Портрет семьи Михаила Валевского

Нина Ершова
1. СЕМЬЯ ВАЛЕВСКИХ И НАПОЛЕОН.
   
   Знатная польская семья Валевских осталась в истории в первую очередь благодаря красавице Марии Валевской. Будучи замужем за пожилым Анастазием Мария имела полную поддержку со стороны семьи мужа в своих отношениях с императором. Все ее своячницы по мужу поддерживали ее и сопровождали в поездках в Вену и Париж, в то время как пожилой супруг Анастазий Валевский спокойно оставался дома в своем поместье. И не только своячницы, а также Юзефина Валевская Витт вместе со вторым супругом Иваном Осиповичем Виттом, тем самым известным генералом Виттом, любовником красавицы Каролины Собаньской, сопровождали Марию в ее путешествиях. Вот что пишет об этом польский писатель Марианн Брандыс :
   
 " Мария отправилась в Вену «под предлогом побывать на баденских водах» и появилась там, вероятно, в последних числах июля, спустя три недели после Ваграма. Находящийся по службе в Вене участник ваграмского сражения командир кавалерийского эскадрона Томаш Лубеньский, писал жене 31 июля 1809 года: «Позавчера в театре зашел в ложу супругов Витт, застал там жену Анастазия Валевского, которая рассказала мне о Варшаве, откуда выехала только после ухода австрияков... "

  Супруги Витт преданно состояли при Валевской во время ее пребывания в Вене. Юзефа Любомирская, в первом браке Валевская, во втором Витт, бывшая в свойстве с Марией по первому браку, играла при ней роль компаньонки. Эта веселая дама, осуждаемая повсюду за то, что живет одновременно с обоими мужьями, не очень-то годилась в дуэньи, но Валевской вообще не везло на компаньонок. На будущий год, в Париже, ее будет опекать другая племянница старого камергера, княгиня Теодора Яблоновская. Эта разнообразия ради изменяла законному мужу, путешествуя повсюду с любовником, который был моложе ее на двадцать лет, что страшно огорчало Томаша Лубеньского, дружившего с ее мужем, князем Станиславом Яблоновским.

  Несмотря на подобные морально-нравственные качества кузин, их общество было для Валевской очень удобно. Присутствие при ней родственниц мужа как-то легализовало в глазах общества ее двусмысленное пребывание в Вене, а потом в Париже. Разумеется, важно было лишь сохранять видимость. О сохранении тайны не могло быть и речи. Польское общество в Вене (а потом в Париже) не имело уже никаких иллюзий об отношениях, связывающих Марию с императором. Об этом говорят письма поляков, находившихся тогда в Вене, и многочисленные визиты в виллу Валевской в Мейдлинге под Веной, наносимые людьми, добивающимися той или иной протекции.

    Иван Осипович Витт женился на Юзефине Валевской в 1809 году. В то время он состоял на службе у французского императора, и, как известно, одновременно состоял на службе у русского императора Александра I. Поэтому родство с дружной семьей Валевских было очень ему на руку. Благодаря Юзефине Иван Осипович мог быть в курсе всех событий, происходящих при французском дворе. Брак с Юзефиной, как предполагают, был заключен по расчету, но, судя по описанию писателя Брандыса, в то время он вполне имел право на существование.
Тут можно добавить, что генерал со всем уважением относился к своей жене и оставил ей по завещанию денежные средства. Можно отметить его умение использовать женщин в политических интригах, как было потом с Каролиной Собаньской.

    Итак, все родственники прелестной Марии поддерживали ее связь с Наполеоном прежде всего из патриотических побуждений, надеясь на то, что император предоставит Польше независимость. Надежда их не оправдалась, но все же семья получила несомненные выгоды. Брат Марии Теодор получил чин во французской армии, ее сын Александр был материально обеспечен Наполеоном.

    Семейный портрет Валевских, написанный миниатюристом Казимиром Собинским кажется мне интересным с той точки зрения, что на нем изображены практически все действующие лица этой знаменитой истории.
   


2.  МИХАИЛ ВАЛЕВСКИЙ В КРУГУ СЕМЬИ.

   Итак, фамилия Валевских стала знаменита благодаря Марии Валевской, польской супруге Наполеона, подарившей ему сына Александра Колонна Валевского. Когда я увидела впервые портрет семьи  Валевских работы польского художника - миниатюриста Казимира Собинского, то сначала решила, что здесь непременно должна быть изображена сама Мария Валевская.  Было бы интересно обнаружить еще один из ее портретов.

