О том как мир невидимый создал мир видимый

Вячеслав Лукьянов 2
                СОТВОРЕНИЕ МИРА
                ИЛИ
                ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЕТ ЧЕЛОВЕК?
                (По материалам Библии)
                «… Православная  церковь – это мастерская, в               
                которой Бог творит Себе детей» (8. стр. 432)
                1. Введение.

   1.1.    Ключевая формула для понимания Святого Писания -   При изучении Святого писания «требуется подчинение и исполнение, а    не понимание! Чтобы понять Бога, надо, очистив   свою душу, жить Богом, быть вместилищем Святого Духа, тогда тот же Дух раскроет пред тобою тайны Божии». (7. Стр. 15).

     В чем особенность Библии?     « Главной чертой, отличающей Святое писание «Библия» от всех других литературный произведений, сообщающей ей высшую силу и непререкаемый авторитет, служит ее богодухновенность. Под нею разумеется то сверхъестественное, божественное озарение, которое, не уничтожая и не подавляя естественных сил человека, возводило их к высшему совершенству, предохраняло от ошибок, сообщало откровения, словом – руководило всем ходом их работы, благодаря чему последняя была  не простым продуктом человека, а как бы произведением самого Бога. (Понятие о Библии (2)).

1.2.        Иван Николаевич Панин, русский математик, философ и богослов, в начале ХХ века, изучая исходные тексты Библии математическими методами,  доказал, что «Библия - это слово Бога». Это означает,  что все книги, входящие в Библию: и Ветхий завет, написанный на древнем арамейском языке, и Новый Завет, написанный на греческом языке,  продиктованы из одного источника, хотя и писались они на протяжении 2000 лет.

    В статьях, посвященных изысканиям И.Н. Панина, говорится: «…когда ученым стало ясно из Библии, что Бог – это Бог порядка и, что этот порядок прослеживается и  в Его творении. Из этого следует, что если Бог вложил определенный порядок во все Свое творение, насколько больше порядка Он вложил в Свое Слово – Библию».

     1.3. Если проанализировать пятикнижие Моисея с точки зрения возможных знаний самого Моисея о мироздании, истории т.д., то становится понятным, что сведения, изложенные в книге Бытие, да и в большей части книги Исход, сам Моисей знать просто не мог.  Более того, в главе 4(10) кн. Исход написано: «И сказал Моисей Господу: о, Господи! Человек я не речистый, и таков был и вчера и третьего дня, и когда Ты начал говорить с рабом  Твоим: я тяжело говорю и косноязычен. Господь сказал (Моисею): … Я буду при устах твоих и научу тебя, что тебе говорить». Следовательно, с высокой степенью точности можно сказать, что все изложенное в пятикнижии, а также и в других книгах, входящих в Библию, ПРОДИКТОВАНО ГОСПОДОМ БОГОМ, т.е. продиктовано из одного источника. Книги Ветхого Завета писались на протяжении 1600 лет. Последняя была написана за 400 лет до Нового завета. Но во всех этих книгах абсолютно последовательно изложена работа Бога по созданию системы управления воспитанием человека или, точнее, его души. Подробнее об этом будет написано ниже.
 
   1.4. Из какого источника продиктовано и зачем это было нужно источнику?

    В Послании к Евреям Святого Апостола Павла (11.1) говорится: «Верою познаем, что веки  устроены словом Божиим, так что из невидимого произошло видимое». Что означает выражение: «… из невидимого произошло видимое»? В  кн. Бытие гл. 1(2) говорится: «Земля же была безвидна и пуста, и ТЬМА НАД БЕЗДНОЮ… (3) И сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Следовательно, до этого эпизода мир, в котором существовал Бог, был невидимый. И дав свет, Бог начал создание мира видимого.

     Так кто еще кроме Бога был в мире невидимом?

    В Писании часто упоминаются ангелы. Преподобный Иоанн Дамаскин в своей книге «Точное изложение Православной веры» (кн. 2, гл. III), ссылаясь на святейшего Дионисия Ареопагита, пишет: «Божественное Писание назвало девять небесных сущностей; божественный священнонаставник разграничивает их на три класса – тот, который всегда находится около Бога и которому позволено быть соединенным с Ним ближайшим образом и непосредственно, класс шестокрылых Серафимов, и многоочистых Херувимов, и святейших Престолов. Второй же – класс Господств, и Сил, и Властей; а третий и последний – класс Начал, и Архангелов, и Ангелов». Место расположения невидимого мира обозначено как – «на небе», т.е. вне земли.  Таким образом, Бог был не одинок в своей работе по созданию Земли и человека, но был безусловным руководителем всей работы. Выражаясь современным языком, Бог - это руководитель проекта.

    Можно предположить, что основной смысл действий невидимого мира по созданию видимого мира заключается в том, что создаваемый видимый мир не сможет видеть то, что происходит в невидимом мире, в то время как невидимый мир полностью контролирует действия видимого мира.  Такой контроль позволяет представителям невидимого мира направлять действие представителей видимого мира в нужном для невидимого мира направлении.

