Балет имени Шерхана

Максим Вальронд
     Сейчас, переключая каналы по телевизору, стараясь скрыться от сериалов и новостей, я наткнулся на балет. Я посмотрел на действие. По сцене, балерина, с формами бухенвальдского крепыша и с выражением лица «Милый иди сюда, ведь не съем же я тебя!» гоняется за балеруном в черных лосинах, который с выражением «девушка, я в сотый раз говорю вам – мы не знакомы» продолжает наяривать круги по сцене, не сбавляя скорости. По правую сторону стоят или подпрыгивают балерины, по правую – танцоры. Видимо они делают прогнозы о конце этой погони….
Я, понимаю, что балет это высокое искусство, но,  к сожалению,  его я никогда не понимал. Может быть, действительно на меня действует влияния моего поколения, для которых «Лебединое озеро» - это  максимум мелодия путча. Но возможно, виновато в этом мое детство, в далеком дальневосточном городе.  А точнее один поход нашего класса именно на балет.
Итак, был март. За окном было минус 15, что нас, местных детей вполне настраивало на весенний лад. До каникул оставалось с неделю, что ещё больше подстегивало первоклашек к мажорному настроению. Единственное, что  омрачало мне настроение – это четверг. Он, не надо объяснять старшим, был рыбным. А вареный минтай я не очень любил. И этот обыкновенный учебный день начал светиться позитивом, когда на большой перемене мы пошли в столовку. И…. минтая мне не хватило. Это радовало, но ещё более радовало нас, что нам дали по стакану грушевого компота и булке. И, кроме того (о, дети перестройки!) нам дали по две маленьких стеклянных баночки китайского повидла, приторной сладкой патоки, которая всем нравилась. До великого помешательства жвачкой и вкладышами оставался год – полтора, и это повидло нам казалось самим дорогим, что есть в нашей жизни. Потом, после звонка на урок,  нас собрала наша учительница Надежда Михайловна.
 - Ребята, кто знает, что такое балет?
- Это когда дяди и тети пляшут в колготках,  - стараясь не смеяться, сказала Нина Бочарова. В классе засмеялись.
- В принципе, верно,- согласилась Надежда Михайловна, - но балет, это прежде всего искусство. И вот… все сейчас одеваемся и идем в кинотеатр «Вилюй». К нам приехала труппа балета из областного ТЮЗа.
-Урра! – Возликовали все и полюбили балет, ибо нет того школьника, который не радовался отмене последних уроков. 
И мы дружно потопали в кинотеатр. Я шел с закадычным своим другом Егором Решетниковым и вел светскую беседу.
- Балет – это старье! У меня папа и мама это не слушают…
-А у меня есть пластинка, там озеро это лебединое,- ответил ему я.
- И что там видно, как они танцуют? – ехидно осведомился Егор.
- Нет там просто музыка. Ещё щелкунчик есть.
- А это по мультфильму! – сказал Егор  авторитетно кивая.
- Нет, это этот… Чайковский написал.
- Балет?
- Нет, музыку!
- Ну, так музыка была сначала к мультфильму! – Снова авторитетным голосом убеждал Егор.
Я не стал спорить с другом, только потому, что он друг, поэтому перевел разговор на другую тему.
- А что мама и папа у тебя слушают?
- Они…. Музыку всякую иностранную слушают… Потом, какую -то кассету слушают  - там один певец из Ленинграда на одной стороне а на другой кореец…
- Из  Кореи?
- Дурак, тоже из Ленинграда. Странные песни поют, я, во всяком случае, только песни корейца понял, а певца вообще не понятно – но мама и папа слушают внимательно.  А у тебя? – спросил он меня (потом я понял, что «певец и кореец из Ленинграда» - это Гребенщиков и Цой)
- У меня по разному… Папа и мама ,что по радио передают – то и слушают, а сестра пластинки. Она, только ни кому не говори, хорошо? – в Серова влюблена (слово фанатеет я тогда не знал), говорит на Рочестера похож, что из «Джейн Эйр».
 - Из кого кто что? – не понял Егор.
- А ты фильм «Джейн Эйр»  по телевизору не смотрел?
-Неее…  - скривился Егор, словно сьел лимон.
- А ну, в общем… - И тут я понял, что не смогу рассказать весь фильм - …  короче любит она Серова.
 - А что он поет?- осведомился Егор, считая Серова уже скучным певцом.
- Да три песни… «Окончилась наше лето», вторая  - там он кого- то терять не собирается, а третья про Матрёну.
- Про кого? – переспросил Егор ошалело
- Там, так поется – я прочистил горло и, как казалось мне голосом  Серова, пропел – «Снова ночь рисует мне, на каком- то там окне, твой печальный силуэт  - Матрена»!
- Максим, перестань петь современные песни, тем более слов ты не знаешь, - Прервала мои рулады Надежда Михайловна и была права. А Егор, не дипломатично хохотал минуты три.
