Мои хутора. Забытые слова - коновязь

Борис Лембик
Забытые слова
Коновязь

Недавно пробовал написать новый рассказ, действие в котором происходило в послевоенные годы на станции и выплыло из памяти при этом старое слово КОНОВЯЗЬ. Вот и решил в этот раз написать о нём.
В последнее время появилось привычка проверять всё новое, да и старое, в Интернете. Ну и на этот раз Википедия дала следующую формулировку:  Коновязь (жен., устар.) — место для привязывания лошадей: столб с кольцами или колья с протянутой по ним верёвкой.

Я, конечно, удивился, поскольку представлял её себе немного по- другому. И уже на следующей строке прочитал в Словаре-справочнике конных терминов (оказывается, есть и такой): КОНОВЯЗЬ – это укреплённое горизонтально на вкопанных в землю столбах бревно или толстая жердь для привязывания лошадей вне конюшни: высота коновязи 100-120 см; длина из расчета 150 см на каждую лошадь.
Вот это описание полностью совпадало с когда-то виденным мною: именно два невысоких столба с прикрепленной к ним перекладиной. Дальше была занимательная экскурсия по интернет-картинкам, с фотографиями самых разных видов коновязей. 
Так зачем нужна была коновязь? Обычно её устраивали там, где была длительная остановка: на привокзальной площади (как в моём рассказе), или у магазинов, каких-то контор, организаций и т.д. То есть там, где нужно было на некоторое время оставить лошадь. Представим себе почту, к которой приезжают почтальоны из отдаленного хутора, может быть верхом, или летом на двуколке, а зимой, соответственно, на санях. Наездник привязывает лошадь к бревну или жерди коновязи, и может, даже положит ей пучок соломы или сена. Если не было коновязи, то пришлось бы распрягать лошадь и привязывать её к саням или бричке. Хотя обычно так и делали, если знали, что стоянка будет долгой. Почтальон спокойно идёт получать письма и газеты, зная, что конь уже сам никуда не уйдет.
 
Интернет поведал, что ставили коновязи посреди степи, чтобы всадник мог спешиться и отдохнуть. Вот в этом случае чаще всего был одинокий столб, иногда с оригинальной резьбой.

А ещё вспомнился одноклассник Сергей Р., с его привязанностью к технике и разным авантюрам. Периодически угонял он у отца ГАЗон-хлебовозку или мотоцикл с коляской.  Ребятишки дожидались пока родители лягут спать, тихонько пробирались в двор и выкатывали технику на улицу. Потом у машины замыкались провода на замке зажигания и начиналось ночное путешествие. У мотоцикла в замок зажигания втыкалось несколько спичек, и тогда можно было его завести и ехать. Но проблема была в том, что нельзя было включить фару и приходилось ездить в темноте.
В тот раз компания собралась на крыльце старого сельсовета и библиотеки, недалеко от клуба. Туда и поехал напрямки Сергей, совершенно забыв о коновязи. Мотоцикл влетел со всего хода под перекладину, высота которой оказалась такой, что она смяла и вдавила вниз фару. При этом спички сдвинулись и мотоцикл заглох.

Жердь же оказалась на коленях у мотоциклиста и придавила его к сиденью. Стекло от коляски тоже ушло назад и слегка прижало пассажира. В этот раз обошлось без травм, но через несколько лет Серёга на таком же мотоцикле погибнет в аварии.

Сейчас в наших краях уже не встретишь коновязь, сохранились они только там, где ещё содержат лошадей. Отошли в прошлое времена, когда кони были такими необходимыми для жизни. Сначала как тяговую силу их заменили тракторы, а потом как транспорт - мотоциклы и автомобили. Не стало смысла содержать в колхозе табун коней. Теперь лошадь в хуторе уже почти экзотика.

Предыдущее слово http://www.proza.ru/2017/03/30/2065

Следующее слово http://www.proza.ru/2017/04/27/2269