    Библия продиктована невидимым миром для того, чтобы люди имели летопись не только создания жизни на земле, но и духовную летопись воспитания людей в соответствии с законами, данными невидимым миром в книгах, входящих в Библию. Кроме того, в Библии изложена последовательность событий по созданию единого органа, способного стать основой в воспитания людей, в познании ими и исполнении ими Божественных законов. История создания такого органа начинается с Адама, проходит периоды правления Патриархов, затем Судей, далее  Царей и существовавших во все эти периоды пророков и, наконец, приходит к созданию Церкви.
                2. Сотворение мира

    В гл.1и 2 кн. Бытие изложена концепция создания видимого мира - Земли и человека. Она включает в себя семь основных этапов (учитывая уровень знания ветхозаветных людей, для которых все это было написано, этапы названы днями), в каждом из которых указана достигнутая на данном этапе конечная цель. При этом, каким путем достигнута конечная цель и сколько  времени ушло на достижение конечной цели, не говорится, видимо по той же причине – ветхозаветные люди вряд ли смогли все понять. Для этих людей была рассказана прекрасная легенда о Рае, которая до нашего времени волнует человечество.

    Все семь этапов составляют последовательность событий по созданию и обустройству Земли и ее природы (флоры, фауны). Для того, чтобы понять временной интервал, в течение которого все перечисленное на каждом этапе происходило, необходимо вспомнить высказывание (Второе послание Петра, 3.8.) Апостола о том, что «один день у Бога это тысячи лет на Земле».  Это соответствует современному пониманию возраста Земли, так как ветхозаветные люди не знали, что такое миллиард и более и поэтому использовали максимально известную цифру – тысячи.   Следовательно, каждый этап составлял в современном исчислении сотни миллионов лет и может быть даже миллиарды лет.

                2.1. Первый этап (день первый).

     Конечным итогом работы на первом этапе стало «Сотворил небо и землю;… свет; …отделил свет от тьмы и назвал свет днем, а тьму ночью». (Быт. 1.5.).
   Учитывая современные знания о происхождении вселенной можно сказать, что СВЕТ появился в результате вселенского взрыва, т.к. других источников света тогда еще не было.
                2.2. Второй этап (день второй)

    В результате взрыва началось движение материи, в связи с этим более легкие фракции отделились от более тяжелых и в итоге:  «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. ... и назвал твердь небом». (Быт.1.8.).
    Таким образом, закончился процесс создания земного шара (Земли) и дальнейшие работы проводились уже по внутреннему обустройству Земли.
 
                2.3. Третий этап (день третий).

  « И собралась вода под небом в свои места, и явилась суша (земля). … И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду, … и дерево, приносящую плод, в котором семя его по роду его…». (Быт. 1.12).  Таким образом, конечным итогом работы на третьем этапе было создание механизма постоянного размножения растений, исключающего возможность безвозвратной потери всего сделанного. Создана флора, как основа развития жизни.

                2.4. Четвертый этап (день четвертый).

   В день четвертый созданы солнце, луна и звезды: «для отделения дня от ночи и для знамений, и времен, и дней, и годов» (Быт. 1.18). Так как на Земле есть только солнечный свет, то, видимо, к четвертому этапу  первичный свет, о котором говорится в Быт.1.3. иссяк, и к этому времени было создано солнце. Исходя из указанной выше формулировки цели создания светил, можно сказать, что были созданы не только постоянное освещение, но и вечный календарь. Солнечный свет позволил флоре «цвести и размножаться».

                2.5. Пятый этап (день пятый).

    На этом этапе  говорится, что жизнь вышла из воды: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода…, и всякую птицу пернатую по роду ее. … И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь…» (Быт. 1. 20-23.).    И опять запускается механизм размножения, как и в предыдущем случае с растениями. Началось создания фауны на основе созданной флоры, их совместное существование и приспособление друг к другу.
 
                2.6. Шестой этап (день шестой).

    На основе созданной ранее флоры продолжается  создание фауны. Получают развитие животные более высокого уровня развития, в том числе и млекопитающие.  « … да произведет земля душу живую по роду ее,  скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (1.24).  И снова запущен механизм размножения животных, начался период их совместного существования.

     И так,  было завершено создание Земли и ее природы.
   
   Зачем нужен был этот колоссальный по своему объему и длительности труд по созданию видимого мира?
 
     Ответ на этот вопрос находим на этом же шестом этапе. В гл. 1(26-27) Бытия говорится: «И сказал Бог: сотворим человека по образу  Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими … и над всей землею… И сотворил Бог человека по образу Своему… мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю, и ОБЛАДАЙТЕ ею, и ВЛАДЫЧЕСТВУЙТЕ над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, над всяким животным пресмыкающимся по земле».
 
    Учитывая изложенное, можно сделать вывод о том, что все сделанное ранее имело только одну цель – подготовить все необходимое для жизнедеятельности созданного человека и предать ему все сделанное в «обладание и владычество».

                2.7. Седьмой этап (день седьмой).

    « И благословил Бог седьмой день, и освяти его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (Быт. 2.3.)

    Все что нужно было сделать - сделано. Начался, выражаясь современным языком, период опытной эксплуатации. Надо еще раз все просмотреть, проверить и разрешить дальнейшее существование Земли и человека.

   Внимательно изучив 1 и 2 главы Бытия можно обратить внимание на две фразы: «сотворим человека по образу  Нашему и по подобию Нашему…» (Быт. 1.26.) и «Так совершенны небо и земля и все воинство их». (Быт. 2.1.). Это еще раз доказывает, что Бог был не один. Кроме того, как писал Иоанн Дамаскин, Сатана, до так называемого отпадения, был ближайшим соратником Бога и «стоял во главе земного чина, и которому (Сатане) со стороны Бога была вверена охрана земли» (кн. 2.гл. IV). И у него в подчинении была целая армия ангелов. На основании изложенного смею сделать вывод, что Бог был, выражаясь современным языком, бесспорным руководителем проекта по созданию Земли и человека, над реализацией которого работало огромное количество представителей невидимого мира.
 