   Но семья Валевских, судя по сопроводительной записи к этому портрету,  изображена в Варшаве в 1800-1802 году. Мария Лончинская, в замужестве Валевская вышла замуж за Анастазия Валевского в 1804 году и состояла с ним в браке до 1812 года, несмотря на то, что в 1810 году родила сына от Наполеона, носившего фамилию Валевский. Поэтому на портрете ее быть не могло. На картине изображена семья родной сестры Анастазия  - Ядвиги Турно, жены Михаила Валевского, и сам Михаил. К сожалению, портрета Марии здесь нет. Напомню вкратце о всем известной красавице Марии, молодой супруге Анастазия:

   Польская жена Наполеона Мария Валевская :

  Мария Лончинская – будущая  Валевская  родилась 7 декабря 1786 года. Имела двух братьев: Бенедикта Иосифа и Теодора, которые в будущем были офицерами наполеоновской армии. Начиная с 1795 года. в течение примерно 6 лет воспитанием  детей  занимался Николай Шопен – отец великого Фридерика Шопена.

  На рубеже 1804 и 1805 года Мария выходит замуж за старшего на почти полвека казначея Анастазия Валевского с Валевиц. После возвращения из медового месяца в Италии, а менее чем через 6 месяцев после свадьбы 13 июня 1805 года , приходит в этот мир первый сын Марии – Василий Валевский. Кажется маловероятным, чтобы отцом ребенка был старый  казначей, отношения с ним были скорее,для того, чтобы спасти честь невесты.

  Валевская сегодня осталась бы человеком малоизвестным, если бы не ее роман с императором Франции Наполеоном. Будущие влюбленные познакомились официально 7 января 1807 года на балу в Королевском Замке в Варшаве, хотя существует версия, говорящая о встрече 1 февраля под Варшавой во время возвращения Наполеона с фронта.

  С первого раза Мария становится объектом обожания со стороны императора, который  забрасывает ее цветами, подарками, шлет страстные любовные письма. Его усилия поддержали окружающие. И в конце концов  Мария еще до конца января  становится имперской любовницей. Когда во время  военных действий Наполеон квартируется в Каменец-Suskim, то приглашает туда на 3 недели свою „ польскую супругу ”. После заключения мира  Наполеон возвращается в Париж. Незвестно, Валевская поехала ли тогда за ним во Францию или нет.

  Несомненно, однако, что  они встречаются в 1809 году в Вене во время переговоров  после очередной победоносной военной кампании Наполеона. Несколько месяцев Мария живет недалеко от резиденции императора. Результатом этого пребывания является беременность Марии, что в конечном счете убеждает Наполеона, что это по вине своей жене Жозефины он не может ждать преемника. В результате император разводится, чтобы в апреле 1810 года жениться на дочери австрийского императора Марии Луизе.

 Месяц спустя, 4 мая в Валевичах Мария рождает сына, который при крещении получает имя Александр Валевский. Через несколько месяцев Мария с сыновьями уезжает в Париж, где живет в особняке, подаренном Наполеоном. Император окружает ненавязчивым присмотром Марию и сына,  во избежание личных контактов, так как его новая жена беременна и в марте 1811 года дарует его законным наследником престола.

  В мае 1812 года двухлетний Александр Валевский специальным указом Наполеона получает титул графа и выгодные землевладения. Благодаря этому  Мария и ее ребенок имеют гарантированную полную финансовую независимость. Затем они возвращаются в Варшаву, где Мария подает заявление на развод, в котором говорится, что ее брак с Анастазием Валевским был заключен под принуждением, оказываемом матерью и старшим братом Бенедиктом. В августе наступает официальный развод с Анастазием, который два года спустя умирает. При отступлении Наполеона из-под Москвы Мария появляется в Париже.

  Вероятно, в это время  она начинает роман со своим будущим мужем графом Филиппом Антоним Августо Орнано. В сентябре 1814 года, после отречения Наполеона, Мария с сыном и братом Теодором наносят императору трехдневный визит на остров Эльба. В последний раз любовники встречаются во время знаменитых „ 100 дней ” до  ссылки Наполеона на Остров св. Елены.