 Тем временем мы дошли до кинотеатра, шумной толпой устроили давку около гардероба, перепутали жетоны, а я отхватил по спине от Нади Кривых за своё вполне естественное желание для пацана первого класса -  со всей дури дернуть за её косу. Надежда Михайловна посмотрев на это буйство весенних  школьников, сказала страшную, но в, тоже время самую убедительную  для нас фразу:
 - Ребят, вы в детский сад опять хотите? Вы маленькие? Потише, ведите себя как взрослые…
Для нас было очень обидно сравнение нас с маленькими, мы очень хотели быть взрослыми.
Поэтому я, вполне тихо, как взрослый, снова дернул за косу Кривых, а её разворот предупредил шепот Егора; «Тока повернись с портфелем, я тебе валенками….» Далее мы по -взрослому прошли в зал и расселись. Нас с Егором посадили рядом с Максом Вершневецким и Денисом Бродарем,  нашими врагами, с которыми было временное перемирие. Макс нам поведал сенсацию, что балет все видели по телевизору, а Денис сказал, что да – он видел это действо, под него обычно отец  спит, мать на кухне, а брат идет в их комнату и начинает выжигать по дереву, ворча, что смотреть нечего. Я с ним согласился, но добавил, что моя сестра в это время читает «Джейн Эйр». Егор задумался, что же это за книга и фильм такой, а я с Максом достал по баночке повидла и решал с ним стратегический вопрос: сейчас съесть, или дотерпеть до дома? В это время в зале погас свет,  и все затихли. На сцену вышла женщина в белом платье и голосом, приторно сладким и противным сказала нам:
- Здравствуйте детишки! Здравствуйте девочки и мальчики!
- Здараствуете – е – е – е! Нестройно ответили ей детишки. А Егор сравнил её с Фрекен Бок, что было полным попаданием и все четверо засмеялись. «Ребята! Тише!» - умоляюще  прошептала Надежда Михайловна, после чего мы снова сделали вид потомственных мальчиков – аристократов.
- Кто из вас знает такую книжку – «Маугли»? Книжку знали все.  – Так вот сегодня вы увидите балет по этой книжке, надеюсь вам понравиться этот спектакль!
В зале хлопнула открываемая крышка повидла.
- Ребята, балет, если кто не знает – это форма искусства, в котором мальчики и девочки, дяди и тети все свои чувства, слова объясняют с помощью танца и жестов…
- Интересно, а как с помощью танца объяснить, что я в туалет хочу?  - Шепотом, с непроницаемым лицом, спросил Егор. Денис уполз от хохота с кресла на пол, на него зашикали.
 - …Это очень красиво и интересно, ребята,- в зале, где то хлопнула ещё одна крышка, сладковатый запах начал распространяться среди рядов. Видимо Фрекен Бок поняла, что теряет интерес публики, потому что ещё раз объявила очень торжественно: Балет «Маугли» - и ушла за кулисы.
Сцена погасла. Для начала минут пять поиграла музыка,… Она была воинственной, где то били барабаны. Потом кулисы открылись, и нам представили картину индийских джунглей, нарисованных эмалью. На сцену, перебираясь то на четырех конечностях, то прыжками выбежал маленький Маугли, где то 180 – ти см. ростом. Он бегал от одного конца  сцены до другого, пока его не окружили волчата и Акело, которые пытались его перепрыгнуть, что не получалось (а вы можете прыгнуть, просто так, на метр и восемьдесят сантиметров?). Он то и дело хватал их за руки, обнимал за талию, пытался поднять их над сценой и швырнуть за кулисы, что-то же не получалось. Все это продолжалось бы долго, если бы вдруг не зловеще взвыла музыка, и на сцене не  появился Шерхан.
Он не вышел, а вылетел в прыжке и приземлился в трех метрах от Маугли. На него было страшно смотреть. Потом, после веселых вечеринок молодости я понял, что было с Шерханом, и даже ему посочувствовал. Его лицо было искаженно гримасой боли и ненависти ко всему мировому балету, в общем, и детишкам в зале,  в частности. Черный грим на лице добавлял его лицу злости . Но самое главное был его прыжок. Точнее не прыжок, а звук этого прыжка. Грохот этого прыжка чуть отдаленно напоминал нам (детям БАМа) звук проверки сцепки грузовых вагонов, а треск возмущенной такими кульбитами хиленькой сцены, вообще не находил сравнения. С этого периода, для нас четверых – Шерхан, стал главным персонажем этого балета. Каждый раз, мы с нетерпением ждали прыжка, желая насладиться художественным шумом и ещё раз с удовлетворением отметить высокое мастерство своего любимца. Особенно он понравился Егору, который аж приставал с кресла, при очередном прыжке.
Но Шерхану, с каким бы шумом он не прыгал,  не дали съесть маленького двухметрового Маугли и коллективными силами,  после 10 минут танца, грохота и скрежета сцены выгнали к чертовой матери.
Мы заскучали. Егор начал колупать кресло, Макс не выдержав, открыл банку повидла и пальцем зачерпнул  ароматного яства.  В это время Маугли протанцевал с волчатами, которые после танца, тоже удалились. В зале отчетливо слышались хлопанье крышками, разговоры – балет начинал надоедать. А мы начали осматривать стены кинозала, лишь изредка посматривая на сцену.