                3. Так Кто  такой человек?

    Почему ради него проделана такая гигантская работа? Что означает выражение «по образу и подобию  Нашему»? В гл. 2(7) Бытия говорится: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Таким образом, человек состоит из двух составляющих: «праха земного», т.е.  тела, и души, данной ему «вдуновением Божиим».  Как мне представляется,  определение, кто такой человек, наиболее полно и точно дает Преподобный Иоанн Дамаскин в своей книге «Полное изложение православной веры». В кн. 2  гл. XII он  пишет: «…Бог Своими руками творит человека и из видимой  и невидимой природы, как по Своему образу, так и подобию: тело образовав из земли, душу же, одаренную разумом и умом, дав ему посредством Своего вдуновения, что именно, конечно, мы и называем Божественным образом, ибо выражение по образу обозначает разумное и одаренное свободною волею; выражение же по  подобию обозначает подобие через добродетель, насколько это возможно для человека». В кн. 3 гл. ХVI он пишет: «Каждый в отдельности человек, состоя  из двух естеств – как души, так и тела и имея их в самом себе в неизменном виде, естественно будет называться двумя естествами, ибо он сохраняет в целости естественное свойство и того и другого и после соединения  их.  Ибо и тело не бессмертно, но тленно; и душа не смертна, но бессмертна; и тело не невидимо, и душа  не видима телесными очами, но одна – ОДАРЕНА РАЗУМОМ И УМОМ и бестелесна, а другое – грубо, и видимо, и неразумно. А то, что противоположно по сущности, не есть одной природы; СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ДУША, И ТЕЛО НЕ ОДНОЙ СУЩНОСТИ». В  кн. 3 гл. XVIII он писал: «А что человек – живое существо, одаренное разумом и умом, никто не будет противоречить. … Ибо ум находится в середине между Богом и плотью: плотью, как живущий вместе с нею, а Богом, как ОБРАЗ ЕГО. И так, ум соединяется с умом, и ум Божий служит посредником между чистотою и плотскою грубостью». Иоанн Дамаскин дает также определение Богочеловеку Иисусу Христу «…  И так, Он (Иисус) воспринял плоть, одушевленную душою как разумною, так и умною, владычествующей над плотью, но ведомою Божеством Слова».     В кн. 4 гл. IV говорится: « Ибо Он (Бог) сотворил его (человека) по образу Своему – разумным и свободным, и по подобию – то есть совершенным во всяком роде добродетелей, в какой мере это доступно естеству человека».
 
     3.1. Так в чем различие между умом и разумом?

    Иоанн Дамаскин в кн. 2 гл. XXVII пишит: «Ибо разуму принадлежит, с одной стороны, созерцательная способность,  с другой - способность действовать. Созерцательная способность – та, которая рассматривает сущее, в каком положении оно находится; способность же действовать – та, которая обсуждает, та которая устанавливает правильный смысл тому, что должно быть делаемо. И созерцательную способность называют умом, способность же действовать – разумом; а также созерцательную способность называют МУДРОСТЬЮ, способность же действовать БЛАГОРАЗУМИЕМ». В кн.3 гл.VI говорится: «И так, Слово Божие соединилось с плотью при помощи ума, посредствовавшего между чистотою Божию и грубостью плоти. Ибо ум, с одной стороны, есть руководящее начало, как души, так и плоти. С другой стороны, ум есть чистейшая часть души; а Бог – руководящее начало и ума…».  Исходя из изложенного, можно дать следующее определение:  человек - это плоть одушевленная, одаренная умом и разумом, где ум – это созерцательная, познавательная способность (в современном понимании это – абстрактное мышление), и разум – двигательная способность, устанавливающая правильную последовательность всем действиям по достижению желаемого результата. В Акафисте благодарственном «Слава Богу за все» есть такие слова: «Слава Тебе (Богу) за гениальность человеческого ума (Икос 7)». Отсюда можно сделать вывод, что наличие УМА (абстрактное мышление) отличает человека от остального одушевленного мира, одаренного только РАЗУМОМ. Ум это своего рода надстройка над разумом, именно через ум происходит общение человека с невидимым миром, в том числе и с Ангелами-хранителями, как посредниками между видимым и невидимым мирами (между Богом и человеком).

     3.2. И так, создана Земля или как принято говорить – окружающая среда, в эту среду помещен человек – плоть одушевленная, одаренная умом и разумом, коренным образом отличающийся от окружающего животного мира. Для нормального существования человеку в отличие от  животных необходимы: одежда, жилище, пища должна быть специально приготовленной, вода только чистая, нужен огонь и для приготовления пищи и для обогрева, потомство требует длительного и внимательного воспитания, не приемлет одиночества, легко заболевает и трудно лечится и т.д. Человек может существовать только в очень ограниченном пространстве  на Земле, и  не может свободно вырваться за ее пределы, если только он сможет создать для этого условия  жизни аналогичные земным.
 
                4. Так в чем же смысл всего созданного?
                Зачем все это было нужно?