  Год спустя, 7 сентября 1816 года Мария выходит замуж в Брюсселе  за графа Орнано и проживает с ним в Льеже в Бельгии. 9 июня 1817 года приходит в мир третий сын Марии Рудольф Август Орнано. В это время Мария тяжело больна. Умирает она 11 декабря 1817 года в Париже, ее сердце находится в гробнице ее умершего в 1863 году мужа на кладбище Пер-Лашез. Тело в 1818 году  доставлено в Кирхоци и было похоронено в местной приходской церкви.

   Итак, Мария Валевская была официальной супругой Анастазия Валевского, кстати, его третьей супругой. Анастазий - родной брат Ядвиги Турно, супруги Михаила Валевского, изображенной на портрете. Поэтому я вначале предположила, что Анастазий мог быть также на нем вместе с сестрой и племянницами. Но, по описанию писателя Марианна Брандыса, это был человек тучный и редко выезжавший из поместья. В 1804 году Анастазий с Марией совершили свадебное путешествие в Италию. Как бы то ни было, на семейном портрете 1800-1802 году они быть не могли, так как еще не были женаты.
    Но зато здесь присутствуют остальные члены  семьи Валевских, судьба которых тесно связана с историей Польши, Франции и России. Прежде всего, сам Михаил Валевский, сидящий в центре композиции.

3.  МИХАИЛ ВАЛЕВСКИЙ.
 
   
   Михаил Валевский (1735—1806) — государственный деятель Речи Посполитой, подкоморий краковский, последний воевода серадзский.
Представитель польского шляхетского рода Валевских герба «Першхала».
В 1764 году был избран послом (депутатом) от Ленчицкого воеводства на элекционный сейм, где поддержал избрание Станислава Августа Понятовского на польский королевский престол.

   Член конфедерации Анджея Мокроновского и депутат сейма от Краковского воеводства в 1776 году. Был членом Конфедерации Четырёхлетнего сейма. Во время Четырёхлетнего сейма 1788—1792 годов Михаил Валевский выдвинул проект увеличения польской армии до 100 тысяч солдат.

    Староста либертовский, маршалок Барской конфедерации в Краковском воеводстве, камергер королевский, подкоморий краковский, ротмистр народной кавалерии. В 1792 году Михаил Валевский был включен в список депутатов и сенаторов, составленный российским посланником Яковом Булгаковым, на которых российское правительство могло опереться при свержении конституции 3 мая 1791 года.

    Маршалок конфедерации Краковского воеводства и консуляр Генеральной коронной конфедерации в Тарговицкой конфедерации.
Кавалер Орденом Святого Станислава (1778) и Белого орла (1785).

Жена — Ядвига Турно

Дети:
  Каролина Тереза Валевская (1788—1846), муж — граф Александр Францишек Ходкевич.
  Теодора Валевская, муж — хорунжий великий коронный Ян Казимир Стецкий(ум. 1820).
 Войцех Валевский (1780?)

    Как видим, у Михаила Валевского было две родные дочери: Каролина и Теодора. Судя по всему, именно они изображены на картине вместе со своей матерью, мужьями  и детьми.

    Михаил Валевский легко узнаваем, так как существует прекрасный  его портрет  работы художника Тильшмана. Сходство налицо. Кроме того, Михаил Валевский изображен на картине Собинского  с синей лентой, на которой полагалось носить Орден Святого Станислава.  Еще один мужчина на портрете носит эту ленту. Судя по регалиям, это Станислав Яблоновский, второй супруг Теодоры Стецкой Яблоновской. Взгляд его направлен прямо на одну из женщин, высокую и стройную Теодору Яблоновскую, мать будущего декабриста Антония Яблоновского.

4. СЕМЬЯ ЯБЛОНОВСКИХ.

 
   Станислав Павел Яблоновский (15 февраля 1762 — 27 апреля 1822) — польский аристократ, шеф гвардейского пехотного полка ВКЛ , генерал-майор , затем генерал-лейтенант, сенатор-каштелян Варшавского герцогства , сенатор-воевода Царства Польского (с 1812 года). Кавалер орденов Святого Станислава (1784) и Белого Орла (1790).

    В 1782 году Станислав Павел Яблоновский стал шефом гвардейского пехотного полка Великого княжества Литовского. В следующем 1783 году получил чин генерал-майора, затем был произведен в генерал-лейтенанты. В 1786 году был избран послом на сейм. В 1788 году вторично избирается послом от Волынского воеводства на Четырёхлетний сейм. Во время работы четырёхлетнего сейма Станислав Павел Яблоновский был послом Речи Посполитой при прусском дворе в Берлине.

