Радость есть особая мудрость

Евгений Солнечный
«РАДОСТЬ ЕСТЬ ОСОБАЯ МУДРОСТЬ»

Если радость считать источником счастья, а счастье - источником жизни, то в радости действительно заключена мудрость жизни. Но когда же и, как произошла подмена радости - удовольствиями? Ведь это не простая замена одного слова на другое, а страшная разрушительная метаморфоза личности и общества в целом. Чтобы это осознать, давайте задумаемся, что за этим стоит и посмотрим на примере ребёнка. Проследите начало его жизни, когда всеми органами чувств он начинает познавать мир. Неправда ли, всех умиляет его восторг? Он, как генератор радости, излучает её всем вокруг. Он светится всем своим существом. Его радость настолько велика, что не уместно прибавлять к ней, что - либо ещё. Любая награда бледнеет перед восторгом его открытий. Он желает лишь одного, ощущать эту радость и впредь, удивляться ещё и ещё, без конца. И никакого поощрения, кроме нашего сорадования, а в дальнейшем сотрудничества, ему не надо. А какие чудеса творчества он проявляет, став немного постарше! И опять же он удовлетворяется самодостаточностью самого процесса творчества.

Когда же происходит перевод стрелок с истинной радости на её суррогат - удовольствие? Заметнее всего это происходит в школе, когда природная потребность познавания, в результате благих намерений стимулирования её, оценками, незаметно перерастает в потребительскую страсть к поощрениям. Вместе с чем стимулируются и бурно прорастают такие пороки, как угодничество, карьеризм, страх и всегда сопутствующая ему ложь. А где страх, там уходит подруга радости - любовь, вместо которой заползает ненависть. К концу школы она настолько овладевает человеком, что он уже не помышляет заниматься тем, к чему лишь должна подготовить школа - самосовершенствованием. Страх оценочных наказаний за ошибки, за «отсебятину», начисто отбивает всякую самостоятельность мышления, а с ней и творческие способности. Приучившись в школьные годы окончательно к потребительской погоне за удовольствиями, он почти полностью отучается от бескорыстной радости.

Давайте же положим на чаши весов и посмотрим здраво, что человек при этом приобретает, и что он от этого теряет. Несомненно, в материальном плане он накапливает необходимые ему для комфортной жизни вещи, а вместе с ними, чем их больше, тем больший страх потерять их, и, естественные при этом, энергетические потери, разочарования, стрессы. При этом каждый знает, что удовольствия длятся только на момент получения. Привыкание нивелирует удовольствие, стимулируя постоянное обновление их. Даже без наркотиков, это такая же наркомания. Кроме того, к этому процессу ещё примешивается зависть и не только у неудачников. Всегда найдётся, кому завидовать, тому, кто впереди. И вот лет с 40-50-ти, даже если человек и не прожигал свои годы, а жил умеренно, но всё же не творчески, а работал за зарплату «от и до», то его величество опыт подсознательно подсказывает коварный вопрос: «На что ты разменял свою жизнь?» Физическое здоровье уже порядком расшатано постоянными стрессами и страхом за будущее, а духовного и не было никогда, и счастья как не было, так и нет. И не случайно больше всего суицидов именно в этом возрасте, особенно у мужчин. В результате, консерватизм и застой в обществе.

А что же даёт радость тем, кому удалось сохранить детское восприятие мира? Ну, во-первых, радость не вещь, и тем и ценна, что сама не исчезает. Она похожа на первую безобъектную любовь. Человек просто постоянно влюблён в жизнь. И хотя он делится своею радостью с окружающими, всё же заметно, что он что-то накапливает в себе, аккумулирует какой-то энергопотенциал. Потенциал покоя и уверенности в себе. Он не испытывает стрессов и страха за будущее, а значит не болеет и физически. Он ни о чём не сожалеет, так как живёт мигом радости сегодняшнего дня, а его праведная жизнь гарантирует ему спокойный сон и уверенное будущее. Отсутствие зависти и претензий к жизни не порождает обиды, что стимулирует хорошие взаимоотношения с окружающими. Он не только не завидует успеху других, наоборот, радуется сотворчеству коллег, щедро и бескорыстно делясь с ними мыслями, идеями, радуется, если ученик обогнал его. Обладая зарядом оптимизма, и во всём, находя творческий интерес, он учится сознательно относиться к естественным трудностям жизни, считая их своего рода «учителями», закаляющими его волю. Он не жалуется на судьбу не только по причине своего оптимизма, но и потому, что она у таких людей прекрасна. Ведь судьба - это жизнь. А они любят жизнь, и жизнь отвечает им своей взаимностью. Наконец, радость лечит Душу, в то время как удовольствия расслабляя, её разрушают. И может напрасно некоторые считают сатану, антихриста или кого - либо ещё, соблазняющими их откуда-то со стороны. Может он внутри них, в виде вот этих самых привычек к удовольствиям, которые они сами в себе и взращивают, вместо истинных ценностей - смеха, улыбки, которые сами же от себя гонят. И не смотря на то, что уныние считается грехом, постные лица для многих являются, чуть ли не постоянной маской.

А ведь обществу в целом нужны оптимисты, творцы, общительные, искренние, доверчивые, смелые и добрые люди. И налицо общая выгода на стороне радости. Так что же мешает? Неужели только невозможность отменить школьную систему оценок? Да и много ли она дала там, где её отменили? Эффективность обучения, правда, налицо, что само по себе уже не мало. А нравственность? Пока незаметна. Но нравственность воспитывается семьёй, а ещё больше - средой. Так что же делать? Видимо, ждать, когда станем мудрее и овладеем психоментальной культурой.. Ведь, против отмены оценок выступают почти все учителя. Привыкли. И потом, как же поддерживать дисциплину? Ведь, это единственная ниточка у нетворческого учителя, которая позволяет ему управлять учениками. А это, опять же, культивирование страха, взамен уважения. А отсутствие уважения - результат отсутствия совершенства, из-за отсутствия творчества. Круг замкнулся. Подобное - воспитывает себе подобных. А когда во всех присутствует страх, то ни у кого, даже у министра просвещения не хватит смелости перевести стрелки с консервативного покоя - на творческий риск экспериментального нового. Но мы оптимисты и надеемся дождаться, когда придёт современный Ломоносов и прекратит ставить телегу впереди лошади, начав реформы не с экономики, а с образования.