А была ли любовь?

Людмила Ойкина
 
«Кем станет любовь твоя:
Песней,
Хлебом, кипящей сталью,
Соколом в поднебесье,
Иль, сорвавшись с выси,
Камнем вглубь сердца канет?
От нас самих зависит,
Чем любовь наша станет.
 "Людмила Татьяничева".

После окончания педагогического училища мы с подругой Ниной разъехались по разным местам: я - в один район, она - в другой. Теперь нашу дружбу поддерживала только переписка.

Нина с упоением рассказывала в письмах о своих первоклассниках, об их родителях и ни слова о своей личной жизни. На мои вопросы о ней, она отвечала, что живет только школьными делами.
К концу учебного года она призналась, что ей нравится деревенский парень, студент первого курса сельскохозяйственного института. «Парень – ветер, - писала она о нем, про таких мужчин, как он, в народе говорят, что не пропустит ни одной юбки, но он очень нравится мне, и она, похоже, влюбилась в него без памяти».

- Ты влюблена в него так же, как в тебя, был влюблен наш сокурсник Юра Кондратьев? - спрашивала я ее.
- Не знаю, как он был в меня влюблен, - отвечала она мне на мой вопрос, - но ты же, знаешь, что он мне никогда не нравился.
Потом от нее пришло письмо, которое от первой до последней строчки дышало счастьем. Нина писала, что она встречается с Мишей (тем самым деревенским сердцеедом).

Время шло, я вышла замуж, мы с мужем переехали жить к его родителям в Архангельскую область. Сначала мы с ней переписывались, потом связь, как-то оборвалась, и мои письма к Нине стали приходить назад с пометкой: адресат выбыл. Судьбе же было угодно, чтобы мы с ней вновь встретились.

Приехав на свою малую родину (в Пензу), я решила выходной день провести вместе с внучкой в парке моей молодости. Пока внучка каталась на каруселях, я сидела с другими бабушками на скамеечке. Вдруг я заметила, что на меня, проходя туда-сюда по аллее, пристально смотрит какой-то военный.
Я улыбнулась ему и, шутя, помахала рукой. Это, по-видимому, придало ему уверенности, и он подошел ко мне.
- Людмила?
- Людмила. Но откуда Вы знаете мое имя?
- Я сразу узнал тебя (он назвал мою девичью фамилию).
- Юра, это ты что ли?

Сеанс катания на каруселях закончился, и внучка подбежала ко мне, как раз в то время, когда мы дружески обнимались с бывшим сокурсником.
- Тили, тили тесто, жених и невеста!- пропела она, и  в это самое время, к нам подошла женщина тоже с маленькой девочкой.
- Нина, смотри, кого я встретил!
- Люда, милая Люда, я уже и не знала, как тебя найти!- плача, приговаривала моя подруга. Знакомься, это моя с Юрием дочка!
- Лена, - представилась нам с внучкой девочка.
!!!- только и могла я сказать, в буквальном смысле слова, округлив глаза.
- А я Катя - бабушкина внучка, - выручила сложившуюся ситуацию моя внучка.
 
- Юрий, забирай детишек, скомандовала Нина. Нам с подругой надо о многом поговорить. Мы будем в нашем кафе.
Юрий с детишками, взявшись за руки, ушли на аттракционы, а мы с Ниной – в кафе.

- Нина, рассказывай, как вы оказались с Юрием вместе?
А как же закончилась твоя первая любовь?
Ты же писала, что вы начали с Мишей встречаться? (вопросы буквально сыпались, как из рога изобилия).
- А была ли это любовь?- улыбнулась Нина. Скорей всего слепая влюбленность совершенно в незнакомого мне парня. На Троицу решили мы с деревенской молодежью поехать отдыхать на озеро-старицу Чапчор, есть там красивое место для отдыха, облюбованное молодежью; и надо же было тому случиться, что, закупив необходимые для пикника продукты, совершенно забыли захватить с собой питьевую воду. Ехали на озеро в автобусе, сначала пели, смеялись, потом, как-то сразу сникли. Жара в этот день была неимоверная! Все умирали от жажды, и в голове крутилась одна только мысль, скорее бы доехать до родниковых вод озера. Путь был не короткий: километров пятнадцать!
Доехав до Чапчора, все вперегонки побежали  к ближайшему роднику. Миша прибежал самый первый, я – за ним. Зачерпнул кружку ледяной воды и начал с жадностью пить. Потом - еще и еще. Пил, буквально, захлебываясь. А я-то думала, что он сначала напоит меня. Веришь, мне сразу расхотелось пить. Вот и вся любовь! Знаешь, я где-то читала у Марины Цветаевой: «Разлюбить – видеть вместо него стол, стул». Вот и я больше его не «видела».   
- А с Юрой, как же…
-Да, так как-то, - улыбнулась Нина. Встретились случайно в Пензе, вот так же, как мы с тобой, и больше не расстались, в сорок лет и Лену родили, и счастье нашли свое. Вон оно: мое счастье бежит вместе с твоей внучкой к нам за столик!