Память сквозь года

Людмила Синкевич Волегова
 
                Уральское историко-родословное общество
                Пермское отделение УИРО
                "Память сердца"
 
                Боевой путь наших земляков -
                участников Первой и Второй мировых войн
                Пермский родовед
                Выпуск 2
                Пермь
                2015 

                (стр 205-209)


                Л.П. Синкевич
                Память сквозь года.

 Только  сейчас, спустя более 50 лет, я поняла, что упустила единственную возможность узнать историю своей  семьи. Семьи, перенесшей тяжелые испытания, как и многие другие того времени.
 
 Не помню, чтобы при мне велся разговор о родственниках – ни при ребенке, ни уже при взрослой, сознательной жизни. Причины я не знаю.

 Мой дедушка, Казымов Александр Федорович, родился 7 апреля 1894 года в д. Алёкино, Подволошенского с/с, Оханского  уезда  Пермской губернии. Был участником трех войн – I Империалистической I Мировой,  Великой Отечественной и русско-японской.
 
 В I Мировой войне был награжден Георгиевским  Крестом. О других его наградах в этой войне я не знаю.

 Я припоминаю, как он говорил, что не запачкал руки чужой кровью. У него был каллиграфический почерк, дедушка служил писарем при штабе во время Великой Отечественной войны, о чем имеются официальные документы при награждении его медалью «За боевые заслуги»  14 мая 1945 и орденом Красной Звезды 28 мая 1945.
 
 Об его участии в русско-японской войне и послужном списке у меня, к сожалению, сведений нет.
 
 При поиске сведений о дедушке мне удалось узнать, что в книге Ширинкина А.В. «Мы твои сыновья, Россия. Хроника политических репрессий и раскулачивания на территории Оханского района в 1918-1943гг.», имеются сведения о моем дедушке из «… допроса Казымова Григория Андреевича, который был арестован  2 октября 1937 г. Пермским ГО НКВД ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Японии. 
… Сам он был допрошен 14 октября 1937 г. Вот выдержки из его протокола допроса: «С 1926 по 1931 гг. я занимался сельским хозяйством на родине, затем уехал в г. Пермь, до 1934 г. работал на заводе им. Молотова, после этого на заводе Дзержинского.
В ноябре 1930 г. меня арестовали органы ОГПУ, я был под стражей до апреля 1931 г. В связи с тем, что я служил в войсках Колчака, было возбуждено уголовное дело по ст.58 п.10 УК РСФСР, которое было прекращено.
С завода им. Молотова меня уволили, как бывшего белогвардейца.
На заводе я работал с Казымовым Александром Федоровичем, земляком из д. Алекино, Бояршиновым Иваном Андреевичем из д. Гари Подволошинского сельсовета. Казымов А.Ф. из кулацкой семьи.»
 Из этих скупых сведений, можно узнать, что до войны дедушка работал на заводе им. Молотова, (заводе им Ленина), на котором ему было отказано в работе после войны 1941-45гг, с мотивировкой, что его братья были белогвардейцами. Возможно, и указанный на допросе факт принадлежности к семье кулаков, повлиял на данный отказ.

 Из обрывков разговоров, я помню, что по возвращению  с русско-японской войны дедушку не приняли на завод Ленина, так как  у него были братья, один из них служил  денщиком у белого офицера, в о другом – что он просто служил в Белой гвардии. О них я узнала только в 1997 году, когда начала ходить в храм, и бабушка назвала их имена, чтобы молиться об их упокоении.
 Я написала запрос в архив завода, с просьбой посмотреть документы моего дедушки, но ответ (если он будет) уже не успеем опубликовать в данном издании.

 Помню, что по разговорам, когда приходили родственники, дедушка был участником 5 воин. Но данных нет. В наградном листе в 1945 году написано, что не принимал участия в Гражданской войне, правда, там не написано и об участии в I Мировой войне и награде Георгиевском Крестом. В Трудовой Книжке нет записи об увольнении с работы в период русско-финской войны.
В Трудовой Книжке у дедушки 1-я запись сделана 8 сентября 1938 года, с указанием, что стаж работы 8 лет подтвержден документами. С 19 ноября 1941 года дедушка уволен в связи с призывом в армию. Служба в армии по октябрь 1945 года. И с 8 апреля 1946 года по 1 февраля 1957 года дедушка проработал до выхода на пенсию в одной организации  (Райпромкомбинат) от инженера нормировщика  до начальника планового отдела.
 