       Ответ на эти вопросы находим опять же в первых главах кн. Бытие, где автором впервые записывается предание о Рае на Земле, Адаме, Еве, хитром Змее, который мог говорить и все знал наперед, и предложил Еве плод с дерева ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА, а ведь там было и ДЕРЕВО ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ. Не потому ли и «подослали» змея, чтобы Адам и Ева не съели плод с Дерева вечной жизни, а только именно – с Дерева познания добра и зла. И  после того, как Адам съел плод с Дерева познания добра и зла, «сказал Господь Бог: вот Адам стал одним из Нас, зная добро и зло»; и чтобы он не взял плод от Дерева вечной жизни и не стал жить вечно, выслал его из рая. (Быт.3.22).    Таким образом, все предыдущие действия по созданию Земли и человека преследовали ГЛАВНУЮ ЦЕЛЬ – научить человека, а точнее его ДУШУ, вселенную в плоть человека, жить в добре и любви и  быть не восприимчивой ко злу, для чего  душа человека должна не только научиться управлять  плотью, в которой она находится, но и  распознавать  что такое добро и что такое зло. Для этого она должна в течение всей жизни пройти через испытания на добро и зло.

                А сколько должна жить плоть человек?

     Об этом так же говорится в кн. Быт.6.3: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; ПУСТЬ БУДУТ ДНИ ИХ СТО ДВАДЦАТЬ ЛЕТ». Таким образом, срок воспитания души на добро и зло определен сроком жизни плоти человека равным 120 годам. При этом надо учитывать, что душа  может покинуть плоть (тело) только в результате смерти плоти.  При этом суицид  категорически запрещается церковью, так как происходит искусственное нарушение установленного процесса воспитания души.
 
                5. Так что же такое душа и откуда она берется?

    В Толковой библии при рассмотрении КНИГИ ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМОНА (гл. VIII. 19-20) говорится: « Таким образом,  в данном месте содержится намек на учение о предсуществовании душ. В Ветхом Завете нет никаких указаний на это учение; писатель книги Премудрости мог заимствовать его только из Платоновой философии. Однако учение о предсуществовании душ Платона у него значительно изменено. По Платону только согрешившие, падшие души посылаются в тела; здесь они ведут борьбу со всем тем злом, источником которого является тело и если одерживают победу над низкими плотскими  состояниями – они спасены, если же подчиняются телу – гибнут. У писателя книги Премудрости Соломона, напротив - «добрая душа» посылается в тело и притом «тело чистое». Значит ли это, что писатель не смотрит на тело, как на источник зла? Ответ найдем там же в (IХ, 15): «тленное тело отягощает душу, и эта земная храмина подавляет многозаботливый ум». Учитывая то, что Библия это слово Божие, то вариант «доброй души и чистого тела» наиболее вероятен. Святые отцы Православной церкви учат, что и душа и тело зарождаются вместе в момент зачатия  и являются новыми и чистыми.

   Учитывая изложенное,  можно сделать вывод о том, что существует две версии назначения соединения души и тела.

   Первая версия ( на основе теории Платона): Земля - это аналог нашей земной тюрьмы, тело – аналог камеры в этой тюрьме, в которую вселяется где-то провинившаяся душа. Аналог надсмоторщиков - священники. Дан перечень законов и уставов, которыми душа должна пользоваться, чтобы исправиться. Срок - 120 лет. На душу создается постоянное отрицательное воздействие. Если душа очистилась от всех душевных язв, то ее возвращают туда, откуда ее прислали (условно - Рай). Если не очистилась - то в другое место (условно в ад).
 
    В АКАФИСТЕ за единоумершего есть такие слова: Кондак 9. «Кончено странствование земное, какой благодатный переход в мир Духа, какое созерцание новых неведомых миру земному вещей и небесных красот, душа возвращается в свое отечество, где светлое солнце, правда Божия просвещает поющих: Аллилуия». Ключевые слова – возвращается в свое отечество. Как  может называться отечеством то место, где душа никогда не была, так как она зарождается в момент зачатия? Кроме того, обряд крещения проводится, как правило, в раннем детстве. В Символе Веры говорится: «Исповедую едино крещение во оставление грехов». Может это и есть отпущение ранее нажитых грехов?! И дальше душа начинает все «с чистого листа».
 
    Вторая версия: земля это своего рода "детский сад", тело - это оболочка, в которую вселяют новую, чистую душу. Воспитатели - священники. Срок - 120 лет. Те же законы и уставы, что и в первой версии. За это время душа должна получить своего рода «прививки» и стать устойчивой ко злу и другим отрицательным внешним воздействиям, и обязательно остаться чистой и доброй. Только в этом случае душу берут дальше жить (условно - Рай). В случае "заболевания" души ее направляют в другое место (условно - Ад). В Евангелие от Марка (10.15) говорится: «Истинно говорю Вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него».
Болезни тела лечатся лекарствами, которые прописывает врач из поликлиники. Болезни души обычными лекарствами не лечатся, они лечатся Церковью. Что это за болезни?

                ВОСЕМЬ ГЛАВНЫХ СТРАСТЕЙ ПО УЧЕНИЮ
                СВЯТИТЕЛЯ ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА
1. ГОРДОСТЬ.

     Пути борьбы: смирение, молчание и безмолвие, воспоминание о смерти, воздержание и молитва, вообразить предстояние наше Богу.

2. ТЩЕСЛАВИЕ.

     Пути борьбы: укорять себя перед Богом, помятование о грехах, сокрушение сердца, почитать себя всегдашним перед Богом должником.

