Отрывок из моей книги

Жарасбек Коргамбаев
Одну свою книгу я назвал так: "Умирающая цивилизация". В целом я благополучно завершил всю свою работу, которую я начал молодым, цветущим парнем. Ее я хочу опубликовать в ближайшее время и презентовать под названием "Новая модель развития мира".               

ОТ АВТОРА

Вопросы, поставленные в моих работах, не простые. Их исследованию я отдал всю свою сознательную жизнь, не рассчитывая на вознаграждение и не зная, когда они будут завершены и признаны нашей системой. И если бы я знал вначале, что путь, избранный мной, окажется таким же бесконечным, как и развитие самой жизни, происходящей стихийно, то я искал бы другие пути и, возможно, более легкие тропы. Но мне была неизвестна моя поприще. Поэтому этой книге, которая писалась долго, я принес в жертву не только себя, но и счастье своей семьи. Начал я эту работу в советское время, когда никому еще и в голову не приходило, что социалистическая система вскоре разрушится. Мои предположения о таком исходе социализма тогда моими рецензентами принимались в штыки и подвергались резкой критике. Начав эту неблагодарную работу молодым, цветущим парнем, завершил ее только на склоне лет. И в этом неоценима роль моей жены Нурсулу, которая на протяжении названного времени разделяла мою трудную жизнь и не бросала меня «ни в беде и ни в горести» и всегда была верна призванию женщины. Я посвятил себя истине и от нее не отступал. Но истину нельзя потрогать руками и осязать, ее нельзя потреблять. Смысл жизни женщины, сведенный к потреблению и комфорту, не тождественно творческому поиску. Верить же, что истина восторжествует в неопределенной перспективе, может не каждая женщина.


               




                ПРЕДИСЛОВИЕ



Там, где люди видят крах, я нахожу элементы возрождения, скрытые от непосредственных глаз.
 
       Потому что мир развивается диалектически, превращаясь в свою противоположность, и индивид, потерявший общественную опору своего мировоззрения, видя только самого себя, не способен воспринять движения мира, находясь в глубоком отчуждении от него и других людей.
        Интересен факт, что российские философы в большинство своем хватались и стали разрабатывать "цивилизационный подход" как раз в тот момент, когда цивилизация, достигшая расцвета, уже обнаружила явные признаки гибели. И это неизбежность чувствовалась каждым. Надо было сохранить эту цивилизацию и продлить ее существование, сохранив ее расстроенное равновесие. И ради этого сочинялись теории за теориями, главными из которых была "цивилизационная". Теория же "культурного развития" вообще превзошла всякие мыслимые пределы в момент разложения культуры. И теперь стали все оплакивать. И никто тогда не понял, как разрушало этого равновесия социалистическое движение. Вот откуда ненависть к социализму. Обреченная цивилизация социализм восприняла "дьяволом", нависшим над всем миром.
        Современная цивилизация нам представляется гибнущей только при чувственном ее восприятии, с собственнической позиции, когда мы ее воспринимаем, а не анализируем и обобщаем. Поскольку умирают собственнические отношения, изжившие себя исторически, постольку индивидам мир видится в умирающем положении. Она лишь свидетельствует, что наш мир глубоко погряз в трясине, и его нужно глубоко познавать и вскрывать его истинные движущие силы и цели, скрытые от нас в оболочках уродливых социальных и политических проявлений.
Рассматривать мир с точки зрения реакции на него со стороны индивидов, не понимающих еще, кто они, как продукты современной цивилизации, это безоговорочно признать гибель и надеяться только на другую жизнь, которая якобы придет после смерти. Мы все хотим жить в этом мире, и жить счастливо. Мы все хотим жить сегодня, пока живем. И люди уже вполне в состоянии изменить себя и свое общество, если оно уже не отвечает их потребностям.
Цивилизация — не тонкая пелена плесени, а человек — не крыса, как отозвался о нем один профессор. Так невзрачно отзываясь о мире и о людях, мы просто не понимаем ни себя и не то общество, в котором живем. Люди научились хорошо воспроизводить представления разрозненных людей, находящихся друг с другом в противостоянии и борьбе. И привыкли видеть их как конгломератов в чисто механических связях. А в них действительно закончилась жизнь, растворившись в "моем собственном благе".
         Я люблю людей до безумия. И знаю, что они друг для друга станут богами. Иначе не стоило бы жить в этом мире. Нас ждет светлое будущее, которое наступит далеко не блаженно, а через трудности, развивая через эти трудности жизнь. Жизнь есть вечное самозарождение и самосозидание. И она из себя создает  то, к чему  мы идем бессознательно. А цивилизация, созданная капитализмом, действительно исторически завершается.
       Она выбрасывает людей из себя, выталкивает их из всех образований и оставляет их одинокими и в страхе. А люди просто не желают расставаться с этой системой и цепляются за нее, как взрослые дети за своих старых родителей. И чем быстрее люди это поймут, тем быстрее они выйдут не из исторического тупика (которого нет), а из умирающей цивилизации. Люди еще просто не поняли и поэтому не могут взять в толк, что тот же интеллект, который развивался, работая на процветание этой цивилизации, сейчас саморазрушается, бессознательно разрушая эту цивилизацию. Говорят, что миром двигают 2-3 процента населения. А вот такого, чтобы этот процент людей, умноженный на два, столь одержимо и стремительно разрушало жизнь на земле и деградировало, этого человечество не переживало за последние века. Больше того, не ожидало. Поистине рыба гниет с головы.