В 1807 году князь С. Яблоновский стал сенатором каштеляном Великого герцогства Варшавского, а в 1812 году — сенатором-воеводой Царства Польского.

В 1792 году Станислав Павел Яблоновский женился на Теодоре Валевской (ум. 1826). Дети:

Антоний Яблоновский (1793—1855)

Станислав Яблоновский (1799—1878.

     Итак, на портрете изображена семья Яблоновских. Антонию на портрете 7-9 лет, а Станиславу- год или три. Он еще совсем маленький и сидит на коленях у своей бабушки Ядвиги Турно. Казалось бы, полная идиллия, но Ядвига вскоре,  разведется со своим мужем и уедет жить к брату Анастазию в Валевицы. Там она будет вести хозяйство брата и приглядывать за его молодой женой Марией.
Навещать ее будут дочери Теодора, Каролина и дочь от первого брака   Ядвиги - Тереза Бежиньская.

    Судя по всему, именно Тереза изображена на картине рядом с Теодорой Яблоновской. Сестры по матери, они были близки по возрасту и судя по всему, дружили. Невысокая брюнетка с подносом с фруктами в руках. Рядом стоит, по всей вероятности, ее муж. Сын Валевских  Войцех изображен рядом с родителями. В это время ему около двадцати лет.

      Станислав  Павел Яблоновский, как и Михаил Валевский,  был кавалером Ордена Святого Станислава, а также Ордена Белого орла.

     Историческая справка:

Орден Святого Станислава  — польская государственная награда, существовавшая с 1765 по 1831 год. В 1831 году наряду с другими польскими орденами был включён в наградную систему Российской империи.

Учреждён 7 мая 1765 года королём польским и великим князем литовским Станиславом Августом Понятовским в память его патрона и покровителя Польши святого Станислава. По церковной легенде, краковский епископ Станислав был убит в 1079 году во время богослужения прямо в костёле королём Болеславом и позднее, в XIII веке, причислен к лику святых и признан патроном Польши. Oрден стал второй государственной наградой Речи Посполитой, после высшей — Ордена Белого орла.

  В 1807 году после поражения России и Австрии в войне с Наполеоном был заключён Тильзитский мир. По нему из польских земель, ранее входивших в состав Пруссии, было образовано Герцогство Варшавское под эгидой саксонского короля. Король Саксонии и герцог варшавский Фридрих-Август I в 1809 году восстановил орден Св. Станислава. В период его главенства над Орденом (1809—1813) в него было принято 18 кавалеров.

Всего же с 1765 по 1813 год орденом Св. Станислава были награждено 1762 человека. После разгрома Наполеона по решению Венского конгресса Варшавское герцогство вошло в состав Российской империи. Манифестом от 1815 года император Александр I сохранил орден в качестве награды для уроженцев Польши, разделив его на 4 степени. К 1-й и 2-й степеням полагалась серебряная звезда.

    Итак, по наградам можно определить изображенных на портрете дедушку и отца будущего декабриста Антония Яблоновского.

5. ДЕКАБРИСТ АНТОНИЙ ЯБЛОНОВСКИЙ И ГЕНЕРАЛ ВИТТ.

   Судьба Антония Яблоновского, изображенного на семейном портрете еще ребенком, оказалась тесно связанной с историей декабристов. А также с историей генерала Витта, первой женой которого являлась Юзефина Валевская Витт, родственница Антония через первого мужа Адама. Как я уже писала раньше, Юзефина и Иван Витты вместе с Теодорой Яблоновской всячески опекали Марию Валевскую во Франции. В то время они были еще одной дружной семьей. Но дальнейшие события покажут, что ни о какой родственной дружбе не могло быть и речи, поскольку сын Яблоновской пострадает, как декабрист, именно благодаря генералу Витту. Итак, об Антонии Яблоновском:

 " Князь Антон Станиславович Яблоновский (7 декабря 1793 — 26 декабря 1855) — глава польского княжеского рода Яблоновских, камергер и вице-референдарий Царства Польского.

Племянник князя Максимилиана Яблоновского, тайного советника, обер-гофмейстера, сенатора. Назван в честь деда — каштеляна краковского.

Отец — князь Станислав Павел Яблоновский (1762 — 27 марта 1822), сенатор-каштелян Царства Польского, мать — Теодора, урождённая Валевская (в первом браке за Яном Стецким, разведена).

Брат — князь Станислав (10 марта 1799 — 16 августа 1878), поручик польских войск, участник восстания 1830 года, затем в эмиграции.