3. УНЫНИЕ.

     Пути борьбы: оплакивание своих грехов, прилежная молитва, с твердым упованием получить будущие блага, размышление о смерти; истинное послушание, рукоделие и псалмопение.

4. ПЕЧАЛЬ.

    Пути борьбы: размышления о страшном суде, непрестанная молитва, страх Божий.

5. ГНЕВ.

    Пути борьбы: безгневие и кротость, послушание, смиренномудрие.

6. СРЕБРОЛЮБИЕ.

    Пути борьбы: нестяжание, безпристрастие; непоколебимая вера, надежда и уклонение от мира; память смертная и милосердие.

7. БЛУД.

    Пути борьбы: познание немощи страсти; телесные труды, пост, жажда, воздержание и бдение; послушание, смиренномудрие и безгневие; память смерти, молитва Иисусова.

8. ЧРЕВООБЪЕДЕНИЕ.

    Пути борьбы: память смертная; воспоминание  огня геенского и о своих прошедших грехах; пост, воздержание.

    Все перечисленные болезни души относятся как к первой версии так и ко второй. Лечатся эти болезни только через ПОКАЯНИЕ. И если для первой версии все понятно – душа пришла с этими болезнями, то для второй версии есть вопрос – как чистая, новая душа заболевает этими болезнями, может быть они переходят к ней от плоти?

    « Не в том только состоит дело спасения, что сходить в церковь да сесть за пяльцы, а надобно смотреть за сердцем своим и истреблять страсти: гордость, самолюбие, тщеславие, гнев,  ярость, злобу, обжорство, похоть плоти и прочее; в том-то и состоит наша духовная брань – противиться страстям, истреблять их помощью Божией» учат нас старцы Оптинские (12. Стр.60).

    Возможно, что в обоих случаях, при наличии хотя бы одной из перечисленных болезней, неисправленную или «заболевшую» душу ждет духовная смерть.
             
         6. Как разобраться в том, что такое ДОБРО и что такое ЗЛО?

   Чтобы человеку разобраться, что такое добро, а что такое зло необходима  система координат,  в пределах  которой можно правильно определить: что есть добро и что есть зло и где граница между ними. Такая система координат описана в Библии в виде преданий и конкретных учений. Это созданная Богом духовная двухполюсная система, духовная среда, окружающая душу человека:
Положительный полюс. Свет -  Рай. Воздействие на душу человека – Святой Дух. Постоянный представитель – Ангел-хранитель.

    Основное условие попадания в Рай – исполнение заповедей и других божественных указаний, передаваемых через священников, пророков и т.д.
Отрицательный полюс. Тьма -  Ад. Воздействие на душу человека – Падший дух. Постоянные представители – Бесы.

   Основное условие попадания в АД – не исполнение заповедей, гордыня и другие смертные грехи.

    В Евангелие от Иоанна есть такие строки (15. 2-6): « Я (Иисус) есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой – виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он  отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. …  Кто не прибудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают».
 
    По определению, данному Преподобным Иоанном Дамаскином,
« Ангел есть сущность, одаренная умом, обладающая свободною волею, бестелесная, служащая Богу, по благодати получившая для своей природы бессмертие.  А так как они умны, то находятся и в местах постигаемых только умом» (кн. 2.гл.III). Говоря о дьяволе и демонах, он пишет: «Будучи одной и той же природы с Ангелами, они сделались злыми, добровольно отклонив расположение сердца от блага ко злу. Они не имеют ни власти, ни силы в отношении к кому-либо, если не получат позволения от Бога для ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЕГО ДОМОСТРОИТЕЛЬСТВА» (кн. 2.гл. IV). Сатана, как уже говорилось выше, был ближайшим соратником Бога, и у него в подчинении была целая армия ангелов. А ангелы, как уже также говорилось, это сущности трудно склоняемые ко злу. И вдруг, причем сразу после окончания работ по созданию Земли и человека, Сатана со всей своей армией ангелов взял да и отпал «не перенесши как света, так и чести, которую ему даровал Творец». (кн. 2.гл. IV) Необходимо понять, что ангелы и бесы они одной сущности, раз раньше они были вместе, да и после они остались на Земле около человека, только почему-то не воюют между собой, а воздействуют на человека (его душу) как плюс и минус на электрон. Такую ситуацию, когда ангелы это положительный полюс системы, а бесы - отрицательный полюс той же системы можно рассматривать как «ролевые игры», только это не игры, а «единство и борьба противоположностей». Чтобы воспитание человека в духе добра было полным на человека с равной силой должны воздействовать противоположные по своей сути явления. Трудно понять, что такое ДОБРО, если не испытал ЗЛА. Эта система не может поступать с человеком насильственно, она дает возможность человеку самому решать сможет ли он выдержать нападение темных сил или не сможем выдержать. В Евангелие от Матфея (18.7.) говорится: «Горе миру от соблазнов, ИБО НАДОБНО ПРИДТИ СОБЛАЗНАМ; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит». В Благодарственном акафисте … (Икос 9) говорится: « … слава Тебе, посылающему нам скорби и неудачи, дабы мы были чуткими к страданиям других» (5).

