Бог и мозг. Ген духовности. Часть 4

Лариса Болотова
Из книги Мэтью Альпера «Бог и мозг» слова автора:   

     «  … человек знает то чего, по-видимому, не знает о себе ни одно другое животное, а именно – что он смертен.  В нашем будущем нет никакой определённости. Мы проводим  жизнь в тревоге … .

     Компенсируя подрывное воздействие осознания смерти, природа должна была модифицировать когнитивную деятельность человека таким образом, чтобы мы выжили, несмотря на уникальную способность осознать смерть.

       Возможно, поначалу удавалось выжить только тем индивидам, которые ввиду строения мозга каким-то образом сопротивлялись деструктивной тревоге, возникающей вместе с самосознанием и  осознанием смерти. … в какой-то момент … природа выбрала те линии наследования, для которых была характерна врождённая предрасположенность к вере в иную реальность …»

      Из выше сказанного автором получаем, что человек генетически запрограммирован на веру в иную реальность. Почему же тогда существуют атеисты? Автор отвечает на этот вопрос:

    «Человек может родиться не только без способностей к математике или музыки, но и с дефицитом духовных и религиозных способностей. Во многих случаях атеистами становятся те, кто наделён духовностью, но вырос в нерелигиозной семье или в недуховном окружении, в результате  чего их внутренние склонности атрофировались и заменились светским мировоззрением.»
 
   По словам автора, все генетические изменения, в человеке происходят благодаря воздействию природы на него. Почему бы природе не сделать человека  бессмертным, а не вводить ген духовности, тогда исчезнет понятие смерти и человеку незачем будет тревожиться. Если духовность человека была генетически запрограммирована то, чтобы она исчезла нужно убрать этот ген или заблокировать его.  Но зачем это нужно природе? Сначала ввести ген духовности, а потом его изъять. Как же будут жить эти люди? Они же будут испытывать тревогу от сознания своей смерти. Имеем противоречие.   

    Запрограммированы ли генетически вообще способности человека. Если  это так то, почему бы природе генетически не создать человека, который рождался со всеми знаниями своих  предков, всё умел делать, что умели его предки? Ему оставалось не учить эти знания, а только разрабатывать новые.

    Автор утверждает, что внешняя среда, в которой живёт человек, влияет на его духовность, меняет его мировоззрение и делает из него атеиста. С влиянием внешней среды я согласна, но только не для людей, у которых духовность генетически обусловлена. У человека есть генетически обусловленные функции его физического тела, такие как дыхание, питание и другие. Они не прекращают своего действия, при изменении внешних условий, если эти изменения происходят в определённом  диапазоне, иначе человек умрёт.  Человек всё равно дышит, ест и так далее. Теория Дарвина, которую пытается использовать автор, относиться к физическому телу человека. Автор же использует её к невидимым составляющим человека, его мыслям и чувствам.   

Читаем дальше:

    «Религиозный инстинкт держит человека в своих деструктивных тисках. Наиболее серьёзную угрозу представляет скорее избыток религиозного импульса. … некоторые аспекты заложенной в нас «программы» уже не соответствуют новым условиям нашего существования.

…я предлагаю заменить религиозные идеологии разных стран одной согласованной парадигмой, единственной мировой религией, в основе которой лежит братство. Идея подавления наших саморазрушительных импульсов выглядит особенно уместным сегодня в мире, где оружие массового уничтожения становиться все более доступным.

   Если мы  на самом деле биологические бомбы  с часовым механизмом, разве мы не должны стремиться обезвредить самих себя»

    Идея заменить все религии одной мировой религией, в основе которой лежит братство, выглядит замечательной, но вот один из основных способов этого достичь весьма негуманный. Автор предлагает:

   «Поскольку этот импульс (духовности) носит опасный характер, напрашивается вопрос: стоит ли нам воспользоваться в будущем достижениями генетики, чтобы искоренить гены, отвечающие за подобное поведение, которое способствует расколу? Надо ли стремиться раз и навсегда устранить религиозность из сознания человека? Ввиду опасности генетического манипулирования я не одобряю столь радикальные меры. И в тоже время я не раз слышал о возможности хирургического удаления «Божьей» части мозга как процедуры, причудливо названной «богоэктомией».»
   
   Допустим, автор прав, и существует ген духовности у человека. Тогда наличие разных религий можно объяснить генетическим разнообразием гена духовности. Что же будет с человеком, если его убрать, не превратиться ли  он  опять в животное.  Ведь автор утверждает, что этот ген возник, когда человек стал понимать, что он смертен, а это как раз и отличает человека от обезьяны.