Паленый бренд

Федор Быханов
Точно определив в покупательской среде товарную марку самых востребованных спиртных напитков, закоренелый самогонщик  взялся фальсифицировать их в кустарных условиях.
…Каждое лето прибавляет медикам пациентов, в жаркую погоду перепивших алкоголя. Но  два года назад в пригороде Бийска эту устоявшуюся плачевную статистику  еще более ухудшили сельские жители. Их то и дело доставляли на лечение в крайне тяжелом состоянии.
Диагноз чаще всего повторялся. А так, как он был связан не просто с тем, что спасать врачам приходилось и лиц, злоупотребивших алкоголем, но и отравившихся его суррогатами, то правоохранительным органам стало ясно о широком распространении в ряде сел самогоноварения. А вместе с ним еще и, такой же незаконной реализации, как и первача, так называемой, «паленки». Как еще со времен попытки «сухого закона» времен перестройки, стали называть поддельную водку, изготовленную из водного раствора технических спиртов и различной бытовой химии.
Силами участковых уполномоченных удалось выявить подозрительные адреса в самых неблагополучных по этой части населенных пунктах. Оставалось только взять с поличным каждого держателя подпольного шинка.  Для чего в Главном управлении МВД России по Алтайскому краю официально утвердили ряд проверочных закупок, являющихся самым эффективным методом разоблачения подобных торговцев спиртным.
Местный житель, получивший в свое распоряжение несколько сторублевых купюр, чьи номера и серии скрупулезно отметили в протоколах состоявшихся оперативно-розыскных мероприятий, весьма убедительно сыграл, порученную ему роль, забулдыги.  Всякий раз не с пустыми руками он возвращался к служебному автомобилю, где его поджидали оперативные сотрудники и понятые.
В одном случае принес емкость из пластика объемом в полтора литра. С этикеткой, оставшейся из-под прежде разлитого в нее кваса «Домашний». Но теперь уже наполняло ее совсем иное содержимое с характерным запахом сивухи. В другом эпизоде купить удалось бутылку водки, как значилось на этикетке, производства одного из специализированных предприятий, расположенных в регионе.
Уже по этим фактам можно было привлечь к административной ответственности сельских жительниц, незаконным образом промышлявших реализацией товара, требующего на это специальной лицензии. Однако насторожили результаты  экспертизы того, что предлагалась ими для употребления в качестве пищевого продукта. Их сближала недостаточная крепость содержания спирта, едва доходившая до 39 процентов, а также похожий состав с повышенным содержимым микроэлементов ацетальдегида, сивушных масел, ацетона и прочего.
А когда через несколько дней полицейские при досмотре жилищ и надворных построек, принадлежащих злоумышленницам, отыскали, чуть ли не однотипные пластиковые емкости со спиртом, то пропали все сомнения по поводу одного и того же источника их появления в сельских поселениях. Некоторые соседи даже видели похожие автомобили – легковую иномарку «Тойота» и внедорожник «УАЗ», по нескольку раз в сезон появлявшиеся у ворот, где впоследствии можно было купить недорогую «паленку».
И все же происк истины зашел в тупик. Фигурантки дела, расследуемого правоохранителями, утверждали, что не знакомы с мужчиной, привозившим им под реализацию спирт в пятилитровых баллонах и поллитровки с этикетками популярных в округе водок, и просившим с них ровно половину от той цены, по которой удавалось сбывать этот алкоголь низкого качества.  А в том, что это именно так, одна из шинкарок убедилась на себе, когда в праздник сама выпила стопку из привезенных ей незнакомцем запасов и долго после этого болела.
Да и не мудрено. Ведь эксперты установили и еще одну схожесть изъятого водно-спиртового раствора. Она заключалась в разительном  несоответствии этих напитков существующим нормам, а также крайней опасности для жизни и здоровья тех, кто употребляет данный фальсификат вместе настоящей водки.
Для изобличенных правонарушительниц административное преследование тогда обернулось вынесением штрафа. После чего не так уж долго они вели себя праведно. Люди заметили и новое появление уже виденных ранее транспортных средств, и то, что снова дешевая выпивка поползла по селу.
Но к той поре уже проводилось новое оперативно-розыскное мероприятие, включавшея в себя прослушивание телефонных разговоров с официальной санкции руководства соответствующих органов. А так как подозреваемые сельчанки не особо таились, общаясь по сотовой связи со своим неведомым до той поры собеседником, удалось выявить и дополнительные подробности их совместного криминального бизнеса, и личность водителя машин, привозивших им товар, губительный для всего живого.