    Один из Оптинских старцев Преподобный Макарий учил: «Христианин, провождающий жизнь по заповедям Божиим должен быть испытуем различными икушениями: 1) потому что враг, завидуя нашему спасению, всякими кознями старается сделать нам препятствие к исполнению воли Божией, а 2) потому что не может быть вера тверда и истинна добродетель, когда не будет испытана противным ей препятствием и останется непоколебимою. Посему в жизни нашей есть духовная брань всегдашняя» (12. Стр. 80.).

     Главный итог жизни на земле - стремление к встрече с Богом и жизни ради него, т.е. вся жизнь должна быть направлена на достижение добра и любви. Источник праведности человека заключается в страхе Божием, именно боязнь Божиего наказания должна быть основной движущей силой в достижении добра и любви. Гордыня – свойство противоположное ему.  Она поддерживает в человеке стремление жить по своей воле и влечениям, а не в согласии с заповедями Господа.

          7. Каким образом эта система описывалась и как требования, заложенные в эту систему, доводились до человека?

     В книге протоиерея Максима Козлова «400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни» говорится: «10.6. Ведь первоначально существовала лишь устная проповедь апостолов и их устный рассказ о Христе Спасителе и о том, чему Он учил. В этом смысле Предание предшествовало Писанию. Так было и с Ветхим Заветом, когда первоначально истина богопознания передавалась устно из рода в род, пока она не была записана пророком и боговидцем Моисеем».  В комментариях к Толковой Библии говорится: «Проследим последовательность развития мессианской идеи в книгах Ветхого Завета. Обетование Избавителя, данное падшим прародителям еще в раю, вот первое звено той непрерывной цепи ветхозаветных мессианских пророчеств, которые начались Адамом и кончились Захарией, отцом Иоанна Крестителя. Поэтому оно и называется «первоевангелием». С эпохи Ноя это обетование определяется несколько ближе и точнее:  семенем жены называются лишь дети Сима, к которым и приурочивается история искупления. Этот круг еще больше сужается с эпохи Авраама, отца богоизбранного еврейского народа, в семени которого возвещается спасение и всех остальных наций. Впоследствии и из потомства Авраама выделена была раса Иакова, позднее сам Иаков, в духе пророческого прозрения, дает особое благословение своему сыну Иуде. И чем дальше шло время, тем ближе и частнее определялись различные черты мессианского служения: так, пр. Валаам говорит об Его царственной власти, Моисей – о трояком Его служении: царском, превосвященническом и пророческом, о происхождении Мессии из царского рода Давида, о рождении Его в Вифлиеме  от Девы матери, о торжественном входе Его в храм Иерусалимский,  о разных, даже мелких, обстоятельствах Его крестных страданий и смерти, об Его славном воскресении, о наступлении Его благодатного царства и Его грозного второго пришествия».  В кн. Бытие (26.5.) говорится: « … Авраам послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои». Таким образом, до Моисея все законы, данные Богом, были заключены в преданиях, которые передавались из поколения в поколение через патриархов, пророков. Начиная с пятикнижея Моисея, заповеди были записаны, и была организована линия священников, которые просвещали и воспитывали народ.  В таких книгах, входящих в Библию, как Книги Судей, книги Царств и т.д. говорится о совершенствовании системы управления обучением и воспитанием еврейского народа в духе мессианской идеи. В комментариях к Толковой Библии говорится: «По своему характеру и содержанию все ветхозаветные книги могут быть разделены на три главных группы: книги законоположительно-исторические, книги пророческие и книги поэтическо-назидательные. Первый класс излагает историю теократии, т.е. правления Иеговы над израилем. Но с какой целью Господь употребляет столь различные методы воспитания Своего народа? Завет на Синае, Моисеево законодательство, бедствия пустыни, завоевание земли обетованной, победы и поражения, отчуждение от других народов, наконец, тягость вавилонского плена и радость возвращения из него – все это имело очевидной своей целью сформировать еврейскую нацию в известном духе, в духе сохранения и распространения мессианской идеи. Еще очевиднее этот мотив в пророческих книгах, где то через угрозы, то через обещание наград, народ  еврейский постоянно поддерживался на известной нравственной высоте и приготовлялся в духе ЧИСТОЙ ВЕРЫ и ПРАВОЙ ЖИЗНИ, в виду грядущего Мессии. Что касается, наконец, до книг последней группы – поэтическо-назидательных, то одни из них, как напр., Псалмы, были прямо мессианскими молитвами еврейской нации; другие, как Песнь песней, под формой аллегории изображали союз  израиля со Христом; третьи, как кн. Премудрости, Екклезиаст др. раскрывали различные черты Божественной Премудрости, лучи  того Божественного Слова, которые сияли среди мрака язычества и в до-христианском мире». В Евангелие от Матфея (15.24.) говорится: « Он (Иисус) же сказал в ответ:  Я послан только к погибшим овцам дома Израилева». То есть, Иисус Христос был последней надеждой на то, что удастся все-таки возродить богоизбранный еврейский народ, «в семени которого должно было быть возвещено спасение и всех остальных наций».