Участник польских тайных организаций (около 1819), член Патриотического общества (1821), член его Центрального комитета, делегат обществ в Киевской и Подольско-Волынской провинциях. Масон, член варшавской ложи «Щит Севера». Вёл переговоры с Южным обществом декабристов о координации борьбы против царского правительства.

После восстания декабристов был 26 января 1826 года арестован и доставлен в Петербург в Главный штаб. 27 января переведён в Петропавловскую крепость в Алексеевский равелин.

« …присылаемого графа Яблоновского посадить, буде возможно, в Алексеевский равелин или где лучше и содержать хорошо… »
30 января 1826 года по высочайшему повелению отправлен в Варшаву. Дал обширные показания о деятельности польских тайных обществ, что позволило арестовать около 200 человек.

24 февраля 1829 года приговорён к 20-летней каторге, помилован Николаем I за чистосердечные показания на следствии, но по распоряжению властей должен был выехать в глубь России. Жил в Саратове, где изучал историю, литературу и русский язык. Около 1834 года вернулся в свои украинские имения.

Жена (с 29 сентября 1818) — графиня Полина Мнишек. У них единственная дочь Дорота, за итальянским графом Малатеста."

      Это краткие сведения об Антонии Яблоновском, которого выдала Каролина Собанская, любовница и шпионка генерала Витта. Антоний был горячим ее поклонником, но бессердечная женщина не пощадила пылкого юношу, выдав его генералу. Приводятся данные о том, что у Яблоновского были списки участников заговора, почему и пострадало так много людей после его ареста. Может быть, Каролина не пощадила Антония именно из-за того, что он был из семьи Валевских. Юзефина Валевская Витт не давала развода генералу Витту, хотя они и не жили вместе с 1813 года. А Каролина собиралась стать настоящей женой Ивана Витта...

      Итак, будущий осужденный декабрист Антоний и его брат Станислав изображены на этом портрете еще детьми.  Но это еще не все, что связывает семью Валевских с генералом Виттом. Можно предположить, что на портрете в группе из двух дам, сидящих на скамье, изображена будущая супруга генерала Витта Юзефина.

     В данный момент она еще жена Адама Валевского, племянника Ядвиги Турно и Анастазия Валевского. В семье родятся три дочери, одна из них - Изабелла Валевская, о портрете которой я писала в  миниатюре " Портрет сестер Любомирских. Изабелла Гагарина ". В этой миниатюре есть ссылка на мраморные бюсты из поместья Гагариных. Если это так, то портретное сходство указывает на даму в розовом и стоящего рядом с ней мужчину, ее супруга Адама Валевского и отца Изабеллы Гагариной. Таким образом мы, возможно, имеем изображение известной будущей жены  генерала Витта.

   Тогда дама дама в голубом, сидящая слева от нее, судя по всему, Каролина Валевская Ходкевич Голицына, дочь Михаила Валевского и Ядвиги Турно.
Юзефина и Каролина близки по возрасту и вполне могли быть дружны между собой.
Портретов Каролины не сохранилось. Возможно, это единственное ее изображение.

6. КАРОЛИНА ХОДКЕВИЧ ГОЛИЦЫНА.

    На этом портрете она еще жена Ходкевича, изображенного, судя по портретному сходству с работой неизвестного художника, рядом с Адамом Валевским, стоящим в группе  из двух мужчин.

     Сведения из Родовита:

Каролина Тереза (Татьяна Станиславовна) Валевская (Ходкевич, Голицына
от рождения Каролина Тереза Валевская

1778 рождение:
1799 брак: ; Александр Францишек (Николаевич) Ходкевич [Ходкевичи] р. 1776 ум. 1838

1814 развод: ; Александр Францишек (Николаевич) Ходкевич [Ходкевичи]
сентябрь 1822 брак: ; Александр Сергеевич Голицын [Голицыны] р. 21 август 1789 ум. 12 сентябрь 1858

14 февраль 1846 смерть:

      Итак, первым мужем Каролины был Александр Франтишек Ходкевич, с которым она расстанется в 1814 году, родив троих детей. Личность Александра Ходкевича очень необычна и неординарна.
    Вот что пишет о семье Ходкевичей Кирилл Серебренитский:

КИРИЛЛ СЕРЕБРЕНИТСКИЙ " НАПОЛЕОНОВСКАЯ ГАЛИЦИЯ. "


** Летом 1809 года в российских юго-западных губерниях, Волынской и Подольской, было весьма тревожное ощущение — практически у всех. Мгновенно распространились( прежде всего по дворянским усадьбам) — тайные кружки польских патриотов. Настроены польские заговорщики были крайне воинственно.

