Праздники во времена моего далёкого детства

Петр Панасейко
               
   


                Иногда приходится слышать: «Другое время – другие праздники». Даже, если некоторые из них и совпадают, то отмечаются  по-иному, с учётом капитализма на дворе. Моему поколению, родившемуся спустя десятилетие после самой страшной в истории человечества войны, повезло, в том числе и с праздниками. Детство, прошедшее в 1960-х годах, прошло не только босоногим, но и счастливо. Не последнюю роль в этом играли праздники того далёкого времени.
         
              Конечно, самый главный праздник у каждого человека – это День его рождения. Однако речь пойдёт не о нём, а государственных и общественных  во времена моего детства. Начнём по порядку, с Нового года.

              Этот праздник я последние почти полвека отмечаю в России. В последние годы наше родное Правительство делает россиянам «царский подарок: праздник длится неделю, а иногда и больше. Сделано это, понятно, не просто так. Главная причина столь длительных праздничных новогодних дней состоит в том, чтобы дать возможность родителям отдохнуть со своими детьми, находящимися в это время на каникулах. Во времена моего детства такой «роскоши» родителям ни правительство Советского Союза, ни правительство Украины, где прошло моё детство, разумеется, не позволяли себе. Но тем не менее о новогодних праздниках того времени лично у меня остались хорошие воспоминания. Ещё бы!

             Каждый год мы, учащиеся Малиновской восьмилетней школы, с нетерпением ждали очередной Новый год. Его приближение чувствовалось задолго до его наступления. Кто-то накануне ездил на новогодние конкурсы в Гуляйполе, кто-то добирался до Запорожья. Но основное мероприятие проходило в родной школе. За несколько дней до первого января в спортивном зале появлялась лесная красавица- ёлка. И что интересно, её не собирали (как сейчас это модно) из веток. Это была настоящая живая ёлка прямо из леса. А вот из какого – это «тайна за семью печатями». Поблизости леса не росли. Возможно, везли с Закарпатья.

          Какой же Новый год без подарков! Ни раза не случалось такого, чтобы на Новый год школьники не получили «сладкие» подарки. Бесплатные, родители денег за них не платили. Оплачивал их, видимо, председатель колхоза «Родина» В.Ф. Рекотов. А может деньги выделял Отдел народного образования района. Кто его знает, такими «пустяками», как деньги, в детстве мы не интересовались.

         Новогодние праздники запомнились мне не только школьными новогодними балами и «сладкими» подарками. Но и подарками другого плана. Канун Нового года, это завершение первой четверти. Тем, кто окончил его без «троек», дирекция школы вручала книги с дарственными записями. Я долго хранил их, полученные из рук директора школы Плетеня Александра Григорьевича и завуча Тарасенко Марии Павловны. Но в связи с переездами и с Малиновки, и тут, в Тольятти, (из коммунальной квартиры в собственную родители переезжали, когда я служил в Армии) до настоящего времени сохранить их не удалось. Это были книги о Древнем Египте  с их фараонами, о Древнем Вавилоне, о Древних Греции и Риме. Как видим, книги подбирались целенаправленно: история в школе относилась к моими самым любимым предметам. Сейчас их мне заменяют другие книги о том далёком времени, других авторов. Читая их, я  мысленно возвращаюсь в годы детства и вспоминаю тех, кто мне тогда книги вручал.

           Ни один Новый год не обходился  без конкурса новогодних открыток.  Поначалу конкурсной комиссии школы без особого труда удавалось выявить победителей. Но со временем, начиная с 1969 года, когда все классы переехали в новое здание школы, определять лучшую новогоднюю открытку стало труднее.  Ранее здания находились в разных местах села. Я например, в первом классе обучался в одном здании, во втором и третьем – в другом, в четвертом – в третьем здании, в пятом – в четвертом. Правда, до весны. Последнюю четвертую четверть заканчивал уже в новой двухэтажной школе с паровым отоплением. До этого частенько на переменах приходилось греть руки в прямом смысле слова у печки.

          Так вот. В новой школе стал доступен всем классным руководителям проектор. О нём я случайно узнал. Фёдор Васильевич Пелипенко попросил меня принести его с первого этажа. Я думал, что на этом помощь моя и закончится. Вместе  с ним выбрали из десяти самую лучшую новогоднюю открытку, вложили в проектор, включили. На ватмане, закреплённом на школьной доске, появилась открытка в увеличенном виде.
          - А теперь рисуй, - предложил мне учитель.
         
