Доверяя, проверяй!

Любовь Арестова
«Fide, sed cui fidas, vide»
 (Лат. - «Доверяй, но смотри, кому доверяешь»).


Не  спешите верить ласковым словам. Вначале подумайте, кто и с какой целью решил вас облагодетельствовать.

Зашел к нам давнишний друг Анатолий, принес свеженький лаваш к чаю и стал рассказывать, как полюбил ходить в новый магазин. Товаров там полным-полно, а кассиры на выходе такие славные, улыбчивые и услужливые. Всегда подскажут, где акция, что купить и от чего воздержаться.
Толя увлеченно рассказывал: «Я сегодня взял колбасу «Одесскую», я ее люблю подогретую, а кассирша, она меня узнает, как знакомого, мне уже на кассе говорит, что возьмите, мол, лучше другую колбаску - «Краковскую», она сегодня лучше идет. Ну я быстренько побежал и заменил колбасу. И правда, отличную купил. И кассирша мне улыбается, ждала, пока я бегал обменивать».

Еще не закончил рассказ, как раздался звонок Валентины, его строгой супруги:
- Ты какие сигареты покупал, для кого?
- Ты что, Валентина, да какие я мог сигареты покупать, если у нас и курящих-то нет?
- Да как же, вот, в твоем чеке после банки помидоров и перед колбасой «Краковской» сигареты тобой оплачены – «Вингстон», 5 пачек - 525 рубликов. 
Валя кипела от негодования,  Анатолий в растерянности держал в руках трубку, откуда уже раздавались укоризненные звуки отбоя.

Мы переглянулись, все поняли и принялись хохотать. Пока наш друг, поверив услужливой кассирше, бегал менять колбасу, она пробила ему в серединку чека сигареты и проводила с ласковой улыбкой, после которой Толе и чек проверять было неудобно. Как же не поверить такой ласке?

Так наш друг остался в дураках, а ласковая кассирша - с прибылью.
А ведь можно было ему быть поосторожнее, не в первый раз его доверчивость подвела, за что и получал он по полной от супруги, оставаясь вдобавок в материальном ущербе.

Совсем ведь недавно был с ним случай. Тоже ласковый, культурный голос возвестил Анатолию по телефону, что пришла пора счетчик воды проверить.
- Когда вам удобно? - спросили предупредительно.
Ну, Толя свое уже оттрубил, отдыхает и говорит, что можно в любое время.
Проверка была произведена моментально, ласковые парни в одинаковых жилетах получили с хозяина две тысячи рубликов, выдали квитанцию, акт - все честь по чести, попрощались ласково и ушли.
Через пару дней Толе новый звонок поступает и снова о необходимости проверки счетчиков воды.
- Так ведь только что провеяли, почему опять? – заволновался наш друг, но ему опять же вежливо разъясняют:
- Так мы у вас счетчик холодной воды проверяли, а сейчас придем проверять на горячую. Вы не волнуйтесь, проверка на горячую стоит дешевле.
Ну, что поделать? Раз надо, значит надо – так решил наш законопослушный хозяин счетчиков.
И вот пришли ребята, опять те же самые, за руку поздоровались вроде как давно и приятно знакомые. Улыбаются и даже извиняются, что побеспокоили. Начальство, мол, требует, нельзя сроки нарушать, вот и приходится беспокоить людей.

Ну, Анатолий с понятием человек, любой труд уважать жизнь с самого детства научила.
- Да ладно, - сказал ребятам, - не берите в голову, с вами приятно было пообщаться, все бы такими были вежливыми. И работаете красиво, сноровисто.
Заплатил Анатолий девятьсот рублей, не обманули парни, за горячий счетчик проверка дешевле, чем за холодный, получил квитанцию, акт подписал и на этом расстались, довольные друг другом.

И вот понесла Толина супруга Валентина эти акты сдавать в ЖКХ. Бухгалтерша недвусмысленно покрутила пальцем у виска и спросила: «А нам позвонить вы не могли?»
Оказалось, что срок проверки счетчиков подходит аж в 2020 году. Объегорили хозяев ласковые мошенники.
Толя не рассказывал, что он заработал от супруги, но мы Валентину  хорошо знаем и без объяснений догадались, что накрутила она ему хвоста по первое число, даже не взирая на то, что человек заслуженный и лауреат.   

