Игумен Кирилл. Заметки с заседания

Матвеев Владимир Иванович
Игумен Кирилл (Сахаров). Заметки с расширенного заседания «Русского Собрания» в г. Обнинске

В ожидании автобуса один из участников собрания, сопредседатель «Народного Собора» О. Кассин, подарил мне роскошный альбом «Памятник патриарху Гермогену. Два века: от идеи до воплощения». Я подумал: «Уже ради получения такого ценного подарка стоило ехать». Всматриваясь в фотографию памятника, так и не понял: есть ли нижняя перекладина у креста в руках Святителя? Путь к установке памятника был довольно тернистым. Идея его создания возникла еще в 90-е годы. Не всех она устраивала, были пострадавшие.

Всю дорогу в Обнинск бурно обсуждались проблемы церковной жизни, а на обратном пути, также темпераментно, проблемы русского народа. При въезде в город – стела с двумя надписями: «Обнинск – самый лучший город мира» и «Первый наукоград России». Я здесь в третий раз. Первый раз побывал 20 лет назад на отпевании маститого протоиерея Вадима Красноцветова – дяди нынешнего настоятеля Казанского собора в Петербурге о. Павла Красноцветова. Батюшка очень переживал за состояние Церкви в связи с активизацией движения неообновленцев. Запомнился его рассказ, как он со своими духовными чадами на встрече верующих с о. Глебом Чистяковым в знак протеста встал и вышел из зала. В его жилищи была домовая церковь – именно там он, предчувствуя близкую кончину, передал мне свой крест с украшениями.

В последние годы жизни о. Вадим почти ослеп, тем не менее, неоднократно приезжал на собрания Союза Православных братств, что было большим утешением и поддержкой для его членов. Единственный раз в жизни я участвовал в приготовлении к погребению почившего священнослужителя. Когда в морге я батюшку облачал, запомнилась улыбка на его лице. Завещал он похоронить себя на территории одной из женских обителей Подмосковья. Однако, когда после отпевания тело было привезено в обитель, выяснилось, что на погребение в ней нет благословения епархиального начальства. Пришлось гроб везти обратно в Обнинск, а на следующий день предать тело земле на кладбище на окраине г. Боровска.

Конференция проходила на территории Обнинской городской казачьей общины «Спас». Ее тема: «О самоорганизации русского народа и роли православных русских общин в деле укрепления русской государственности».

Перед началом конференции прошла обзорная экскурсия по территории казачьей общины. Прежде всего, мы посетили храм. В нем ежедневно утром и вечером читаются молитвы. Тренажерный зал, комната для детей (в ней было много кукол), столярная мастерская, русская изба. Сундуки, детские поделки, национальная одежда. В кельях общины проживают 25 человек – они проходят реабилитацию от алкогольной зависимости. В Медицинском центре применяется новая отечественная методика проф. Потапова по избавлению от этой зависимости.

Дважды была трапеза, причем, как и положено, по уставу этого дня – без масла. В трапезной портреты императоров и известных старцев. Монархический и Андреевский флаги. Меч дружинника и казачья сабля. Слева от входа в углу голова кабана и рога лося.

Тема конференции была очень актуальной – как преодолеть разобщенность русского народа и каковы пути его самоорганизации. Для меня, чтобы узнать обстановку в каком-либо городе, очень важно поговорить с кем-то из местных водителей, а для того чтобы узнать о ситуации на каком-либо приходе – поговорить с нищими у входа на церковную территорию (однажды мне рассказали об одном архиерее, который так делал, сам переодевшись в нищего).

Из выступавших на заседании особенно запомнились руководитель МОО «Русское Собрание», главный редактор патриотического сайта «Русская народная линия» А. Степанов; его ближайший помощник А. Сошенко; члены Русского экономического общества; казаки из Ярославской области; уже упоминавшийся О. Кассин; исследователь общинного устройства на Руси А. Чернавский и др. Атаман казачьей общины И. Лизутин скромно молчал. Присутствовало несколько местных священников. Один из них совершил молебен перед началом всякого доброго дела.

Впервые за несколько десятилетий своего участия в патриотическом движении я соприкоснулся с таким большим количеством воцерковленных русских людей. Красной нитью через все мероприятие проходила идея о том, что необходимо не противопоставлять себя власти, а подталкивать ее к позитивным делам.

Я в своем выступлении поделился двадцатипятилетним опытом бытия общины нашего храма. У меня прозвучала тревога по поводу итоговых документов т.н.

Всеправославного Собора на Крите. Как известно, у нас на официальном уровне еще до Собора было зафиксировано, что эти документы не противоречат Священному Преданию Церкви и не нарушают чистоту православной веры. Между тем, в главном соборном документе утверждается, что наряду с Православной Церковью существуют и иные церкви. Непонятно как это сочетается с Символом веры, где говорится о нашем исповедании бытия Единой Церкви. Тоже самое утверждают святые отцы и учителя Церкви в своих творениях. На вопрос о моем видении развития ситуации на Донбассе, моей малой Родине, я ответил, что очень важно значительной части жителей этого региона четко определиться в вопросе национальной самоидентификации – в том плане, что все они русские, а не просто русскоязычные или какие-то непонятные украинцы.

Все главные идеи прошедшего заседания были закреплены в итоговой резолюции, принятой практически единогласно.