         Надо сказать, он поступил честно: все остальные классы воспользовались этим же проектором, кто раньше, кто позже. Но в основном открытку «рисовали»  сами классные руководители. Поэтому наша и не оказалась в победителях. Рисованием я никогда не увлекался, меня интересовали предметы с гуманитарным уклоном.

        После этого случая под каждый Новый год директор школы закрывал проектор «под замок». И всё проходило по- честному.

                Сейчас принято женщинам поздравлять в обязательном порядке мужчин на 23 февраля (это касается России, на Украине, насколько мне известно, на государственном уровне этот праздник отменён и переместился на 14 октября), а мужчинам поздравлять женщин на 8 Марта (это снова касается России, на Украине или его уже отменили, или только собираются это сделать). Тогда же, в советские времена, когда мы жили в одной стране, у нас  были общие праздники. Но тем не менее, я что-то не помню, чтобы мы так торжественно в классе сельской школы поздравляли девочек, а они нас. Да, в школе  мероприятия осуществлялись накануне этих дней. В ходе их мы поздравляли своих учителей женского пола на 8 марта и мужского пола на 23 февраля. А дома поздравляли соответственно своих мам и пап.

              Очень популярным у нас, сельских школьников, считался праздник День прилёта птиц из тёплых краёв, так как каждый раз приходилось для конкурса делать «домик» для прилетевших скворцов. Старый с дерева жалко было снимать. Понятно, кто эти « домики» делал, особенно, когда учились мы в начальных классах. К счастью, конкурсная комиссия на это внимание не обращала. Иначе скворцы остались бы в селе до холодов без "домиков".

             Праздник Первомая – это снова «сладкие» подарки. Следом шло 9 Мая.
В этот день мы, школьники, вместе с односельчанами собирались вначале в старом сельском парке, где стоял бронзовый советский солдат с автоматом в руках, а рядом находилось воинское захоронение. Потом, со временем, когда и захоронение, и памятник перенесли на сельское кладбище в центре села, торжественные мероприятия в День Победа стали проводиться там. Судя по фотографиям  в группе «Малиновка» на сайте «Одноклассники», проводятся до сих пор.

            Не могу обойти вниманием и прекрасный детский праздник - День пионерии. И конечно же, не могу не вспомнить замечательную пионерскую песню, которую мы ежегодно девятнадцатого мая пели вечером у костра:

"Снова я вспоминаю, как песню,
Пионерии первый отряд,
Вижу снова рабочую Пресню
И веселые лица ребят.
Красный галстук из скромного ситца,
Первый сбор, первый клич:"Будь готов!"
В синем небе я вижу зарницы
Золотых пионерских костров".


         День Конституции 5 декабря считался нерабочим праздничным днём. Но в школе никаких мероприятий не проводилось. Не считая, разумеется, классного часа на тему Конституции. Так что последним в году праздником, который ждали школьники, являлся  День Великой Октябрьской социалистической революции. Тогда он являлся праздничным, причём гуляли два дня подряд. Это и участие в демонстрации, и получение накануне её «сладких подарков». Шагая тогда в праздничной колонне мы не могли представить, что пройдёт чуть больше двадцати лет и к этому празднику начнут в обществе относится по-другому. А затем и отменят его. Открываю отрывной календарь на 2017 год и на листке «7 ноября» читаю: «День Октябрьской революции». Однако «красным днём календаря» он больше не является.

            Особо из детства запомнился мне праздник «местного масштаба». Четырнадцатого сентября 1969 года в Малиновке отмечался День освобождения села от немецко-фашистских захватчиков. Учился я тогда в шестом классе. Запомнился этот праздник не только потому, что в этот день к нам в село приехал генерал, чьи войска освобождали Гуляйпольский район. Забыть, спустя почти полвека, мне не даёт его одна фотография. Я бережно храню её все эти годы. На ней учащиеся школы в украинских национальных костюмах с букетами цветом перед зданием родной школы.

              Прошло много лет, но я так и не понял, чем мотивировал наш классный руководитель, упоминаемый мной выше, Фёдор Васильевич, отбирая из своего класса кандидатов на это шествие? Отобрал он четверых: Надю Ткачун, меня, Ваню Бацай и Володю Панасейко. Учителя давно нет в живых, но добрую память об этом прекрасном человеке, фронтовике и педагоге мы храним. Со слов Нади, которая пошла по его пути, став учителем начальных классов, в школе на стенде эта фотография имеется.  Когда знаешь это, как-то теплее на душе становится: я один из четверых нахожусь уже очень давно за тысячу километров от родной школы. Приятно осознавать, что твои "следы" остались там навсегда. Фотография – это история, а её «переписать» нельзя.

06.04.2017 г.

Фото из архива автора