Вдоволь мы  посмеялись над опечаленным последним событием другом, а буквально через пару дней, а именно 7 марта и меня поманил ласковый почтительный голос.  Мужчина, обладатель хорошо поставленного, прямо-таки чарующего баритона, назвав все мои координаты, радостно сообщил, что мне полагается выплата 12,5 тысяч рублей к празднику 8 марта и их нужно получить немедленно в нашем Сбербанке, для чего за мной приедет специальная машина пенсионного фонда с сотрудником. Отвезут и обратно доставят бесплатно.

Э-ка, - насторожилась я, - что-то от пенсионного фонда таких услуг не перепадало никому, даже слухов не было. И доплата, и машина с сотрудником, да в нерабочий день и прямо в Сбербанк, где тоже нерабочий день…
Ну погоди,  парень, давай поиграем,  все же прокурор в отставке все равно прокурор.
Я задаю своему абоненту вопрос:
- Что же вы и  в праздники работаете?
Ответ у него готов:
- Да! Мы хотим приятное дамам сделать к 8 марта, вот и работаем. А вы собирайтесь, собирайтесь. Я уже машину за вами высылаю. 
- Э-э-э, - тяну я, мне просто интересно продолжить разговор, - а Сбербанк-то не закрыт сегодня разве?
- Что вы, - он смеется почти искренне, -  нам и не нужен Сбербанк, там банкоматы работают круглосуточно. Вот по банкомату вы быстренько денежки и получите – двенадцать тысяч пятьсот рублей. Мы перед руководством отчитаемся, а вы праздновать будете.
- А со мной кто поедет? Надежный человек?
- Да, - он даже слегка возмущается, - конечно, надежный. Наш человек, молодой и культурный.
- Ну хорошо, - я раздумываю. Что бы мне еще спросить, интересно же, и вспоминаю:
- Документы брать? Какие? Паспорт, пенсионные и что еще брать?
Мошенник явно обрадован:
- Нет, нет, - отвечает он мне, - возьмите только карту Сбербанка и ПИН-код не забудьте.
И тут я допускаю ошибку. Грожу кулаком, шикаю на хихикающих свидетелей моей содержательной беседы и как можно противнее вопрошаю:
- А кака  така  карта? У меня нету карты. Я без карты в Сбербанк хожу. Банкоматы не знаю.
В ответ немедленно раздаются гудки отбоя. Абонент бросил трубку. Не попрощался даже, а говорил так ласково.

Мое прошлое отдает команду настоящему, я набираю «02» и сообщаю, что в городе действует организованная преступная группа с продуманной схемой, прошу насторожить оперативные службы полиции.
Вдруг кто-то поведется на ласковые посулы и поедет к банкомату с картой Сбербанка и ПИН-кодом в сопровождении культурного молодого человека. Ладно, если только денег лишится. А ведь запросто может быть что и похуже.  Такие ласковые молодцы на все готовы ради денег.

Меня в полиции поблагодарили, потом пришел сотрудник уголовного розыска, следом участковый уполномоченный.
Вскоре наш участковый пришел еще раз, рассказал, что в этот праздник все обошлось, преступники, видимо,  поняли, что переиграли.
А участковый оказался моим читателем и это он предложил написать об этих историях, чтобы люди не велись на ласковые посулы, а проверяли, кому и что они доверяют. К советам участковых уполномоченных полиции стоит прислушаться.

И, похоже, тема с проверкой счетчиков воды бессмертна. Вчера уже не ласковый, а строгий голос меня спросил по телефону:
- Вы приготовили счетчики воды для проверки?
Я ответила:
- Конечно, приготовила. Приходите в 2020 году!
Гудки в трубке были мне ответом. Так-так, поняла я - ласковость мошенники могут чередовать со строгостью.
Но, предупрежден, значит, вооружен. Мы твердо знаем, что, доверяя, следует проверять и пусть не даст себя облапошить ни один пенсионер! 

Не спешите отвечать на ласку и, оказывается, на строгость тоже.