  К маю определился возможный предводитель волынского подполья: это был 33 -летний граф Александр Ходкевич герба Косцеша, отставной полковник Войска Польского, герой войны 1792-94 годов (чин полковника, за формирование на свои средства целого полка, он получил в 18 лет). После окончательного крушения Польши он почти постоянно жил в родовом замке в местечке Млынов. По отцу он принадлежал к знаменитому литовскому роду, и по матери его дедом был граф Ржевуский, последний великий гетман Литовский. Женой его была графиня Каролина, урожденная Колонна-Валевская, — одна из дочерей Ядвиги Колонна-Валевской.

  Мария Колонна-Валевская, легендарная уже возлюбленная Наполеона, — приходилась её тётушкой (не по крови; собственно, дядей был — муж Марии). Но главное, — Каролина Ходкевич была близкой подругой своей тётушки, и принадлежала к интимно-политическому кружку польского влияния, (так называнемый  " замок Брентиньи " ), — который, через Марию Валевскую, имел в то время доступ непосредственно к Наполеону.

    Можно еще добавить, что Алексадр Ходкевич был ученым - дилетантом и даже состоял в Академии наук.
    Второй муж Каролины- Александр Сергеевич Голицын, помимо того, что был выдающимся военным, обладал еще и музыкальными способностями. Как пишет о нем Лев Черейский:

ГОЛИЦЫН Александр Сергеевич, князь («Рыжий») (21 XI 1789—12 IX 1858) — в 1820 служил в Польше при вел. кн. Константине Павловиче, впосл. генерал-майор. По свидетельству П. А. Вяземского, Г. «был любим поляками» (3). 31 марта 1828 Пушкин слушал игру Г. на фортепьяно у М. Шимановской (Петербург). По-видимому, он был знаком с женой Г. (с 1822) — Каролиной Станиславовной, урожд. Валевской (1778—14 II 1846).

    Но судьба Каролины во втором браке  с князем Александром Сергеевичем Голицыным сложилась трагично, несмотря на то, что она родила ему сына Владимира.

   Как известно, князь А. С. Голицын был женат дважды:

   жена с 1822 года графиня Каролина Станиславовна Валевская (1778—1846), разведённая жена графа А. Н. Ходкевича; славилась в Варшаве своею красотой и умом. С 1812 года состояла в связи с Голицыным и ещё до вступления с ним в брак родила от него сына. В последние годы из-за политических разногласий супруги жили в разъезде. Умерла 14 февраля 1846 года в бедности в Петербурге.
Владимир Александрович (1821—1846), родился в Варшаве, считался воспитанником Голицына. Получил прекрасное образование в Женеве и умер в Петербурге в один год с матерью и с нею же вместе похоронен на Смоленском кладбище.

   жена Элеонора Осиповна Заржицкая (1823—1895), польская дворянка, которая в 1858 году приняла православие с именем Елена. Имел от второго брака четверых детей.

   Как я уже писала, портретов Каролины Голицыной Ходкевич, судя по всему, не сохранилось или они пока не обнаружены. Поэтому на портрете работы художника Казимира Собинского мы можем видеть, предположительно, портрет этой знатной дамы. Художник был близок к кругу польской знати и работал директором живописного цеха на фабрике фарфора в Корце.

7. ХУДОЖНИК КАЗИМИР СОБИНСКИЙ.


   Князь Юзеф Климент Чарторыйский заложил в 1784 году фабрику фаянса в Корце на Волыни, которая уже с 1790 года производила фарфор. Известно, что 17 ноября 1783 года был составлен контракт на 6 лет между будущей компанией, её представителя князя Чарторыйскогo, литовского стольника, из одной стороны и господином Франциском (Франтишек) Мезером, корецким директором фабрики фарфора с другой стороны. В контракте не было еще речи о продукции фарфора, а всего лишь фабрике фаянса. Из разных данных известно, что Чарторыйский замечательно оборудовал новую мануфактуру и не жалел средств на зарплату для своих директоров.

