Играй, моя гитара

Алифтина Павловна Попова
               
     По желанию мамы я училась игре на семиструнной гитаре. Она прекрасно пела, играла на балалайке, поэтому решила, что и меня пора приобщать к искусству. В рабочем посёлке Акутиха, где мы жили, музыкальной школы не было. Да и она научилась самостоятельно играть на балалайке.

 Однажды, когда я  училась в девятом классе, мама привела в дом учителя игры на гитаре. Это был незнакомый мне мужчина лет сорока. Хорошо помню его внешний вид.  Волосы, от рождения закрученные крупными кольцами, скрывали лоб. У него были голубые глаза, небольшой прямой нос. И можно было бы считать его красивым мужчиной, если бы не морщинистая и бледная кожа лица в таком возрасте.
 
Музыкант принёс с собой семиструнную гитару и начал перебирать струны. Сначала он сыграл несколько разных мелодий. В его руках гитара пела, страдала, стонала, заливалась весельем. Надо ли говорить под каким я была впечатлением?! Восторженно слушала его игру.  А потом начинались мои мучения.

Нежные пальцы моих рук покрылись быстро пузырями из-за жёстких струн гитары. Он брал в руки гитару и  показывал мне аккорды, я старалась их запомнить и повторить. Уходя домой, учитель гитару оставлял. А в начале каждого следующего урока он её всегда настраивал. Бедная гитара, я её замучила.

Гитарист приходил два раза в неделю. Занимались мы в день не больше часа. Постепенно  пальцы рук огрубели, образовался твёрдый слой кожи, дёргать струны было уже не больно. Очень терпеливым был мой учитель. Слушал, что я наигрывала, потом сам показывал, как надо играть.

После урока он уходил домой, а я оставалась в доме одна, не выпускала из рук гитару и вовсю "горланила" песни. Пению никто меня не учил. Со временем у меня сложился  песенный репертуар, я выучила частушки, но и пыталась играть, большей частью, грустные мелодии. Очень нравилась мне песня о девушке Оле и васильках, которые она рвала в поле.

 Потом уже, когда я училась в десятом классе, учитель-гитарист продолжал работать со мной. Но как-то пришёл в воскресный день, сказал маме о том, что занимается со мной последний раз, так как заболел сильно. - А гитару я Але оставляю. Она мне больше не понадобится, – добавил он неожиданно. Мама отдала ему деньги за неё. Оплачивала ли она часы работы со мной, я не знаю.

Прощаясь, он сказал мне: «Аля, береги гитару!  Когда я попадал под дождь, то снимал с себя рубашку и накрывал её, чтобы не намокла. И ты береги эту гитару!"
 С того дня я больше своего учителя-гитариста не видела. Через многие годы я спросила маму о гитаристе. Она сказала,что вскоре он умер. Вот ведь, как получилось-то, разговоре обращалась с ним на Вы, имени не знаю. Пусть Светлая память о нём согреет наши души!

Сейчас вспоминаю с улыбкой о том, как я выступала перед одноклассниками в качестве солистки. После выпускного вечера, уже дня через два, пришли ко мне домой всем классом, старостой была я два года, но их не приглашала. Наш дом стоял на окраине посёлка. И не лень им было тащиться такую даль.

Мальчишки принесли бутылку водки, всё, что было в шкафу для закуски, съели. Потом вышли во двор, заросший травой-муравой. Все просили меня поиграть на гитаре. Я была застенчивая от природы, но одна выпитая бутылка на весь класс, немного сняла стеснение. Села на высокое крыльцо и радовала своих одноклассников своими музыкальными произведениями. Так ведь даже умудрилась ещё и петь. А мальчишки и девчёнки танцевали во дворе среди белого дня.

Потом мы пошли все вместе на берег Оби, откуда и разошлись по домам. Это была наша последняя встреча. С большей частью одноклассников я больше не виделась.

А гитару я не уберегла. Когда училась в Бийском техническом училище № 3, в нашей группе были ребята иногородние и два городских парня. Филя играл в футбол, выступал в сборной команде города Бийска, был вратарём. А Юра был его другом.

Я жила в женском общежитии для иногородних девушек. Как-то летом мои однокурсники пришли в нашу комнату. Юра сказал: «Наша команда футболистов заняла первое место. Мы с ребятами едем в ресторан отмечать победу. Аля, дай нам твою гитару! Обещаем, вернём её завтра». Так не хотелось мне её им давать, как сердце чувствовало.
- Да мы завтра тебе её вернём! Я отвечаю», - уверял Юра.

Я отказала ему, но тут вмешались девушки из группы радиотехников – упросили, уговорили. Как я и предполагала, на следующий день гитару не вернули. Недели две с ребятами не встречалась, так как производственная практика была у нас на разных заводах. Как-то вечером нашла улицу, на которой жил Юра, пошла сама к нему домой. Он вышел с гитарой. Струны отдельно в руке держит - от корпуса отвалились.

 В тот вечер мы попали под дождь, когда из ресторана вышли. Ну, что теперь с ней делать? Я не знаю. Давай я тебе за неё деньги отдам! – оправдывался Юра. Дождя в тот вечер точно не было. Думаю, что он сам отлепил от корпуса деталь, к которой крепятся струны. В тот момент я не сообразила, что можно было назад всё приклеить. Очень огорчилась, гитару оставила ему, деньги не взяла. Сейчас вспоминаю, и так жалко мне гитару. Уж очень хорошо она звучала. Играй, моя гитара, теперь в чужих руках!

Фото из семейного архива: гитаристка Аля Иванова. Снимок сделан в 1960 году, в общежитии Запсиба, в посёлке строителей Заводский. Фотомонтаж сделала моя дочь, Светлана.