Гражданская война в Камбодже - История почти Всего

Рем Ворд
Гражданская война в Камбодже. В 1967 году в Камбодже, в противостоянии властям, впервые проявили себя «красные кхмеры», считавшие себя коммунистической партией. Американские В-52, сбросившие здесь 2, 75 млн. тонн бомб, авторитарное правление президента, премьера и министра обороны Лол Нола подготовили почву хаоса для прорастания в нем самых чудовищных семян тоталитаризма. 17 апреля 1975 года «красные кхмеры» захватывают столицу Камбоджи, Пномпень. Жители 3-х миллионного города встречают «красных кхмеров» как освободителей, но, в течение 72 часов, почти все выселяются из столицы. Существование городов, по мнению «кхмеров» – неисправимых обителей порока, «создает неравенство между жителями», коммунизм же следует построить в течение нескольких дней. Прекращается подача воды и электричества. Детей отделяет от родителей полпотовская «ювенальная юстиция» (пытающихся протестовать расстреливают). Оказавшиеся под открытым небом люди пьют воду из прудов и сточных канав. Ангки (красные кхмеры) в традиционной черной форме проверяют дома, квартиры, стреляют в каждого, кого там находят.
 Через неделю Пномпень становится городом-призраком, пристанищем собак-людоедов, за исключением того квартала, где располагаются сами вожди кхмеров. Западные репортеры, облетая столицу на военном вертолете, издают вопли ужаса.
Одновременно (в самый жаркий сезон года) совершается пеший переход сельского населения из западной части страны в восточную часть, и наоборот.
Формально главой правительства считается теперь принц Нородом Сианук, однако он содержится кхмерами под домашним арестом, и никакого влияния на ход событий не имеет. Полновластным премьер-министром переименованной в «Демократическую Кампучию» Камбоджи становится печально известный Пол Пот (он же Брат № 1). Настоящее имя Салот Сар, Пол Пот – сокращение от французского «politique potentielle», «политика возможного» либо "могучий вождь" (игра слов). Некогда Салот Сар учился во Франции, изучал радиоэлектронику, вступил во французскую коммунистическую партию (ФКП), бросил учебу и вернулся на родину. Далее, на основании членства в ФКП, он вступает в Компартию Индокитая, преподает в университете, работает в отделе пропаганды Народно-революционной партии Камбоджи, вырастает до Генерального секретаря Коммунистической партии Кампучии. Устанавливает тесные связи с КПК и перестраивает всю деятельность партии на маоисткий лад.
 Лозунг его «красных кхмеров» –  прекратить политику разорения крестьянства, покончить с коррупцией, избавить страну от иностранной зависимости, навести порядок во всем, для чего необходим жесткий политический режим. Население  поделено на три категории: 1. «Основной народ» – привилегированные жители областей, не затронутых ничьим иностранным влиянием, беднейшие крестьяне. 2. «Новый народ» – жители городов и сел, долгое время проживавшие на оккупированных американцами территориях; они должны были быть перевоспитаны. 3. Интеллигенция, духовенство, монахи, все прежние государственные чиновники и военные. Они подлежат «чистке», фактически – физическому истреблению.
Вся страна, как язвами, покрывается коммунами с 16-18-часовым рабочим днем, в них, вместе с крестьянами, даже по ночам трудятся выселенные из своих домов горожане. Дети обобществлены, в лагерях из них готовят опору для нового режима. Четырнадцатилетним подросткам выдают оружие, предоставляют всю власть на местах; они патрулируют улицы и надзирают над работой на плантациях. Отменены системы образования, медицины, культуры, закрыты все школы, больницы и библиотеки. Упразднены деньги (Центральный банк взорван еще во время «освобождения» Пномпеня). Уничтожена вся бытовая техника. В приказном порядке (этим заведует староста коммуны, т.н. амафибал)  назначаются мужья и жены. Смертная казнь грозит за сорванный с дерева плод, подобранный после сборки урожая рис, рождение ребенка без дозволения, ностальгию о прежних временах, даже ношение, кажущихся такими подозрительными, очков. Вне суда уничтожаются этнические вьетнамцы, китайцы, другие малые народности. Ликвидируются почти все буддийские монахи – около 80 000, все христиане – 60 000. Из 44 000 мусульман в живых остаются 4 человека. Способы казней и пыток, применяемых «красными кхмерами» можно узнать самостоятельно, необходимости приводить их здесь нет.
