Наш Петропавловск в сравнении с Омском уже казался маленьким городишком. Вообще, это так и есть, не в обиду нашему городу будет сказано. Неделя пролетела быстро, много впечатлений от поездки, и мы уже едем поездом в Петропавловск.
Домой возвращались под утро. Ранним утром поезд прибыл в Петропавловск, я вышел на перрон, огляделся вокруг - все родное и близкое, правда без блеска; и на душе стало легко и радостно - я дома. Тогда, может быть впервые, понял, что много городов хороших и разных; но родной город, где ты родился, он один и есть твоя маленькая Родина!

Босиком в школу

Эта обидная история со мной произошла, когда я был еще маленьким и учился в третьем классе. Мама уехала по селам фотографировать, папа работает, а я с братом у дедушки с бабушкой на попечении. Мне в школу нужно уходить в час дня. С утра я заигрался. Бабушка вспомнила про школу в половине первого, позвала меня и стала быстро собирать. Штанишки, рубашку одела, портфель в руки.
- Одевай ботиночки и иди.
Я ищу ботинки под кроватью их нет.
- Бабушка, ботинок нет? - отвечаю.
- Как нет. Смотри они должны быть там.
Все углы с бабушкой просмотрели, нигде нет. Ботинки у меня одни, других нет. Летом детвора бегает босиком. Бабушка, видимо, перепрятала, чтобы под ногами не мешали, а куда не помнит. Босиком в школу не пойдешь и бабушка решила.
- Ладно в школу не пойдешь, а вечером мы твои ботинки отыщем. А сейчас сходи в магазин и купи хлеб и сахар.
Я, не без удовольствия, помчался исполнять бабушкино поручение.

Вернулся домой с покупками, за столом отец кушает. Увидел меня.
- Ты почему не в школе?
- Не знаю, где мои ботинки. - таким ответом, я рассердил отца, и он на повышенных тонах, резко ответил мне.
- Как, это ты не знаешь? Что совсем голову потерял? - и обращается строго к бабушке.
- Мама, ты почему не проконтролировала?
- Ванечка, сынок, да не знаю я куда они запропастились, мы все обыскали их нет. - разволновалась бабушка.
- Мне всё понятно. А ты, собирайся и иди в школу.
- Папа, ну что босиком? - пытаюсь возразить.
- Вот босиком и иди, раз не знаешь, где твоя обувь. - голосом, не терпящим возражения сказал отец.
Бабушка быстренько помогла мне одеться и я пошел. Пришел в школу, дождался перемены и прошмыгнул в класс. Сел за парту и ноги поднял к верху. Так и просидел до конца занятий, учительница видела, что я без ботинок, но ничего не сказала.

Возвращаюсь после школы, ботинки стоят возле моего топчана. Бабушка их нашла и выставила. Отец сидел за столом и работал, посмотрел на меня и ничего не сказал. Мы с бабушкой тихо вышли во двор, чтобы не мешать. Она меня покормила, и я в летней комнатке сел делать уроки.

Так закончилась эта история, которая стала для меня уроком. С тех пор и по сей день стараюсь быть аккуратным и собранным.

март 2017 г.