 Всегда к выполнению своих обязанностей дедушка относился добросовестно, не считался с личным временем. Об этом свидетельствуют записи в наградном листе «Тов. Казымов находится в армии с первых дней войны и, не смотря на свой преклонный возраст, работает много и усидчиво по 18 часов в сутки» и в Трудовой Книжке в разделе о награждениях и поощрениях  имеется 6 записей.

 Мне очень хочется приоткрыть завесу тайны – почему же дедушка был в районном военкомате в списках сержантского состава, а не офицерского? Ежегодно с Днем Победы его поздравляла я. А в апреле 1976 года  я уезжала на учебу, поэтому обратилась в военкомат, чтобы они поздравили дедушку. Очень долго не могли найти его в списках, я даже ходила к начальнику 1 отдела. И только по моей настойчивости, а скорее – молодости, активности, вере в справедливость, удалось узнать, что он числится в других списках.

 Сейчас мое поведение вызывает улыбку, но тогда я взяла слово с начальника, что дедушку поздравят в мое отсутствие. Бабушка рассказывала, что, когда пришли из военкомата, то дедушка был удивлен, растроган и заплакал. Он так и не узнал, что это я ходила «наводить» порядок в документах. После этого случая, работники райвоенкомата неоднократно поздравляли дедушку с Днем Победы.
 
 Моя бабушка - Лоскутова (Казымова) Лидия Федоровна 23 марта 1903 года д. Фадино Оханского  уезда  Пермской губернии.

Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», вручена  11 января 1946 года за Д №0314660.

 Бабушка рассказывала, что с 5 лет уже помогала по хозяйству – кормила кур, собирала колоски в поле, убирала в доме. В их семье трудились все. У них была большая семья – я помню о трех братьях и трех сёстрах.
 
 Когда бабушка выходила замуж, то дедушку она впервые увидела на свадьбе, таково было обоюдное решение родителей молодых. 
 
 Я не помню дату, когда родителей  бабушки раскулачивали, она избежала участи отправки на поселение, так как была замужем, а ее младшую сестру Екатерину Федоровну Лоскутову 1908 года  рождения (Гусеву) отправили на поселение.  Бабушка  более 30 лет разыскивала  сестру,  встретились они в Перми только в 1964 году. О своей маме бабушка рассказывала, что многих посадили на баржу, а потом все утонули. Подробностей я не знаю.   
 
 В январе 1942 года  военная часть дедушки была на формировании на станции Фаленки Кировской области, и бабушка, чтобы увидеть своего мужа, пошла из города Молотова (Перми) пешком по железной дороге, по шпалам (чтобы проходили поезда дорогу чистили, и была возможность идти вперед и не сбиться с пути) в январский мороз на встречу с ним. В военное время было очень строго с явкой на работу, поэтому бабушке пришлось уволиться, а по возвращении в город, вновь поступить на работу.

 О факте встречи на этой станции, хранится фотография дедушки и его однополчанина в военной форме, с надписью, что фотография произведена на станции Фаленки 31 января 1942 года и дарится жене Лидии Федоровне и дочери Анне Александровне.

 Когда я узнала, что бабушка в такой мороз шла по шпалам, по лесам, была просто потрясена ее подвигом.

 Моя бабушка скончалась через неделю после  95-летия, до 93-х лет ездила на электричке на дачу в Лобаново, и содержала грядки без сорняков. Она успевала навести порядок и дома, когда мы приходили, то все было убрано, чисто. Я не слышала от нее грубых слов, она была верующий человек, но никогда не навязывала свою веру, не заставляла соблюдать посты, молиться, не навязывала свое присутствие.
 И только, когда ее не стало, поняла, ЧТО я потеряла.
 
 Моя мама - Казымова (Журавлева) Анна Александровна 31 октября 1925 года  рождения д. Алекино  Подволошенского с/с,  Оханского  уезда,  Уральской области.

 Подростком с 25 февраля 1942 года по 15 июня 1946 года работала на заводе им. Сталина, награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», в 1946 году была в списках завода за № 5563.

 Учитывая, что с трудовой дисциплиной в военное время было очень строго,  зимой мама часто ночевала вместе с другими в цехах около теплых станков, так как не было ни сил, ни желания приходить в нетопленную комнату и спать в холоде, а потом рано утром бежать на работу, опасаясь опоздать.
 Подростки работали наравне со взрослыми."

Фото: Казымов А.Ф. с Георгиевским крестом (слева с усами).
Казымов А.Ф. 1915-1916 г. (сидит справа).

Дополнение 20.06.2017 - Уважаемые читатели! Благодарю, что посетили мою страницу, прочитав данный рассказ. Изложенная информация очень важна для меня, весь материал прошел через сердце. Это история моей семьи, моих предков. Буду признательна Вам за отзыв. С почтением, Людмила Петровна