    Продолжая  мысль  о создании системы управления спасением всех наций,  в Новом Завете эта функция возлагается на Иисуса Христа, который передает эту функцию Апостолам, которые привлекают не только еврейский народ, но и язычников, и далее – на Христианскую Церковь, как единую организационную систему по проведению Божественных указаний в жизнь людей, воспитание людей в духе любви и добра, разъяснения людям через покаяние и описание греха, что такое добро и что такое зло. Краеугольным камнем Христианской Церкви является Иисус Христос. В Евангелие от Матфея (16. 18.) говорится: «… Я говорю тебе: ты – Петр (камень) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царствия Небесного…». Впоследствии из Христианской Церкви выделилась Православная Апостольская Церковь, тысячелетний опыт которой по доведению до людей Божественных заповедей, отработанные веками методики воспитания людей в духе любви и добра являются основой в спасении наших душ. В Акафисте благодарственном «Слава Богу за все» есть такие слова: «… слава Тебе, воздвигшему Церковь Твою как тихое пристанище измученному миру. (5. Икос 11)». Выражаясь современным языком, Церковь является своего рода фитнесом для души человека. В комментариях к Толковой Библии, говоря о цели книги Притчей, приводится высказывание св. Григория Нисского: «… как трудящийся в телесных упражнениях в училище готовится через сие к понесению больших трудов в действительных борьбах, так и приточное учение кажется мне неким упражнением, обучающим души наши и делающим их гибкими в духовных подвигах».
 
   8. На основании выше изложенного полагаю возможным сделать следующие выводы:

   8.1. Невидимый мир создал наш видимый мир с вполне конкретной целью – пополнение своих рядов за счет душ, прошедших испытание на добро и зло.  Именно в этом, на мой взгляд, и заключается смысл человеческой жизни: посвятить свою жизнь познанию любви, добра и в итоге получить для души жизнь в Боге (в невидимом мире).

   Если смотреть на нашу жизнь без прикрас, то очевидно, что самое трудное в жизни это всегда ОСТАВАТЬСЯ ДОБРЫМ. Злоба, цинизм, оскорбления выскакивают из людей абсолютно свободно, даже напрягаться не надо. А вот сделать что-то доброе, да еще человеку обидевшему тебя – это очень  трудно. В Православном молитвослове (9)  в « молитвах на сон грядущий» (стр. 53)  говорится: «Ненавидящих и обидящих нас прости».  В другом Молитвослове(10)  в разделе молитв «О ненавидящих и обидящих нас» (стр. 232) говорится: «… и мы припадающе молим, ненавидящих всех и обидящих нас прости, во еже ни единому от них нас ради погибнути, но всем спастися благодатью Твоею, Боже всещедрый».    В Евангелие от Луки (6.27.) приводится учение Иисуса: «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас».

                Так как же жить?

    Об это говорит Иисус Христос (Мф. 22.36.):  « Учитель! какая НАИБОЛЬШАЯ заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть ПЕРВАЯ И НАИБОЛЬШАЯ заповедь; ВТОРАЯ же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; НА СИХ ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ утверждается весь закон и пророки». «По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы восполнить число отпавших ангелов. …  А для этого … как чиста и свята должна быть наша жизнь. Как еще здесь, на земле, мы должны заблаговременно подготовить себя к сожитию с Ангелами (с невидимым миром), к вхождению в их светлое и святое собрание! От нас требуется очистить место для любви, приготовить свое сердце для принятия в себе любви сверхъестественной, той любви, которой от нас ждет Бог.  И это не сложно! Живи по евангельским заповедям – и достигнешь необходимого» (11) .

    8.2. Сатана и отпавшие с ним ангелы являются представителями невидимого мира и подчиняются Богу (руководителю проекта). Перед  ними поставлена задача отрицательного воздействия на человека, и они с этой задачей весьма справляются. Это своего рода УТИЛИЗАТОРЫ. В кн. ИОВА(2) говорится: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана предстать пред Господа. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. … И сказал Господь сатане: вот, он (Иов) в руке твоей, только душу его сбереги» (1). Сатана докладывает Богу о своих наблюдениях, и Бог ставит ему задачу о воздействии на Иова.  В Евангелие от Луки (4.6) диавол говорит Иисусу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она передана мне, и я, кому хочу, даю ее…» (1).  Налицо прямое подчинение Богу и взаимодействие по испытанию людей.

    8.3. «Душа человека – это совокупность всех наших чувств, мыслей, желаний, стремлений, порывов сердца, нашего разума, сознания, свободной воли, дара веры в Бога. Присущи только человеку: ум, разум, сознание, совесть, вера в Бога – все то, что отличает его от животного, и составляет его душу.
   Душа имеет свой голод и свою жажду. Голод души сильнее телесного голода. Душа голодна, когда нет в сердце молитвы. Когда сердце очерствело и стало чуждо всему святому» (11).

    Только Церковь может привести душу человека в состояние духовной чистоты, ибо «только чистые сердцем … Бога узрят» (Мф.5,8). « Если же смерть – неизбежный удел всего живущего, то жалка привязанность человека к земному, жалка его вера в несокрушимость своих материальных приобретений, жалко его стремление увековечить себя. … Такая забота о бессмертии в потомстве есть болезненное самообольщение и вредное». Псалом 48. (11-12.)

     8.4. В кн. «400 вопросов и ответов…» говорится: “Нам не обещано, что в нашей жизни добро и правда Божия будут видимым образом торжествовать. Да вовсе нет. Примеры властвующей над миром гордыни, похоти, тщеславия, предельной неправды, которая может быть в человеческом роде, повторяются в веках много и много раз. И мы должны мужественно воспринимать это и знать, что в вечности, в Боге будет торжество правды, праведности и справедливости. И тому, кто надсмехается над праведником, кто гнал и губил его, потом будет мучительно до невыносимости от сознания того,  что тот теперь спасен в Царствии Небесном“.  « … и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 24.12.) .

