Вежливые пассажиры

Ян Подорожный
 ФОТО из ИНТЕРНЕТА

             После обвала, подобного снегу на голову, экономики в страну навалилась перестройка. Совместно с ускорением. То ещё несчастье. И работа в такси, за компанию со всем этим горем, также  кардинально изменилась. Уменьшилось, буквально на глазах,  количество пассажиров на которых мы «делали план». Случайные удачи и поражения в счёт не шли.

           Раньше, в основном, ездили итээровцы, спортсмены, рабочие, военнослужащие, просто красивые женщины. Последние, кстати,  любили побаловать себя поездками в такси. По лавкам прошвырнуться, к друзьям и близким знакомым заглянуть на огонёк  И прочим важным делам.

            То-есть, не стало в этом качестве простого  демократического люда. Некоторых мы, было дело,  уже узнавали в лицо, как и они нас. А тут пошёл другой пассажир. Редкий, но капризный. А на те деньги, которые получали вышеупомянутые знакомцы, сильно  на такси не разгуляешься. Как говорится: держи карман шире.

           Поэтому в поисках работы приходилось пускаться на всяческие ухищрения. Рысачить по каким-то неезженным улицам, брать и «поддатых», и «курилок». Лишь бы было кого возить, лишь бы счётчик тарахтел. Ведь иначе терялся всякий смысл таксистского промысла.

           А народ, в большинстве своём, «падал» к частникам. Тем же не надо было «возить план». Сейчас подобные страдания наблюдаются у таксистов всей планеты из-за системы Uber.  Юберовцы тоже работают, в основном, на себя, оплата за проезд у них меньше, клиентов больше. Временами даже вспыхивают « дружеские» потасовки конкурирующих сторон. Но не  частые...

           Эти клиенты подошли ко мне возле куренёвского рынка. В народе его называют «Птичьим».  Весьма вежливо спросили, смогу ли я покататься с ними несколько часов. «Но придётся поездить по точкам, шеф. С остановками и простоями. Понимаем, что это не совсем выгодно вам, но всё будет оплачено».

           И началась наша одиссея. Вначале я не «врубился» в причину их остановок для посещения небольших магазинчиков. А этих торговых точек развелось довольно много. Как правило, посетителя провожал владелец или кто-то ещё из магазина.

           На остановках, а время было летнее, я выходил из машины в ожидании своих  пассажиров. Подышать воздухом, поразмяться. И мне начали бросаться в глаза, мягко говоря, не слишком любезные взгляды провожающих в мою сторону. А после осенило.

           Ах, эта моя нетаксистская внешность! Ведь некоторые принимали меня  и за полковника КГБ, и за шестого режиссёра МХАТа, и за тренера  какой-то там сборной. Тем более, эти и им подобные,  не гнушались при случае «пограчевать». Говоря проще, подзаработать на хлеб насущный. Перевозкой  тех же самых пассажиров.

         Здесь же я, скорее всего,  виделся в роли...пахана. Ведь сверхвежливые ребята собирали оброк с клиентуры.  «Сегодня мы будем трогать нашего миллионера  за вымя. И трогать будете вы, Шура», - объяснял  когда-то Остап Бендер неразвитому Шуре Балаганову. Они тогда вышли на подпольного богача Александра Ивановича Корейко.

         А я, вроде бы, контролировал их нелёгкий, но такой нужный промысел.

         Мне не раз приходилось доказывать о своей профессии незнакомым людям. «Да какой ты таксёр? - убеждали сомневающиеся — у тебя и взгляд не таксистский. Что мы различить таксиста от  не таксиста не можем?».

          Один любитель горных лыж, с которым свела судьба на склонах Карпат, убеждал, что даже на снежный наст я смотрю не водительским взглядом. «Инженеришкой где-то пристроился, а корчишь из себя таксёра», - резюмировал Фома неверующий.

          Я предъявлял водительские «корочки»,  суетился, "делал лицо", призывал на помощь своих друзей, разбавлял речь  шофёрским сленгом, но безрезультатно. Да и сейчас с подобным сталкиваюсь. Хотя и реже.

          И что ещё запомнилось. Если уж я сумел кого-то убедить в своей профессии, то тут же приходилось выслушивать рассказ о том, как их обсчитали, не повезли, отказали в обслуживании мои коллеги. Таким я советовал перед поездкой в такси связываться со мной, чтобы можно было сразу уладить все проблемы. Самые смешливые улыбались.

          Прошли годы. Это эпизод вспоминается с какой-то блаженной улыбкой на лице. Но вот сейчас, вглядываясь в горящие пылом патриотизма и прочей преданности идее лица депутатов Думы или Рады, нередко узнаю...своих сверхвежливых пассажиров. Может и не их конкретно, но выражение лица никуда ведь не спрятать.

          Они ведь на удивление прочно заняли места для...депутатов. Пусть им подфартит на этом нелёгком поприще. Их избирателям...тоже. Хотя последним везёт не часто.

Ян   Подорожный.     05.04.2017.