Дом

Татьяна Черепова
 Интересный кадр.  Георгий Бурков уходит по тропинке вверх. Надпись"отцу моему геологу посвящается". То ли начинается так фильм, то ли кончается, но как по этой дороге человек уходит вдаль, так по какой-то сердечной дороге тоска подступает к горлу.
 Моя мама тоже была геологом. В детстве всё, что окружает нас,кажется слишком обыденным, мало интересным. Это там, где-то далеко, трепещут алые паруса, плывут молочные реки, царевичи и рыцари влюбляются в пастушек, а у  нас скукотища одна. Вот тётка с утра уже орёт:"Я сказала рубль за холодильник, а всё остальное поровну." Мама ей спокойным голосом объясняет, что за свет платят по количеству душ, а не пополам. Мы живём в доме деда. Дед давно умер, и дом достался бабке. Мама работала в бюро-технической инвентаризации, и начальница Эмилия Петровна настойчиво советовала ей обратиться в суд и ввестись в наследство после смерти отца, иначе она может оказаться на  улице с двумя детьми.  Мама же как заколдованная твердила, что все они одна семья.Да и мачеха имеет медаль матери-героини, значит,  все дети официально удочерённые."Да прекрати ты быть ребёнком, кто это в 30ые годы кого удочерял? Никто не знал, какими должны быть документы, а вы на станциях в бараках разных жили, пока это отец ваш стал начальником. А мать твоя умерла, когда отец ещё рабочим был, - урезонивала Эмилия Петровна. "Но она же нам не чужая, родная сестра нашей мамы. Я привыкла к ней относиться как к родной, не может она нас на улицу выгнать, - искренне доказывала мама. Я сидела под столом и была невольным свидетелем споров. Стол был огромный сталинский двухтумбовый, места было много. Почему-то я была на стороне начальницы, мне было 6 лет, и никому в голову не приходило, что у меня может быть своё мнение. Тётка Зина, жена маминого брата, ходила в обнимку с бабкой, они постоянно шептались и придумывали, как напакостить маме, такие "ткачиха с поварихой с сватьей бабой Бабарихой". Никогда не могла понять, кем приходится Бабариха трём девицам под окном? Видя перемигивания и перешёптывания, я спросила:"Мам, а кем тебе приходится баба Маша?"
-Мамой.
-Зачем ты меня обманываешь? Мама она тёть Зине. А тебе она кто?
-Что ты всё сочиняешь, тёть Зине она свекровь, а мне она мама родненькая.
Я проплакала всю ночь, обиделась на маму за обман, разве может мама не любить и обижать свою дочь? Потом я услышала скандал на кухне, тётка оправдывалась, говорила, что никогда мне ни о чём не рассказывала. Ага, значит всё-таки секрет есть и никакая бабка не мать. Тётка и вправду мне никогда ничего не рассказывала, они с бабкой только шпыняли меня и брата исподтишка, мама никому не позволяла нас наказывать.Через неделю мама стала выпытывать, кто мне сказал, что мама не мама. Я твердила ей, что это и так видно, но она не понимала, что мне видно. Сказать маме, что бабка её не любит, именно это видно за километр, я не могла. Мне казалось, что у мамы сердце  не выдержит,  потому что сама она настолько сильно любила свою семью,что ей и в голову не могло прийти, что "мама" её не любит.До этого разговора бабка меня не замечала, а после стала приглядываться, боялась, что я разгляжу её насквозь.
  С инсультом бабка попала в больницу, вечером мы пришли её проведать. Она обнимала маму, плакала, просила прощения за всё, мама искренне не понимала, за что. Бабка впала в транс и стала просить прощения у всех, ей хотелось стать на колени, но мама её не пускала, вдруг бабка повернулась ко мне, порыв был  благородный, но в последний момент она удержалась, и я поймала её мысль:"Ещё у этой ссыкухи буду просить прощения, обойдётся" Ночью бабка умерла. Оказалось, что никого она не удочеряла.  Маме удалось отсудить угол в доме, предоставив квитанции. Она работала в Верхнеуральске в геологической партии,искавшей золотые месторождения.Отряд переходил от деревни к деревне,иногда жили в палатках, зарплата начислялась в городе. Приходилось получать иногда за полгода, куда с такими деньжищами в горы, и мама тут же отправляла деньги отцу на строительство  дома. "Глупая ты, - вздыхала бухгалтер,- лучше бы на книжку переводила, ты хоть квитанции-то береги, а то ведь родственники могут и на порог не пустить после смерти отца." Квитанции она сберегла. Благодаря им удалось отсудить одну восьмую дома, то есть угол с кроватью.
 Тётка Зина чувствовала себя главной. Она родилась в деревне, а по деревенским законам дома могли принадлежать только мужчинам.Ей хотелось быстрее продать дом и купить машину-инвалидку. То, что наследство пришлось делить с сёстрами мужа, она не могла ни принять, ни понять. Перед бабкиной смертью дядька получил квартиру, и теперь они в жилье не нуждались.
 Если не брать во внимание бабку, которая всегда ходила в платке и  одевалась в  чёрное или тёмно-коричневое и в 55 выглядела старухой, все в семье были интеллигентными. У всех тёток было образование, почему дядька женился на деревенской,я  никак не могла понять. Они никогда не ссорились, мне казалось потому, что никогда не встречались, мне казалось, что они живут в разных плоскостях. Интересы, мысли, желания, словарный запас - всё было разное.Когда тётка орала на маму, он уходил к соседям, его это не  касалось. Он 5 лет учился в Ростове в высшей партийной школе, и мы жили в доме одни. Платили за свет 87 копеек. Но вот они  свалились как снег на голову с телевизором,холодильником, стиральной машиной, и счётчик неумолимо стал  показывать 5 рублей. Для нас это было очень много. Мама несколько месяцев платила сама, считая, что они вот-вот съедут, а пока вроде как гости. Уезжая учиться, дядька сдал квартиру исполкому и теперь ждал новую.