ГЛАВА I.  ИСТОРИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

1. Нас словно заколдовала некая неведомая сила!

Прямо заворожила, зачаровала. И я в себе слышу отзвуки прошедших времен и поступи грядущего. И в то же время невольно прихожу к мысли и с грустью осознаю, как мрачно для нас наше настоящее. Мы будто уперлись в некую твердую, безжизненную и тупую стену непонимания.
Уже давно замечено, что наша жизнь подвержена беспрерывному и стремительному изменению, и эти изменения развертываются упорно и как необходимость. Но куда так бежит время? Об этом, кажется, каждый задумывается, но это их не выводит за рамки привычной жизни. А привычная жизнь – это своего рода заколдованный круг, из которого не каждому дано выходить. «Я иду туда, куда все». Вот банальный принцип нашего времени.
       Но ясно одно, сегодняшний человек уже не может оставаться прежним, в то время как мир, окружающий его, так стремительно меняется. И в то же время он сопротивляется переменам. Многие являются отчаянной головой, где-то очень рассудительной, а где-то безрассудной. И сегодня немало людей заняли место революционеров и как они попадают в тюрьму, прыгают с поездов, взрывают и убивают. И они, эти отчаянные, упрямые головы, просто слепо бунтующие против несправедливого устройства, даже понятия не имеют, чем они жертвуют ради разрушения современной формы жизни. Поэтому знать логику развития современной жизни в будущее и как умирает старая система, должен знать каждый. И научиться самостоятельно мыслить.
Гомо сапиенс – это человек разумный, с которого начиналось человеческое развитие человечества. И Декарт говорил, что я живу, если я мыслю. В мышлении видели глубокую суть человека и французские просветители, бесстрашно боровшиеся с мракобесием и утверждавшие разум и безгранично верившие в его возможности.
Люди сейчас живут не так, как им нравится. Эта жизнь находится уже в прошлом. И каждый сейчас, всюду, идет против себя. Иначе они не выживут, не победят в конкуренции, согнутся, опустятся. И тот факт, что несколько могущественных людей манипулируют целым обществом, свидетельствует лишь о том, на каком уровне находится сознание массы. Этот порядок будет сохраняться, по-видимому, только до тех пор, пока люди позволяют себя «эксплуатировать» ничтожному меньшинству. А если все происходит так, значит, их сознание еще не созрело для перемены. Я взял в кавычки «эксплуатировать». Потому что ее нет как таковой. И я не думаю, что в этом виновато государство.
       Мир открыт к будущему, но только с точки зрения человека. Люди же живут привычной жизнью, не пытаясь ничего сознательно изменять и всего ожидая от государства или всемогущего бога. А жизнь, как я уже отметил, как раз подвержена беспрерывному изменению и объективно требует перемены со стороны людей. Я не говорю о тех, кто жаждет власти и ради этого несут клевету. Люди идут просто по течению, как плыли до этого, и никто направления ее течения еще не осмысливал и не желал изменять. Если же на них давит жизнь и нарушает эти привычные темпы, то они начинают вопить и кричать. И этой дремучей, спящей массе тогда кажется, что все рушится и наступает конец света.
Наше общество вообще пущено в самотек и не управляется, каждый человек занят своим собственным делом, кто выживанием, а кто обогащением. И никто пока не знает, для чего это понадобилось людям, обществу, истории.
Могущественные же люди просто безразличны или охвачены страхом перед надвигающейся «катастрофой», но они пытаются ее изображать в обратном порядке, тем самым отгоняя от себя духов и призраков, наступающих на них в мире денег. Говорят, что в мире более половины миллиардеров, процветавших до кризиса, исчезли и продолжают исчезать стремительными темпами. И необъявленная война между денежными воротилами поглощает их, втягивая в водоворот смерти. У нас обычно пишут о тех миллиардерах, которые еще здравствуют. А ведь самым интересным является именно та жизнь людей, которая сложилась после их разорения и когда они по воле судьбы становятся просто людьми. И эта самая интересная область нашей жизни для нас закрыта за ослепившими нас прелестями рыночной экономики.