     8.5. Что такое технический прогресс; откуда он берется и куда нас ведет;  в чем его основной смысл?

     Если исходить из того, что мы созданы искусственно с вполне конкретной задачей - воспитание души в любви и добре, то появление оружия массового поражения как-то не вяжется с этой задачей. Однако, если подойти к этой проблеме с другой стороны, т.е. с точки зрения влияния на душу отрицательного воздействия, то получается -  чтобы лучше понять что такое  любовь и добро необходимо увеличение отрицательной нагрузки. Ведь грех появился только после появления заповедей. Также и преступление появляется только после принятия закона. Тогда и любовь и добро могут существовать только совместно со злом. Так что же получается? Если мы находимся под постоянным контролем, то и наше развитие задается этими контролирующим нам невидимым миром. Если оглянуться назад в историю, то, по-моему,  технический прогресс, с точки зрения развития физики, химии и связанных с ними других направлений науки и производственных отраслей, начался где-то во второй половине  второго тысячелетия. Причем это произошло не сразу. Человечество вели к этому несколько тысячелетий. На мой взгляд, основной смысл технического прогресса - увеличение продолжительности жизни человека до установленных 120 лет. Этот срок установлен  для тела. Но душа живет в теле. И если тело "ломается" раньше, то и душа "не созревает" до нужной «кондиции». Поэтому нам передают определенные знания, которые воспринимают умственно подготовленные к этому люди. Это называется – научный прогресс. «Икос 7. Наитием Святого Духа Ты озаряешь мысль художников, поэтов, гениев науки. Силой благодатного разума они пророчески постигают законы Твои, раскрывая нам бездну творческой премудрости Твоей. … Слава Тебе, явившему непостижимую силу в законах вселенной; вся природа полна законов Твоего бытия. Слава тебе за все открытое нам по благости своей; слава Тебе за то, что Ты скрыл по мудрости Твоей. Слава Тебе за гениальность человеческого ума; слава Тебе за животворящую силу труда. Слава Тебе за огненные языки вдохновения». (5). Отсюда описание научных и технических открытий разными людьми   одновременно, и, как правило, в тех странах, в которых наибольший уровень образования. Косвенно подтверждает эту мою мысль появление одновременно у двух и более людей одних и тех же открытий (законов, теорем, правил...). Но знания даются очень осторожно и постепенно, чтобы люди могли правильно "переварить" полученные знания и использовать их в мирных целях, хотя любое изобретение в первую очередь направляется людьми  на уничтожение себе подобных. Я читал, что и атланты, гипербореи и др. древние люди обладали большими знаниями в разных областях. Но они все были уничтожены и от них остались лишь смутные воспоминания. «В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди. И увидел Господь (Бог), что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; … И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, … ибо Я раскаялся, что создал их» (Бытие 6. 4.).  Я думаю, что произошло это в связи с тем, что «человеки», о которых говорится в книге Бытие, не справились с главной задачей - НЕ СМОГЛИ НАПРАВИТЬ ПОЛУЧАЕМЫЕ ЗНАНИЯ НА  ПОСТИЖЕНИЕ ДОБРА И ЛЮБВИ. В результате, видимо, руководителями невидимого мира было принято решение о том, что эксперимент неудачен в полном масштабе и его просто аннулировали. Теперь нам знания дают осторожно и под контролем (НЛО и т.д.). При этом позволяют использовать полученные знания в военной области для наглядности отрицательного воздействия.

     Вывод: если люди научатся противостоять злу, которое несет использование технического прогресса, в частности в военных целях, а направят свои знания на увеличение срока жизни людей, достижения максимально возможного уровня добра и любви, и минимально необходимого вреда для души, которое в малых дозах необходимо, то тогда земля и люди будут существовать. Если не научатся - то нас ждет «ВТОРОЕ ПРИШЕСТВИЕ» и в очередной раз земля будет очищена от результатов неудачного эксперимента.
 
     8.6. Хотелось бы сказать и о «теории параллельных миров». Если невидимый мир создал Землю и человека, то ему ничто не мешает создать что-то аналогичное в другом месте, причем это может быть не обязательно аналог земли и человека. Все зависит от поставленной задачи – если на земле это было «по Нашему образу и подобию» и «для постижения Дора и Любви», то в другом месте могла быть поставлена другая задача.

Литература:
1. Библия, книги Священного Писания ВЕТХОГО и НОВОГО ЗАВЕТА. Библейские общества. Москва. 1995 г.
2. Толковая библия или комментарии на все книги св. писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников А.П. Лопухина. 
3. Преподобный Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. Сибирская Благозвонница. Москва. 2011 г.
4. Протоирей Максим Козлов. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. Издание Сретенского монастыря. 2001 г.
5. Акафист благодарственный «Слава Богу за все». Москва. «Ковчег». 2011 г
6. Акафист за единоумершего. По благословению  Митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия. www.denizdat.ru.
7. Священник Алексий Мороз. Исповедую грех, Батюшка. Москва, Санкт-Петербург. 2007 г
8. Священник Даниил Сысоев. Закон Божий. Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». Москва. 2016 г.
9. Православный молитвослов. Издание православного братства во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Москва. 2001 г
10. Молитвослов. Издание Сретенского монастыря. 1999 г.
11. Ангел-хранитель. По трудам Архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. Москва 2011.
12. Оптинский цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет. Москва. 2007 г.