Нас немного оживил танец Багиры и Маугли. Если бы нам было бы лет 14 лет мы его даже посчитали бы эротичным, но мы, во-первых, были первоклашками, во-вторых, что главное, все таки советскими детьми и октябрятами, поэтому мы просто смотрели на извивания Багиры и судорожные обнимания и дерганья Маугли, считая, что именно так Багира учила Маугли охотиться. Под конец, какой то задорный голос с задних рядов (обычно там сидят самые умные, но самые отпетые циники) крикнул, видимо желая помочь Маугли как  лучше играть с Багирой:
 - А я б её за хвост схватил бы да по всей сцене бы протащил! -   После чего Макс подавился повидлом, и мы его откачивали весь оставшийся танец.
Но в следующей сцене появился Шерхан! Егор встретил появление любимца аплодисментами, как завзятый театрал. Надо сказать, что Шерхан чудесным образом повеселел в перерыве, поэтому уже улыбался.  Наверное, ему казалось, что так улыбаются все страшные злодеи.  Теперь он прыгал около всей волчьей стаи, чем услаждал наш слух грохотом и треском. Надо отметить, что его иногда заносило, но он  это с блеском обыгрывал.  Мы снова,  как зачарованные слушали и смотрели игру своего любимца, но тут его снова выгнали за кулисы,  что надо отметить он не очень то и сопротивлялся и счастливо упорхнул.
Мы снова заскучали. Маугли искал живой цветок, бегал по сцене показывая, что он не халтурит, а несет огонь через джунгли, прижимая его к своей груди – что было понятно, в зале было довольно холодновато. Потом он потанцевал с Балу, Багирой, волками и Акелой, но мы опять следили за действием в полглаза, думая, что б такого сделать, что бы в конец не заскучать?
Но снова торжественно и грозно возвысилась музыка, и на сцену выпрыгнул Шерхан. Его пошатывало, что мы расценили готовностью битвы с Маугли и отрабатыванием уклонов от ударов. Неровной походкой,  вразвалочку, четко и с шумом чеканя шаг он, потрясая руками в воздухе,  приближался к Маугли, вызывая его на бой.
И битва началась! Надо отметить, что теперь и Маугли и Шерхан носились и прыгали по сцене так, что сцена, бухала, трещала и скрипела по-полной! Они носились по кругу, по овалу, выписывая восьмерки и кренделя, размахивая руками, пытаясь достать друг - друга,  делая лица все страшней и страшней. Маугли решал наступать на Шерхана по прямой линии, но тот зигзагом отходил к левому краю и прыгал вправо.  Маугли выкручивал в танце странный маршрут нападения, то прыгая вперед, то на носочках бегая назад и вперед -  но наш любимец, крутясь вокруг своей оси отходил влево.
Тогда Маугли, решив, что хватит тут полумер, и против лома, а точнее огня, нет приема -  отбежал вправо и схватил горшок, что мирно стоял всю схватку. Испуганный этим развитием Шерхан начал все быстрее и быстрее носиться и грохотать по сцене, а за ним летел Маугли у которого на лице было написано только одна мысль: Догоню  - убью! Что естественно не входило в планы Шерхана, который весь в поту, неровно прыгал по всей сцене. Внезапно, стараясь оторваться от проклятого Маугли с огнем, он прыгнул вверх… и, промахнувшись, со страшным грохотом, рухнул мимо сцены. Грохот заглушил музыку, а обалделый Маугли застыл на месте.
- Браво! – встал и крикнул Егор.  Денис сполз снова с кресла и судорожно дергался в проходе от смеха. Кто то в зале тоже подло хихикал, но все остальные решили, что это так и надо, поэтому продолжали смотреть на действо.
Шерхан поднялся и начал тяжело забираться  на сцену, голос с задних рядов посоветовал Маугли, бить Шерхана горшком по кумполу именно сейчас, ибо более удачного момента потом можно было и не дождаться.… Но Маугли был благороднее и культурнее мальчика с задних рядов, поэтому он помог Шерхану забраться на сцену и встать на неё, и приготовился к продолжению боя. Силы уже оставляли Шерхана,  попрыгав минуту, он упал на сцену, три раза покрутился по ней и умер. А Маугли вытянул руку с огнем и застыл. Упал занавес….
- Нет, ребята  - это не настоящий балет… - вздохнула Надежда Михайловна на следующий день, - настоящий балет – в Москве, в Большом театре, а тут.… Нет, может быть, они плохо подготовились, да и сцена кинотеатра на балет не рассчитана, но честно, я ожидала увидеть, что- то лучшее. Ничего, может, кто- то из вас посмотрит настоящий балет…
- А можно вопрос? – Спросила тихая Вика Остужева.
-Да, Вика.
- А почему Шерхан со сцены упал?
Надежда Михайловна  сдержала улыбку…
- Так…. Так было задумано в сценарии… - и начала урок чтения.