Ап тезисы!

Евгений Медем
   Если верить телевизору, то у нас в стране есть некая политическая борьба, шествия, митинги, парламентские партии и их лидеры, непарламентская оппозиция и ее лидеры.
   Может это и так, только я лично этого не замечаю и влияния тех и других на реальную социально-экономическую жизнь не ощущаю. Все деяния в этой области я воспринимаю как шевеления элиты в процессе более комфортного расположения на ложе власти.   
   Мне за семьдесят, я ощущаю себя полноценным человеком и полноправным гражданином, испытываю чувство единения со своей страной и народом, горжусь ее исторической поступью. Как человек и гражданин я бытую во множестве ипостасей: сын, муж, отец, покупатель, болельщик, избиратель, изобретатель, в чем-то профессионал, в чем-то любитель, прихожанин, иногда фантазер и мечтатель, в былое время немного пьяница и бабник, ныне еще хозяйствующий субъект в миниатюре.
   Так, мне думается, живут многие. Хотелось бы не ощущать при этом социального дискомфорта, а, напротив, испытывать чувство общности и причастности, находиться в с окружающими в общем эмоциональном и культурном поле, постоянно ощущать свое единство с другими членами общества, свою принадлежность к родному народу.
   Посмотрим с этой колокольни на демонстрируемую нам по телевизору так называемую политическую жизнь.
   По здравому размышлению, здесь никогда не касаются отмеченных выше аспектов бытия, а все сводится к разговорам о себе и ближайших сподвижниках/противниках, разница между которыми почти не ощущается, да к тому же они постоянно меняются местами. А лозунг «Долой коррупцию» сродни призыву «Долой рутину с оперных подмостков».
В былые времена существовала такая опция влияния на властные органы, как выражение наказов избирателей: наказы собирались, обобщались, публиковались и в какой-то мере принимались к исполнению или хотя бы к руководству. Сегодня политики и высшие руководители уклоняются от публичных заявок электората, которые своей направленностью могут противоречить их собственным устремлениям и резонам.
   Вдумчивого обывателя беспокоит некая бессистемность и узкая ситуационность деятельности законодательных и управляющих органов российской власти.
   Программа, достойная поддержки избирателей, должна быть не перечнем лозунгов о свободе и процветании, а указанием конкретных направлений кардинального переустройства жизни страны и народа.
   Надо признать негативный характер нашей зависимости от внешнего мира: ресурсной, интеллектуальной, финансовой и др. Под внешним миром следует трезво понимать не только иностранные государства, но и транснациональные образования типа сетевых структур в торговле, деятельность которых наносит явный ущерб экономике и жизненному укладу нашей станы. Признав это, должно явно объявить о намерении устранить или хотя бы смягчить эту зависимость.
   Вот пример видения внешнего мира, сформировавшийся у телевизора. В международных новостях можно заметить, как живут, одеваются, ухаживают за собой и упитанно выглядят люди, которым наше государство оказывает гуманитарную помощь и содействие в устранении последствий катастроф. С сожалением (а то и с завистью) видим, что у них многое выглядит лучше, чем в аналогичных по ситуации наших районах. Люди, живущие в халабудах довоенной постройки, заинтересовано смотрят на жилища под наводнением в Европе, на ухоженных и приодетых беженцев, на косметику и украшения сирийских дам в зонах обстрелов, на броский макияж украинок. Отсюда рождается мнение, что целесообразно ограничивать оказание материальной помощи, списание долгов, льготные поставки тем странам и регионам, где уровень жизни и гарантированный доход выше, чем в нашей стране. Сравним хотя бы потребительские корзины, и если там жиже – будем помогать, а нет – извините. Тогда может быть и нашим прозябающим районам что-нибудь достанется.
   Надо признать негативный характер энергетической, транспортной и финансовой политики в нашей экономике, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства.
   Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту политику. Власть ориентирована на получение своей доли безусловно и как можно раньше. Дохода у предпринимателя еще нет, а при плохом повороте дел может и не быть вообще, а власть свое все равно берет. Особенно это ударяет по малому бизнесу в период зарождения и становления, когда все действия ведут только к расходам и убыткам – доход придет или не придет позже, а материалы, коммуникации, платежи и сборы нужно оплатить сейчас. Перефразируя Жванецкого, можно сказать: «Зачем вы собираете с убытков? Собирайте с прибылей!»
   Надо признать негативный характер нашей административно-правовой организации, построенной на презумпции виновности, фискальной бухгалтерии и высасывающей налоговой системе, препятствующей развитию и грозящей самому существованию производственных предприятий промышленности и сельского хозяйства. Признав это, должно явно объявить о намерении переустроить или хотя бы поправить эту организацию и входящие в нее структуры.
   Стараясь все замкнуть на «вертикаль власти», не оставляется пространства для деятельности институтов гражданского общества и влияния общественного мнения. Когда возникает проблема, издается обязательный к исполнению документ с очередным запрещением, причем сразу и везде. Множества ведомств и служб наделены полномочиями издавать распоряжения обязательного немедленного исполнения. Не так покрашены стены – закрыть производство, есть трещины на стекле автобуса – закрыть маршрут, слишком громкий звук – закрыть кафе, неудобоваримое имя младенца – запретить, сомнительное высказывание – оштрафовать или под суд. А уж об автомобилях и говорить нечего: то запретить праворульные машины, то разрешить, то обязать использовать детские кресла, то попустить, а то обязать использовать систему аварийной сигнализации, отсекая ввоз целой серии автомобилей. Неужели нет иных способов выразить государственные предпочтения и опасения? Через страховые коэффициенты, налоговые ставки, преференции и бонусы?
   Если говорить о системных проблемах, то вот еще одна – всепроникающая реклама.
   Настырная, нахальная, лживая и подленькая, рассчитанная на низменные интересы реклама достает нас всюду. При низкопробности и контрафактности многих товаров их качество порой определяется только полиграфией и упаковкой.  Окиньте взглядом витрины аптеки – это же выставка, торжество сюрреализма: какие цвета, какие линии, какие формы! И так во всех магазинах, для любой группы товаров, для всякой услуги и службы. Плюс про то же в газетах, журналах, на стендах и перетяжках и, конечно же, на экранах. В рекламу вкладываются колоссальные материальные и финансовые средства.
   Ясно, что за рекламу платит потребитель, чем и объясняется безудержный разгул рекламы: чего стесняться – покупатель заплатит. А что если не относить расходы на рекламу к производственным издержкам, а допускать оплачивать ее только из прибыли? Выплатил зарплату, рассчитался с контрагентами, заплатил налоги и пожалуйста – можешь прославлять себя любимого и свое детище.
Может быть не стопроцентно, но доля рекламы в производственных издержках, т.е., в конечном счете, в цене, должна быть ограничена.
   Если найдутся общественно-политические деятели, готовые обратиться к указанным проблемам, то их можно будет послушать, а там и идти. Пока же такого не видно и не слышно.