Трафальгарская площадь. Ч. 4

Борис Готман
    Boris S. Gotman, Ph.D
    
    Продолжение

   Когда собрался набрать заметку о скульптуре "Очень хорошо", которая в настоящее время установлена на Четвёртом постаменте Трафальгарской площади, по Первому российскому каналу началась программа Максима Галкина "Лучше всех".

   Наверно нет  зрителей, не восхищающихся удивительными талантами маленьких детей, которых собирает на своё телешоу известный артист и телеведущий.
 
   Случайно или нет, но отношение к таким детям тоже связано с темой заметки.

   Если читатель уже успел рассмотреть фотографии на моём коллаже, он обратил внимание, что, кроме фотографии скульптуры с большим пальцем на Четвёртом постаменте, я поместил ещё одну фотографию с двумя одинаковыми указательными пальцами, указывающими друг на друга.
 
   Как видит читатель на левом снимке, скульптура Дэвида Шригли изображает руку с непропорционально длинным большим пальцем и обозначает, по его словам понятный всем жест "всё ОК!"

   В своём выступлении на открытии "Очень хорошо" скульптор сказал, что работа эта должна стать пророческой, так как она о том, что мир нужно сделать лучше.

   Правда, он тут же  добавил, что это предложение хоть и смехотворное, но всё же неплохое.
 
   На взгляд мэра Лондона Садика Хана, скульптура эта смешная и позитивная, а потому, по его мнению, правильно передает дух Лондона.
 
   "… эта скульптура показывает лондонцам и туристам, что Лондон открыт", - сказал Хан. - Меняющиеся на Четвертом постаменте произведения искусства не только вызывают обсуждения и острые дискуссии, но и служат предметом наслаждения.  Я горжусь, что являюсь мэром города, в котором кипит столь многогранная  культурная  жизнь".
   
   В скором времени, правда, оказалось, что Лондон открыт не только для туристов, но и для террористов.
   
   Надо сказать, что многие британцы относятся к этому непомерно зарвавшемуся большому пальцу не так положительно, как лондонский мэр.

   Журналисты самых уважаемых изданий видят в нём явные фаллические признаки. Наверно, они правы. Тем более, что в интернете попадаются рисунки и фотографии большого пальца Шригли с подписями "It is for you!" и " Bite!", которые переводятся как "Вот тебе!"  и "Выкуси!".
 
   Если сам автор этого произведения говорит, что оно олицетворяет его смехотворное предложение, можно на этом остановиться.
 
   Перейдём к другому экспонату, временно демонстрирующемуся на Трафальгарской площади в рамках выставки Contemporary Mexican Sculpture, двум одинаковым гигантским указательным пальцам, указывающим друг на друга, которые читатель уже видел на моём фото.   
   
   Называется произведение  - "You" ("Ты").
 
   14,5-метровая 25-тонная "You" является детищем мексиканского художника Хосе Ривелино Морено Валле (не путать со знаменитым футболистом).
 
   Два одинаковых указательных пальца, указывающих друг на друга, создают промежуточное пространство инклюзивности. "В мире, который, очевидно, неравноценен, «Ты» призывает зрителей подвергнуть сомнению их отношение к очень важному вопросу о равенстве между людьми», - объясняет Ривелино.
 
   И вот в этом художник, несомненно, прав!
 
   Для тех, кто незнаком с современным понятием инклюзивности, напомню восемь принципов инклюзивного образования:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге;
- подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

   А теперь, уважаемый читатель,  попробуйте ответить  для начала  на один простой вопрос:  как можно совместить появление и развитие людей, талантами и достижениями которых  мы восхищаемся (и не только в  программе Максима Галкина  "Лучше всех"),  без творчества и открытий которых невозможен прогресс,  с   вышеперечисленными принципами,  реализации которых требует, и не без основания,  прогрессивная общественность?