  Благодаря усилиям фарфористов братьев Мезеров, выходцев из Франции, осевших в ХVIII в. в Польше, создание фарфора на польских (ныне украинских) землях впервые увенчалась успехом. Оба были хорошо образованы и имели соответствующий опыт, поэтому не приходилось сомневаться в их успехе. Уже в 1790 году, Франциск Мезер начал продуцировать фарфор на корецкой фабрике. Первые образцы фарфора были представлены королю Станиславу Августу, который одарил его перстнем со своей монограммной, а сейм дал ему титул польского дворянина. Франтишеку и Михаилу Мезерам принадлежит большая роль в становлении фарфорового производства в Польше и в Украине: они разработали рецептуру фарфора из местного сырья, усовершенствовали качество фарфоровой массы, наладили производство. Со временем Михаил Мезер приступил к организации новой мануфактуры и в Барановке.

  Директором живописного цеха с 1790-х гг. был художник-миниатюрист Казимир Собинский, исполнявший наиболее ответственные заказы. Например, роспись императорского кофейного сервиза на 12 персон с миниатюрными портретами императрицы Екатерины II. Екатерине настолько понравилась эта работа, что она наградила живописца, а Ф.Мезеру подарила золотую табакерку со своим миниатюрным портретом. Собинский получал 15 червоных злотых ежемесячно, кроме того имел дом с отоплением, освещением и сторожем, что на те времена представляло очень высокую зарплату. Собинский оставался директором цеха росписи до пожара фабрики в 1797 году, после чего перевёлся обучать детей воеводы рисованию миниатюр.

8) МАРИАНН БРАНДЫС   О СЕМЬЕ ВАЛЕВСКИХ.

  Итак, на семейном  портрете изображена знатная семья Валевских, сыгравшая определенную роль в русской и польской истории, особенно благодаря красавице Марии.

  И еще раз обратимся к описанию польского писателя Марианна Брандыса  семейства Валевских в его произведении "Мария Валевская" :

"  Валевские вернулись из Италии в Валевицы поздней весной 1805 года, поскольку, как уже говорилось,13 июня этого года у них родился сын Антоний Базыль Рудольф, что было обстоятельно занесено в книги соседнего прихода Белявы.
С рождением сына начинается следующий период в жизни Марии супружеская жизнь в Валевицах.
  Валевицы - чудесное, богатое имение. Великолепный дворец, построенный в 1783 году архитектором Гилярием Шпилевским, большой парк с псевдоантичными статуями из белого камня и редкими образцами деревьев.

Много пространства и воздуха, еще и сейчас чувствуется тут барский размах. Ныне во фронтальной части дворца помещается управление племенного коннозаводства (англоарабская порода), а в боковых крыльях - квартиры работников этого учреждения. Директор управления, человек обожающий историю, заботится о сохранности исторического характера дворца. В главном зале устроено нечто вроде наполеоновского музея, в квартире бухгалтера бережно сохраняются старые обои, о которых Валевская якобы (но не наверняка) позаботилась в 1812 году к приезду Наполеона.

   Эти исторические достопримечательности весьма ограничивают и без того мизерное "жизненное пространство" работников коннозаводства, что приводит ко многим сложным конфликтам, где история комично переплетается с современностью. Я познакомил с этими конфликтами читателей журнала "Свят", что вызвало праведный гнев директора. Комичное для наблюдателя, отнюдь не смешно для нынешних обитателей дворца. Работники коннозаводства имеют все основания не любить Валевскую, которая своим постоянным присутствием ухудшает им жилищные условия, привлекает толпы любопытствующих туристов, что мешает нормально функционировать учреждению.

  Эта общая неприязнь к Валевской, что я отчетливо ощутил во время моего краткого пребывания в Валевицах, по закону контраста усилила во мне доброжелательность и сочувствие к легендарной камергерше. Бедная "малютка с грустными глазами"! И тогда - в 1805 - 1806 годах - ей не очень-то хорошо здесь жилось.

  В имении пана Анастазия обитала в то время целая орава разных Валевских - преимущественно женщин.
  Правила домом единственная сестра камергера пани Ядвига, которая, разведясь с мужем, самым видным представителем этого рода, Серадзским воеводой Михалом, некогда маршалом Барской конфедерации, а потом и Тарговицкой, вернулась в родное гнездо и навсегда поселилась у брата.

  С нею находились три ее дочери от разных браков: княгиня Теодора Яблоновская, Тереза Бежиньская и Каролина Ходкевич, и еще целый рой племянниц и внучек во главе с Юзефиной, урожденной Любомирской, женой Адама Валевского (впоследствии жена генерала Яна Витта).

