Театр абсурда в Ульяновске

Нина Ватрушкина 2
Классика театрального абсурда «Лысая певица» в репертуаре Димитровградского драматического театра с прошлого года. 24 марта в рамках фестиваля «Лицедеи - 2017» спектакль смогли увидеть ульяновцы.

Абсурд – нелепость, бессмыслица. Но в театре бессмыслица просто обязана нести смысл. Сюжет прост: в гости к Смитам пришла чета Мартенов, «на огонек» заглянул пожарный, периодически появляется служанка Смитов Мэри.

Автор пьесы франко-румынский драматург Эжен Ионеско начинает с легкого подтрунивания над чопорностью англичан. «Буржуазный английский интерьер с английскими креслами. Английский вечер. Мистер Смит, англичанин, в английском кресле и английских туфлях, курит английскую трубку и читает английскую газету у английского камина. На нем английские очки, у него седые английские усики. Рядом в английском же кресле миссис Смит, англичанка, штопает английские носки. Долгая английская пауза. Английские часы на стене отбивают семнадцать английских ударов».

О чопорности англичан сложено немало анекдотов. Но про Англию очень скоро забываешь и видишь нашу реальность. Понимаешь, что гости не особенно желанны, хозяева не особенно интересны, услышать собеседника, а тем более понять никто и не собирался. Ритуал встречи заполняется анекдотами, бессмысленными рассказами. «Один теленок обожрался толченым стеклом. В конце концов ему пришлось разродиться. Он произвел на свет корову. Но так как теленок был мальчик, корова не могла называть его «мама». Боюсь, что ситуация многим знакома.

В театре абсурда персонажи не могут быть ни трагическими, ни даже комическими. Они смешны и все. Нелепы. На сцену выволакивают труп не первого года давности. Он все время падает, но его ставят вновь, держат, роняют, дергают (артист Константин Мануйлов). Зачем? Все за тем же: поговорить и забыть навсегда.

Герои лишены психологической разработки, но остаются «персонажами – символами, выражающими определенную эпоху». Пьеса была написана в 1948 году, ставится до сих пор, начиная с 1951 года. Середина прошлого века, это время, когда в художественной культуре проявилось течение, противостоящее общепринятому реалистическому направлению. Ионеско считал, что «реальность не реалистична», буржуазный европейский театр «занимается пустяками: делами, экономикой, адюльтером, развлечением в паскалевском смысле этого слова». Абсурдность человеческого удела во враждебном, безличностном мире заняла умы многих творческих личностей. Нелепо здесь все. Даже сама лысая певица, о которой должна рассказать пьеса, не появляется ни разу.

Супружеская пара Мартинов в ожидании приема разыгрывает диалог, пытаясь выяснить, где они могли видеть друг друга, в результате чего появилось дитя (артисты Ю. Калиберда и П. Митягин).

И когда зритель, наконец, оценил целомудренные сексуальные игры молодой супружеской пары, появляется Мэри (актриса Е. Лазуренко) и сообщает, что ребенок не один общий, а два разных, потому что у одного левый глаз – красный, а правый – белый, а у другого ребенка наоборот: левый – белый, а правый - красный. Да так уж редки подобные ситуации в нашей жизни? Серия проверок детей на ДНК просто забила наше телевидение.

Димитровградская труппа скрупулезно искала выразительные средства чуждой театральной техники, ментальности давних лет и дальних стран. Тут многое объясняет пластика, музыка, одежда. Художник – постановщик Заслуженный деятель искусств Украины Владимир Медведь. В его нарядах элементы английского флага, строгого английского костюма с неизменным современным подчеркиванием бюста, высокими узлами волос на головах женщин, претендующих на изящество, но не являющееся таковой. Миссис Смит (Ю.Калиберда)ходит мелкими шашками, мистер Смит (А.Лазарев) с неизменной улыбкой. Во всем говорящая нелепица.

Димитровградские актеры с режиссером –постановщиком Олегом Александровым бросили вызов, и эксперимент удался. Доказательством служит специальный приз жюри «За самое яркое впечатление фестиваля», присужденное спектаклю на XI фестивале театров Ульяновской области «Лицедеи - 2017».