Оказалось, что, нигде не работающий холостяк Виктор Холкин безбедно проживает в Бийске. В определенных кругах пользуется репутацией преуспевающего торговца алкоголем. Потому не вызвало у него никаких подозрений, появление респектабельного господина, заказавшего значительную партию спиртных напитков.
Встречу ему Холкин назначил во дворе своего многоквартирного благоустроенного дома, где имелся собственный металлический гараж, содержавший в своем чреве столько ящиков и коробок с водкой различных сортов, что ему мог позавидовать специализированный отдел иного супермаркета.
Запросил он за 11 картонных коробок с двумя сотнями бутылок не так уж много – 27 тысяч рублей, учитывая, что их рыночная стоимость была в ту осень в пределах 41548 рублей. Зато никаких сопроводительных документов не представил.
Новую сделку совершили они несколько позднее в другом месте. На оживленной улице в заречной части города, когда Холкин перегрузил в транспортное средство покупателя уже 382 поллитровки в коробках и пластиковых ящиках, получив за них различными купюрами 55 000 рублей. Правда, одну тысячу тут же вернул в качестве сдачи.
Эксперты и здесь установили недостаток крепости содержимого поллитровок, имевшей от 38 до 39 процентов спирта. Зато в избытке имелись все тот же опасный для здоровья потребителей ацетальдегид и прочие вредные микроэлементы.
Зато федеральные специальные марки, наклеенные, как положено, на боковых поверхностях бутылок, полностью соответствовали требованиям технологии предприятия Гознак. Внешне вполне законной выглядела и укупорка, имевшая даже специальную маркировку предприятия, чей бренд охватывал все, что продавал Виктор Холкин.
Лишь при самом тщательном досмотре экспертам удалось установить отличия от заводской технологии по высоте, форме, расположению и качеству воспроизведения специальных полос, креплению металлизированных колпачков к горлышку. А на пластмассовых колпачках отсутствовали указания на дату и место разлива.
Все эти секреты прояснились после того, как ОРМ завершилось задержанием подозреваемого лица и проведения обысков у него в благоустроенной квартире, металлическом гараже и даже на частном подворье его родителей, проживающих в заречной части Бийска, где Виктор устроил целых два цеха по изготовлению подпольного товара. В одном сарае он гнал самогон, а в другом разбавлял водой технический спирт, тоннами доставлявшийся ему сообщником из Новосибирска.
В качестве улик фигурировали наполненные фальсификатом, но еще не попавшие на реализацию, поллитровки, емкости со спиртом и самогоном, мешки и коробки с пустыми бутылками и новенькими металлическими колпачками для укупорки. И даже специальное приспособление для закатывания пробок.
Под гнетом неоспоримых фактов, Холкин признался в том, что начав с самогоноварения и торговле первачом, он затем расширил круг способов извлечения дохода. Взялся тайно конкурировать с предприятием, чей продукт пользовался повышенным спросом потребителей.
Для этого в киоске по приему использованной стеклянной тары по специальному соглашению ему отсортировывали бутылки данной торговой марки с неповрежденными этикетками и федеральными марками. На предприятии в краевом центре, где штамповали пробки, нашел работника, снабжавшего Холкина укупоркой, отправлял которую в Бийск коробками на маршрутных рейсовых автобусах.
Часть произведенного фальсификата злоумышленник продавал сам. Кое-что сбывали его сообщницы в соседних муниципальных образованиях. В отношении тех, с кем он орудовал, материалы расследования выделены в отдельное производство.
Что касается организатора этой криминальной цепочки, то еще в прошлом году мировой судья оштрафовал его на 8000 рублей по статье, карающей за подделку, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков. И вот совсем недавно, его осудили сразу по нескольким статьям УК РФ. В том числе за перевозку и хранение в целях сбыта, сбыт товаров и продукции не соответствующей требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей, совершенное группой лиц по предварительному сговору.
В итоге, по совокупности приговоров, осужденному назначили наказание в виде трех лет лишения свободы условно и оштрафовали на 35000 рублей. Кроме того, за правообладателями торговой марки, которую подделывал Виктор Холкин, признано право на удовлетворение исковых требований к нему в порядке гражданского судопроизводства. А сумма значительная – 274 тысячи рублей, вдвое больше того, что получил фальсификатор от вмененной ему в вину реализации немаркированной алкогольной продукции.