Дипломатические контакты Демократическая Кампучия поддерживает с Китаем, Албанией, Северной Кореей, частично – с Румынией и Францией. Попытки КГБ создать здесь свою агентурную сеть, проваливаются.
Периодически полпотовцы вторгаются и на территорию Вьетнама, что поначалу воспринимается руководством этой страны как действия никак не контролируемых центром боевых групп. Смысл провокаций, если он был вообще, можно найти в том, чтобы обвинить во всех внутренних проблемах другое государство. Впрочем, в своих речах по радио, Пол Пот заявляет еще, что надеется, «при своей жизни захватить Сайгон». Терпение Вьетнама лопается; в декабре 1978 года его, натренировавшиеся на на американцах и колонизаторах-французах войска, занимают Камбоджу; провозглашается создание Народной Республики Кампучия. Мао к этому времени умирает, на помощь Китая Пол Пот рассчитывать уже не может. Новое коалиционное правительство пользуется популярностью в народе и авторитетом за рубежом, однако, даже после вскрытия всех преступлений режима, не арестовывает Пол Пота и ведет борьбу с ним, скрывающимся в малонаселенных районах Кампучии, Таиланда, и Китая, скорее политическими, чем военными методами. Гидра пожирает себя сама: каждое новое поколение революционеров сминает прежнюю формацию палачей. Лишь в 1997 году, когда бывший диктатор напомнил о себе расправой над бывшим соратником и его семьей; окончательно потерял авторитет в своем окружении, его находят и помещают под домашний арест. Умирает Салот Сар в 1998 году, от сердечной недостаточности, или, по другим источникам, в результате отравления, теперь точно не узнать; тело кремировано на костре из автомобильных покрышек.
Оставшихся главарей «красных кхмеров» арестовывают лишь в 2007 г. В 1989 г., после периода правления ООН и вывода вьетнамских войск, Кампучия вновь именуется Камбоджей.
Официально новым правительством признано уничтожение 2,7 миллионов человек, из общего количества жителей 8 миллионов (в том числе и от голода), кроме того, 0,7 млн. человек пропали без вести. Во всех регионах страны, возле крупных городов и сел простираются необъятные «Поля смерти», свидетельствующие против желающих занизить эти цифры. Вообще же, по негласному общественному договору, о прошлом здесь стараются не вспоминать.
США видели в Кампучии Пол Пота угрозу просоветски настроенному Вьетнаму, своему недавнему обидчику, потому всерьез заниматься «правами человека» в этом регионе не собирались. СССР также абстрагировался от ситуации, его руководство, хотя бы в этот раз не намеревалось иметь никаких дел с людьми, столь явно дискредитирующими идею социализма. Но и вводить немедленно войска для свержения режима, именующего себя все же, «коммунистическим», шуметь на весь мир очередным скандалом в стане «красных», не желало. Кроме того, в стране не было нефти и других полезных ископаемых, представляющих какой-то интерес для супердержав.
В настоящее время некоторые камбоджийцы ностальгируют по прежним временам, говорят, что, вот «тогда был порядок», пытаются отыскать смысл в совершавшихся тогда событиях, и считают Пол Пота выдающейся личностью. Собственно, сам диктатор не подписал ни одного распоряжения о массовых казнях, но, в неформальной беседе говорил так: «…вина лежит на мне, но, товарищ, покажи мне хотя бы один документ, доказывающий, что лично я ответственен за эти смерти».
Мы можем предположить, что, если бы не внешние причины, в Советском Союзе, после небольшой передышки с 1937 года, вполне мог осуществиться подобный сценарий уже в 1942 году; к счастью, этого мы никогда не узнаем точно. Если дать футурологический прогноз, тема переселения, уничтожения и «перевоспитания» людей еще не исчерпана. Человечество набирает силы и средства для реализации подобных сценариев, уже под другими лозунгами и знаменами. Мне лично это не нравится, я лишь говорю, как будет. Переселение охватит планету, с Севера на Юг, с Востока на Запад, из апартаментов в хижины, и обратно. Смешаются Хаос и Смысл. Нам нужно быть готовым к этому, чтобы оказать новому Мировому Порядку хотя бы символическое сопротивление, «в зачет» при взвешивании души.
Полный объем с иллюстрациями - Литрес История почти Всего