  Все это бабье царство принялось энергично опекать растерянную блондиночку из Кернози. Старая пани Валевская захватила в свое ведение маленького племянника, остальные дамы занялись "светским воспитанием" его матери. А в этой области они могли дать ей много ценных уроков, особенно пани Ходкевич, Яблоновская и жена Адама Валевского, которые своими романами уже сумели заполнить не одну страницу тогдашней "скандальной хроники". Сам пан Анастазий играл в доме незначительную роль и мало уделял внимания светской жизни. Поскольку человек он был весьма тучный и плохо переносил жару, то большую часть времени проводил в подвальной части дворца, где, лежа, потягивал холодное пиво, а слуги обмахивали его опахалами.

  Молоденькая камергерша не могла чувствовать себя уютно в таком окружении. "В жизни у нее остается только одна цель, - пишет граф Орнано, - освобождение Польши. Вместе с другими дамами рода Валевских Мария создает конспиративный центр патриотической пропаганды, в который вовлекли и дворцовую прислугу и кое-кого из окрестных крестьян. Весьма возможно, что так оно и было. Читатели книги "Козетульский и другие" помнят, что спустя несколько лет экзальтированные дамы из рода Валевских создали подобный же пропагандистский центр в Мон-сюр-Орже под Парижем. События 1805 - 1806 годов весьма побуждали к подобного рода деятельности. Наполеоновские армии сокрушали границы старой Европы и неудержимо приближались к границам Польши. В ноябре 1806 года французские передовые посты достигли Ловича, а дворец Валевских был превращен в штаб-квартиру одного из маршалов (вероятно, Даву)."
   
   Как видим, эти "экзальтированные дамы", изображенные на портрете, весьма ловко обходились со своими мужьями. Каждая из них побывала замужем не однажды, сохраняя весьма свободный взгляд на брачные отношения. Возможно, это и определило судьбу юной Марии, ставшей польской супругой императора при живом муже... Развод Мария получила, как известно, только в 1812 году.

   Известно, что пребывание Марии в Париже сопровождали именно эти дамы "Миссии Бретиньи" : сестры Яблоновская, Бежиньская и Ходкевич, впоследствии Голицына. Вот как описывает жизнь Марии Валевской во Франции Марианн Брандыс:


  " Фредерик Массой, описывая в своем очерке пребывание Валевской в Париже, рисует почти аскетическую картину жизни.

  " Мадам Валевская почти не показывается, принимает только нескольких соотечественников. Поведение ее безупречно, образ жизни скромный, проявляет она себя весьма сдержанно. Если едет на воды в Спа, то ее сопровождают племянницы мужа. Лето проводит у княгини Яблоновской, в доме, снятом у герцогини Ришелье в Монсюр-Орже, называемом замком Бретиньи. Напрасно стараются извлечь ее оттуда... Ее миром является этот дом в деревне, очень скромный и стоящий совершенно в отдалении; покидает она его только в случае крайней необходимости..."

   Массон несколько преувеличивает насчет одиночества и скромности. Не так-то уж плохо ей жилось. Козетульский и прочие польские гвардейцы-кавалеристы, находящиеся в Париже, весьма расхваливали веселые " вечеринки " у княгини Яблоновской и пани Валевской. Знаем мы также, что дом на улице Монморанси был устроен на широкую ногу, что восемь приборов на столе всегда ожидали случайных польских гостей, что Валевская охотно принимала и охотно выезжала, что любила наряжаться, что позировала знаменитым художникам..."

   Известно, что портрет Марии, написанный художником Жераром, произвел фурор в парижском Салоне 1812 года. Писали портреты Марии и художница Жакото, и известный миниатюрист Жан - Батист Изабе. А вот портретов ее родственниц Валевских, судя по всему, не сохранилось. Возможно, семейный портрет работы Казимира Собинского является редким, если не единственным их изображением.
 
 

 

НА КОЛЛАЖЕ: СЕМЕЙНЫЙ ПОРТРЕТ ВАЛЕВСКИХ

ВНИЗУ: ПОРТРЕТ АДЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ГОЛИЦЫНА ХУДОЖНИКА АЛЕКСАНДРА МОЛИНАРИ,
ПОРТРЕТ МАРИИ ВАЛЕВСКОЙ РАБОТЫ ЖАНА  БАТИСТА ИЗАБЕ, ПОРТРЕТ АЛЕКСАНДРА ХОДКЕВИЧА.