Хотите знать, кто вы?

Жарасбек Коргамбаев
Хотите знать, кто вы?

Для того, чтобы понять суть этого вопроса, задайте себе такой вопрос: что значит разрушать капитализм. Мы же перешли к капитализму, а потому все являемся его продуктом. "Перешли к капитализму" означает, что мы живем по-капиталистически и перестраиваемся применительно к нему. И нас совершенно не волнует, что происходит на самом деле.

Между тем развивать капитализм -  это значит развивать собственнические отношения. А разрушать капитализм — значит разрушать отношения собственности, сложившиеся исторически как отношения общественные. И особенность такого отношения, что мы так упорно хотим развивать, состоит в том, что в нем вы не принадлежите себе, а другим. И не знаете себя, кто вы, кроме того, что вы бедны и что вам надо быть богатым, чтобы вы почувствовали себя человеком. Но при этом вы никогда не поймете, почему вы презираете людей. И у вас нет и никогда не будет личности. Следовательно, в этих отношениях вы не свободны и оценить себя. И эти отношения вы не сможете разрывать по своему желанию. Вот в России люди поднялись и разбили отношения частной собственности. И установили отношения общественной собственности, как того хотели утописты. Но отношения между людьми оставались теми же - собственническими. И никому даже в голову не приходило, что разрушало социализм, разбивая эти общественные отношения. А собственнического отношения человека к человеку разбить не смогли. Уйдете вы как мужчина от одной жены, вас присвоит другая, уйдете от одного "каиталиста", попадете к другому. И они вами управляют по законам собственности. Законы собственности - это всегда законы рабства, в которых одни управляют, а другие подчиняются, одни возвышаются, а другие унижены. И вот, переходя к капитализма, мы и упорно желаем совершенствовать этих отношений. И вы вращаетесь в рамках собственнических отношений. И вы будете принадлежать им,  но только не себе. И куда бы вы ни смотрели, вы увидете только эти отношения и то, как в них кричат и рыдают люди, обвиняя друг друга. И любовь здесь как мерцание вас только постоянно зовет к себе, лишь на минуту заставляя вас забыть об этом проклятом мире, и дав вам почувствовать, как прекрасен этот мир в человеческих отношениях к человеку.

Следовательно, разрушать капитализм - значит разрушать собственнического отношения человека к человеку. И это происходит уже на очень высокой стадии, когда подготовлены внутренние предпосылки и люди бессознательно бегут друг от друга, находясь в этих отношениях. И не могут уживаться. И их общество им стало чижим и враждебным. И не зря сегодня люди предпочитают одиночества и выбирают свободу "в деньгах". Это просто бегство не только от мира, в котором вы живете, но и от себя как продукта этих отношений. И если бы людям, как к Гаутаме, вдруг пришло озарение, то они ужаснулись бы, поняв, в каких отношениях они находятся друг с другом. И тогда, несомненно, они обнаружили бы и те отношения, в которых они могут находиться, преодолев эти отношения. Вот как капитализм живет в душе людей! И теперь умирает в их душе в одиночестве каждого. Жить в душе людей в виде этого отношения, жить в душе людей в виде ненависти, в виде денег, вещей — вот вам капитализм. И вам не трудно будет понять, как эта душа человека умирает.

Деньги в этой исторической обстановке— это просто ширма, обман, отражающий этого отношения человека к человеку и прикрывающий его. Здесь нет другого отношения, отношения человека, например, к природе, к обществу. Этими отношениями (понятиями) манипулируют философы и другие "мыслящие" люди.  Люди живут в лоне природы, в лоне общества, а не взаимодействуют с ними в одиночку. Они взаимодействуют только друг с другом, и их отношения являются природными или социальными или личностными. И в основе этого взаимодействия лежат отношения собственности как отношения общественные, то есть выработанные исторически, где мы никогда не увидим человека, а только вещи. И эти отношения людей постоянно социализируют, объединяя их различным образом. И в то же время и изолируют, заставляя их ненавидеть друг друга.

Чувства собственности поэтому есть самое сильное чувство. И во всех формах общностей (социальности) не имело значения их личные отношения. Общество всегда стояло выше и определяло индивидов, насаждая эти отношения. Маркс называл обществом сумму отношений и связей людей, в основе которых лежали отношения собственности. И он же подчеркивал, что в этих отношениях нет человеческого отношения к  человеку. Значит, и человечности.

 То поколение, к которому относились мои родители, нередко говорили о несправедливости, гуманизме, но сознания бесчеловечности у них еще не было. Значит,  по их понятиям, их мир еще не был бесчеловечным. Но несправедливостью постоянно велась борьба на всех уровнях жизни. Но это в то же время не значит, что в то время была человечность. И люди были довольны друг другом. Просто противоречия мира обострились, и бесчеловечность стала подчеркиваться во взаимных отношениях между людьми. И многие начинают понимать, что этому миру нужна человечность, нужна любовь и т. д. И такое сознание сегодня растет у многих. А это нечто субъективное, зреющее во внутренней сущности людей. И кто знает, какое сознание родится взамен нашему собственническому?

Сегодня же мы имеем дело с собственническим отношением человека к человеку, лежащим в основе мироздания, а не просто отношениями собственности. Люди уже чувствуют, что они не могут принадлежать ни по статусу, ни по долгу и ни по обязанности другим и что они должны принадлежать себе и свободно распоряжаться своей личностью. И когда между этими людьми появятся отношения свободные, то они будут человеческими, основанными на оценке человека, и без каких-либо воспоминаний о вещах и их присвоения. И речь как раз идет о том, чтобы сознательно изменить этого отношения, именно сознательно манипулируя деньгами, которые облекли этого отношения и стали нашим обликом.

Человеческое отношение к человеку начинается с нового пространства — пространства любви и стремления к человеку.  А любовь — это не вещи, и вы ее не можете присвоить. Любовь — это вселенная, и та женщина, которую вы любите, является вашим таким миром. И никто  вашу жизнь не сможет от вас увести. Украсть можно вашу собственность, заманить можно вашу красивую жену, но не любовь.

"Можно назвать специалиста «истинным человеком», «настоящим человеком» или, даже, «просто человеком», из-за того, что он «хороший специалист»? В человеческом обществе человеческие качества оцениваются во взаимоотношении между людьми. В отношениях между людьми человеческими качествами считается не профессиональные достижения и, даже, не ум, а нравственные качества человека — как человек относится к другим людям. Все изменения, которые происходят в обществе, обусловлены изменением отношения человека к человеку. И к какому радикальному изменению идет история в этом смысле? Надо же все выявлять с этой позиции. А что вы увидите с экономической или политической точки зрения? Да ничего: богатый и бедный, обеспеченный и не обеспеченный, культурный или не культурный, умный или дурак. Старые песни!