Согласитесь, в нашей жизни нет никакой фальши, раз они уже раскрываются, нет никакого обмана, вводящего нас в заблуждение. Это просто самообман, воцарившийся сейчас и в котором мы пребываем, еще не зная ту правду, которая нужна каждому, то есть всем. А «своя правда» - это миф, порожденный необузданным эгоизмом в период распада, где каждый себя спасал сам. Может быть, мы не знаем, как стать человечным в мире, который нам кажется бесчеловечным? Но разве бесчеловечность Запада не раскрыта?

Не так-то просто людям, конечно, изменить привычную жизнь и обретать новые представления, занимаясь выживанием, ежедневно их выхолащивающим. И одновременно распределять время для себя и своего духовного совершенствования. Но жизнь требует перестроиться и пересмотреть себя от каждого. И я вот прихожу к мысли, что в современных быстротечных условиях нужно измениться и перестроиться каждому, кем бы он ни был, президентом или простым смертным.

У нашего общества нет другого способа остановить распад и продвинуться вперед и изменить свою жизнь в лучшую сторону, чтобы каждый из нас стал человечным. Сегодня каждому человеку нужно не сознание вообще, придуманное философами, а сознание человека. И этот человек уже не гомо сапиенс, не просто разумный человек. Куда идет наша жизнь? Вот в чем вопрос. Ведь «обогащения» мы уже прошли, и все его прелести пережили, теперь от него стремительно идем к нищете. Но ведь этим мир человека не закрылся. И никто ему еще не запретил стать человечным. Напротив, именно сейчас он открывается каждому, - богатый мир человека, человеческое богатство в противоположность материальному.

Проблемы – это просто фикция, самый настоящий оптический обман, как и нищета, которую человечество переживает в сказочном богатстве. Ибо все они искусственны. Речь идет о том, чтобы перестроиться и жить сознательно как люди. Насколько сегодня банально, чтобы обществом манипулировало ничтожное меньшинство, столь же банально невежественность человека в эпоху информации и господства интеллекта. И все это служит только потреблению? Обогащению только ничтожного меньшинства?

       Наша жизнь похожа на волну, которая нас то поднимает, то опускает. Для кого-то она является проклятием, а для кого-то счастьем, построенном на этом проклятии. Как странно, мы прогнозируем общественную жизнь и видим ее процветание или упадок, можем предвидеть и предсказывать события общественной, политической жизни, но свою собственную не видим никогда и живем всегда слепо. Так же и я сегодня ничего не знаю о своем личном будущем. Интересно ведь, в нашей жизни каждый идет как бы на ощупь, и далеко не каждый имеет уверенность. Но мы большие оптимисты относительно социального и духовного развития людей. И эта уверенность нам никогда не дает падать духом.
       Сегодняшняя наша система направлена именно на унижение человека и каждого держит под прессом. Но вместе с тем развитие, заходящее в тупик, содержит в себе и выход, причем впервые для каждого отдельного человека. И в этом сущность и смысл современной эпохи и вместе с тем и тайна, скрытая в ней.