  Воскресенье началось с ругани, тётка стала орать, что платить за свет согласна только половину, а мама показывала ей положение, по которому платить нужно по количеству людей, нас было трое, их четверо.Я честно говоря вообще не могла понять, почему вместо 87 копеек,именно столько мы исправно платили 5 лет, мы должны платить 2 рубля.У меня складывалось впечатление, что о справедливости тётка вообще не подозревала, всё в мире должно было происходить только по её хотению.Уезжая в Ростов, она продала уголь, который выдавался по карточкам на строение. Нельзя было в то время нигде его купить.  Если карточка израсходована или потеряна, то никого уже не интересовало,как ты будешь отапливаться. Отсутствие угля мы обнаружили только зимой. Открыли сарай, а там пусто. Как у мамы  не случился инсульт...Соседи горевали вместе с нами, вспомнили, что летом тётка бегала по домам и предлагала всем уголь, но никто не купил,все ей объясняли, что оставить вдову с двумя малыми детьми мёрзнуть зимой подло. Однако кто-то всё-таки видел, что подъезжала машина, незнакомые мужики быстро погрузили уголь, отдали тётке деньги и уехали.Всю зиму мы пилили шпалы, кололи дрова с утра до ночи и в будни, и в выходные.Утешало одно - в войну было страшнее.
- Как дядька мог жениться на такой, -возмущалась я.
-Да это я виновата,- вздыхала мама. - он ведь был женат. Первая любовь. Со школьной скамьи дружили, поженились, уехали по комсомольским путёвкам в Москву на строительство метрополитена, а потом он заболел. Я с вашим отцом ехала из Сибири в отпуск, заехали в гости к ним, а он лежит с распухшей ногой, грязный, голодный, встать не может, а жена ушла в кино. У меня сердце кровью облилось, одели его, вызвали такси и увезли.Дома положили в больницу, оказался туберкулёз кости. Полгода пролежал.Жена ни разу не приехала, не  поинтересовалась, сказали, что уже сошлась с кем-то. А тут в соседней палате Зина лежала с такой же болячкой, только её давно прооперировали, уже шла на  поправку,вот она и стала вокруг него виться. Наши  все против были, а я настояла, чтобы они сошлись, вот теперь пожинаю плоды своего труда.
  Мама со слезами на глазах села в кресло и взяла в руки свой фотоальбом. Я любила с ней смотреть её фотографии. Там она была молодая красивая с блеском счастливым в глазах. Поля, горы, геологи. Одна фотография мне нравилась больше других.Мама с высоким мужчиной и светится от счастья.
 - Это твой жених?
- Что ты, этого я терпеть  не могла, хотя он всё время вился около меня. Нет, я была влюблена в того, что за кадром, он нас фотографирует. Мы искали золото, но всё было безрезультатно, уже должны были уходить из этих мест, а тут Иван предложил сфотографироваться на память, ушли далеко в поле, чтобы трава была повыше, романтичнее чтоб снимки вышли, а тут у меня каблук отлетел, я стала ползать по траве искать камень и наткнулась на колчедан, подняла, все и обомлели.Побежали к начальнику, Мичурин у нас был, он подтвердил, что находка ценная.А потом дождались самого главного руководителя Отто, тот направил камень в лабораторию, и всё подтвердилось.
 - Мам, а почему ты замуж не вышла за того, в кого была влюблена.
- Так он и не знал, что я была в него влюблена. Он женатый был. Я даже думать о нём боялась. А этот, что на фотографии, всё в любви мне признавался,а я его видеть не могла. Как-то после нашей находки шли мы с ним по полю, замеры делали, он стал приставать ко мне, я побежала к ручью, набрала камней, погрозила,что если подойдёт - убью,а потом стала камни рассматривать, а это всё сплошь колчеданы оказались. Так вот и открыли новое месторождение.
 - Мам, а почему все твои  друзья геологи живут в своих домах,а ты без дома?
 - Не знаю, я не спрашивала, откуда у людей деньги, неудобно как-то. Тогда мы все жили в палатках или на  чужих квартирах.
 Когда я закончила школу, мама решила совершить турне по Союзу, навестить своих друзей.Мы с ней поехали в Крым, где в Гаспре купила дом семья геологов.
 - Павел Евгеньевич, - спросила я бесцеремонно, - а что в ваше время можно было вот так запросто  купить дом в любой части Советского Союза?
 -Почему запросто, - засмеялся он, - всё благодаря твоей матери, не найди она тогда колчедан, не видать бы нам всем домов.
 Мама хлопала глазами, ничего не понимая. Возникла неловкая тишина.
 - Валя, а куда ты потратила премию, которую нам дали за открытие месторождения?
Вот тут-то и выяснилось, что мама не вовремя вышла замуж, уехала, и её не включили в наградные списки.Когда она написала всем своим друзьям, те подтвердили, что дома приобрели на премию и очень возмущались, почему она никогда ни у кого не спросила про  деньги, можно было всё выяснить по горячим следам.Нашли Отто, тот был удивлён, что мама осталась без премии, стал писать в министерство, а оттуда пришла бумага, что вчера двадцатилетний срок выплат прошёл,вот если бы вы обратились днём раньше...