ВАНЯ. Педагогические заметки

Анна Куялова Лудза
                Ваня

 Выпускница вспомогательной школы Анита жила у меня в пустующем доме, что  остался после смерти свекрови. Затем к ней присоединилась Лига. Обе они имели группу инвалидности и получали пенсию.

  Когда Анита ещё училась в школе, она дружила с мальчиком из своего класса. Он тоже имел вторую группу инвалидности за немотивированную агрессию, но с Анитой Ваня Ш. (так звали мальчика) мог разговаривать часами без всяких психов. Во время общественно полезного труда они вдвоём просились на кухню чистить картошку. Дружно, мирно разговаривая, справлялись с работой целой группы.

  После выпускного Анита была отправлена к родителям, откуда вскоре убежала, Ваня же был помещён в пансионат  психохроников, что находился в нашем районе.

 Живя у меня, Анита узнала номер телефона пансионата и каждый день названивала своему Ванюше.  По её просьбе и мольбе мне пришлось написать  заявление и выбрать из пансионата  к себе в дом ещё и Ваню.  Молодые решили пожениться.

  Для ЗАГСа  нужна была справка о физическом здоровье жениха и невесты, а стоили эти документы довольно дорого. Зав. поликлиникой пошла нам навстречу и выдала справки по цене медосмотра.

  Анита на свадьбе была в белом платье с фатой. Основными гостями были
учителя и воспитатели. Учитель физкультуры вёз молодых, библиотекарь
накрывала столы. Фотографировала Лига. Но спать вместе  я им до свадьбы не разрешала, а тут Анита  и говорит:

  - Анна Александровна, а Ваня уже хочет…

  - Подожди, завтра пойдём к гинекологу, нам же не нужны сразу дети. Врач-мужчина, выслушав проблему, сказал, что самое лучшее средство – это презерватив. Я сижу, вытаращив от испуга глаза, и думаю: «Это я ещё должна Ваню учить как им пользоваться, ну нет».

  - Доктор, а спираль», - спрашиваю я.

  - Они живут половой жизнью?

  - Ещё нет.

  - Тогда нельзя.

  - А таблетки?

  - Их долго нельзя. Но на три месяца я выпишу.

  Вопрос решён.

  Где-то через неделю произошёл такой случай. Часов в шесть утра раздался  громкий, тревожный стук в дверь нашей городской квартиры. Открываю -  на пороге Анита. У меня сердце оборвалось, наверное, пожар, сожгли мой дом, как все соседи меня и предостерегали.

  - Что случилось? – спрашиваю.

  - Анна Александровна, а таблетки утром действуют?

  - О Господи! Действуют, действуют, действуют.

  Так и жили дети у меня семь лет. Затем я им достала в городе квартиру, т.к. мы решили в доме делать ремонт и перебираться жить туда сами.

   В своё время я помогала, как могла, старому учителю-пенсионеру: ходила за продуктами, варила супы… После его смерти я написала заявление в горсовет, что с ним жила и ухаживала за ним Анита и просила оставить ей квартиру. Старания удались, и Анита с Ваней получили своё жильё, но продолжали жить у меня.

 Со временем Ванина агрессия начала проявляться чаще и чаще. Например, Янка, хозяин дома, наклонился и что-то делал во дворе, а Ваня подкрался сзади, схватил его за горло и начал душить. Но муж оказался сильнее и отбросил его от себя…

 Или, Ваня разорвал все свадебные фотографии и открытки, понёс и закопал в песок.

 Всё чаще срывался и ругался на Аниту.  Но после приступов агрессии чувствовал себя виноватым и послушно ехал в психбольницу, куда отвозила его Анита. Через месяц приезжал, какое-то время держался, но болезнь есть болезнь.

  Когда они у меня жили, Лига и Анита любили бегать по «халтуркам», как они называли - грядки прополоть, картошку покопать, с дровами поработать и т.д. Ваня же работать не хотел, видимо, не мог. Ещё в школе он, получая пенсию, нанимал других мальчишек мыть полы в своё дежурство.

  Когда Анита с Ваней уехали от нас и стали жить в своей квартире, ему стало совсем скучно и почти голодно, т.к. Анита  «на халтуре» всегда была сыта, а Ваня  довольствовался одними макаронами с кетчупом.

 Случай свёл Аниту с семьёй прокурора, где она помогала по хозяйству. Девушка рассказала о своей семейной жизни, немотивированной агрессии мужа, и ей подсказали, как можно с ним развестись. Когда он в очередной раз попал в больницу, Анита расторгла брак, и на просьбу врача забрать Ванюшу домой, по телефону ответила: «Мы расторгнуты». И Ваню отправили куда-то в пансионат.