       2. ХАОС НАХОДИТСЯ В НАШЕЙ ГОЛОВЕ
      
 Говорят, что бы не случилось, надо оставаться самим собой и не терять себя. Еще бы знать, кем именно, и кто этот «я». Быть в стороне, привыкнуть жить со стороны, собой, жить своим личным благом, в таком случае можно только оплакивать этот мир, идущий в разрез нашим интересам. Мир никогда не приспособится ко мне и к тому, что мне нужно от него. Будь ты писателем, поэтом или великим философом. А попытка влиться в общественное движение… не получится, не получится с каждым таким. Стоит попробовать быть собой. Но мое "я" связано с миром и является его необходимым продуктом. Кто же оказался в стороне истории и не втянут в это движение? Мы только своим сознанием живем своим собственным благом, испытывая все влияния и воздействия этого мира на себе ежедневно и ежеминутно. Окружающая уродливая реальность меня интересует лишь постольку, поскольку он противостоит мне и хочет меня задавить и стереть в порошок. Постольку я пытаюсь ее познать и понять, чтобы освободиться от его враждебности. А другого пути здесь нет. И само положение, что ее можно изменить, направив на это интеллектуальные и духовные усилия людей, для каждого является открытием. И тогда обнаружится, что этот уродливый мир к нам не имеет никакого отношения и что он здравствует только потому, что его подпитывают эти же обыватели, живя ради самого себя.
        Каждый хочет создать свой мир и создает, и в нем укрепляется. И я хочу создать свой мир, т. е. свое общество, и не противопоставить его современной форме жизни собственников. Такой мир, наоборот, открыт для всех. И я всех зову к себе, на этот новый путь. Я объяснил и прошлое, и настоящее и обрисовал и будущее в шести книгах – 1500 страниц русского текста и 300 стр. казахского. Отдав этому всю свою сознательную жизнь. И люди, которые живут в современном мире «собственников», уже размышляют над ними. И мне не известно, сколько они будут еще размышлять. Я знаю, из людей, способных думать, уже размышляют над ними, размышляют, может быть, многие. Это меня и радует, и вдохновляет, а не молчание «собственников». Слух и молва о новой модели развития мира уже давно распространились через интернет. Казахстан уже живет моими мыслями, но делая вид, что меня нет. И меня уже совершенно не интересует, как кривят душой собственники.

Но едва ли можно ответить на поставленный в этой книге вопрос хотя бы приблизительно, отбросив основные понятия марксизма и отвлекаясь от истории. Современная жизнь, возникшая перед нами, есть хаос, в котором нет никакого порядка с точки зрения разрозненных людей. В действительности, мы живем в удивительном мире, где все взаимосвязано и взаимообусловлено друг другом и находится в процессе постоянного движения и изменения. И этот мир идет из прошлого, из глубин истории. И если вы не уловили эту связь, значит, у вас будет такое чувство, будто вы свалились с неба, и вы никому ничего не обязаны. И никто не обязан вам. И все обречены жить ради самого себя.

В действительности, в нашей жизни нигде нет ничего застывшего в неподвижности. Двадцатое столетие подтвердило истинность диалектических взглядов К. Маркса и Гегеля. Но удивительно то, что эта великая идея, идущая к нам от древних греков и хорошо «схваченная» в естествознании, не коснулась еще нашего сознания со времени общественного поворота, хотя именно он, этот поворот, совершившийся неожиданно, является доказательством качественного скачка, подготовленного всем предыдущим развитием социализма. Просто идеалистическая и субъективистская трактовка, укоренившаяся в нашем сознании под влиянием западного мышления, поворачивает нас к экономическим и культурным стандартам Запада, находящимся на другом уровне. И мы, отбросив социалистические представления, оказались в поистине неизвестной области, в силу чего мы не только ушли от реальной жизни – от своей действительности, но были опустошены в полном смысле этого слова. И теперь мы будто и духовно распались вместе с распадом социализма. Тем самым, сами того не сознавая, мы вдруг оказались в хаосе, где не живем, а просто выживаем, к тому же в бессмысленной борьбе друг с другом. И выживаем не иначе как в одиночку, и вся сфера богатства общества от нас отчуждена, будто оно не наше, а чужое.
Хотя само понятие «чужое» далеко не является иллюзией, а есть результат присутствия иностранного капитала, на котором основана наша жизнь и деятельность. И в этих условиях всеобщего отчуждения люди и оказались одинокими и потерянными. И наша философия, уже утратившая свой статус, оказалась неспособной анализировать наше движение как реального общественно-политического процесса и остается по ту сторону истины. И ей ничего не оставалось, как раствориться в «рыночной экономике», чтобы выжить, как и все люди, которые вдруг растворились в деньгах.

Если всего этого выразить кратко, то можно сказать так: в течение короткого срока с нами произошло нечто невероятное: в мгновения ока вся постсоветское пространство было полностью разрушено и опустошено, будто по нему прошел страшный ураган, сметавший все на своем пути. В Казахстане вводили карточку, в крупных и даже малых городах выстраивались длинные очереди, создавалась давка. Все богатства советского общества куда-то испарилось, было спрятано, закопано, где их, в конце концов, съели мыши, крыси и другие грызуны. И точно так же, как заполняли это опустошенное пространство заграничными товарами, так заполняли люди себя и заграничными мыслями, и наш дух в мгновение ока стал заполняться западными стандартами. И вот, мы и становимся «западом», так быстро забыв о своем происхождении. Дальнейшая же идеология усердно работала на выхолащивание и заполнение нас передовыми идеями Европы. Как было со времен Петра Первого.

Кризис не нужно рассматривать как временного явления, который будто имеет свой низ или верх, достигает дна или может подняться, достигнув его. Напротив, он развивается в «цикличности», идя от низшего к более высшим проявлениям. Мы упорно не хотим видеть именно то развитие, которое происходит волна образно, когда кризисы, на время спадающие, на новом этапе возобновляются с возросшей силой. Это сейчас наблюдается и во всем мире. А это говорит о том, что, в сущности, в содержательном отношении мы имеем дело с новым развитием, происходящим в новом направлении и отрицающим предыдущее состояние. Стало быть, мы имеем дело не просто с переходом, а с болезненным развитием нового состояния, следовательно, не с кризисом, а с реальным превращением, поднимающим общество на более высокую ступень. Одним словом, мы имеем дело с диалектическим развитием.

Отсюда ясно, что нам нужна теория развития, а не просто теория оправдания и обоснования заранее созданной умозрительной модели, с которой должна якобы сообразоваться действительность.

Сейчас поэтому людям нужны реальные знания о своей жизни. И их они могут получить и вне идеологии, собственным анализом и синтезом. И сознания своей эпохи им даст не идеология бизнеса. Им нужно правильно понять себя и свой общественный мир. И они внутренне готовы именно к этому и бессознательно ждут его. Человек, освободившийся от прежних убеждений и сознательно или бессознательно отказавшийся от них, уже  не только объективно и субъективно готов к тому, чтобы воспринять новые взгляды, соответствующие реальному развитию жизни, но, в еще большей мере, подвержен и влиянию обстоятельств. И его можно «вербовать», вкладывая в него любое содержание. Не случайно именно молодые идут на преступления, различными способами выражают недовольства, охватившие их, легко поддаются «обработке» со стороны различных сект, настраивающих их против общества и государства. Стало быть, именно как опустошенные, они могут  и воспринять все новое, и воспринять все самое худшее. Заполнять же себя иллюзией и предаваться мистике – это чисто вынужденное состояние для становящегося человека, постоянно сталкивающегося с чудовищными противоречиями, которые свидетельствуют, что человек буквально духовно пуст и он в силу этого может воспринять реальную жизнь только при наличии правильной ее интерпретации. Именно отсутствие правильного объяснения и заполнение жизни невероятной идеологией и мистикой для каждого человека создает сложную социальную и психологическую атмосферу, постоянно их дезориентирующую, беспрерывно деформируя их сознание. Я же все построил так, чтобы моя работа была доступна каждому критически мыслящему человеку. И ради этого я сознательно отказался от всех традиционных методов познания. Больше того, именно ради этого я отказался и от всех «социальных статусов», создающих соответствующее сознание, и предпочел остаться «рядовым гражданином».
Меня неоднократно упрекали, что я «не признаю авторитетов». Это не состоятельно. Я вовсе не приписываю всего себе. Изложенное мной известно каждому человеку, и каждый мог бы прийти к нему самостоятельно. Жизнь развивается не по проектам, которые создаются государством. Напротив, проекты создаются на основе  объективного развития реальности. Они являются более или менее правильным осмыслением этой реальности. И их создают уже люди, проектируя свою жизнь. И себя я не считаю авторитетом, создающим какие-то проекты и зарабатывающим ученые степени и звания. Ни советское общество, ни теперешнее рыночная система до сих пор во мне не признали «ученого». И я на это никогда не обижался. Я всю свою жизнь бесплатно трудился для человечества, и даже в самые трудные периоды кризиса не терял уверенности. Кризис всегда питал мое мышление. И в то самое время, когда большинство было озабочено собственным выживанием или делало карьеру, я был занят поиском понимания современной жизни и «путей ее излечения». И я осмыслил только то, что существует объективно, и от себя к этой действительности ничего не добавил. Даже мои представления о будущем давно заложены в настоящем и высказаны многими мыслителями. И я никогда не думал, что моя философия возникла и сложилась на пустом месте. Она является продолжением и дальнейшим развитием человеческого мышления, которое сложилось задолго до моего рождения. И я просто их проанализировал и обобщил и на этой основе создал определенную концепцию, доступную каждому отдельному человеку, искренне желающему познать человеческий мир и самого себя и бессознательно ищущего критерии и новую ориентацию в современном хаосе.