Поле чудес

Галина Радионова
               
               
    
            Ездить по бывшему Союзу мне пришлось много.  Я любила поезда.
Уже на перроне ощущаешь специфический запах вокзала, а когда входишь в вагон, то во всех углах  и  на каждом месте  по окружающему тебя аромату даже с закрытыми глазами можно определить место, где находишься.
  Запах густого мазута и дыма, тянущегося от тепловоза, проникает в каждую клеточку твоего существа и словно дресс - код  дороги  указывает на местонахождение.
     После усталости  в преддорожной суете с  удовольствием расстилаешь  сухое чистое бельё с печатью ЖД и растягиваешься на полке, понимая, что сейчас, кроме себя самой, ты  никому здесь не нужна.
Но иногда, если это ещё не вечер, или, если на всю катушку включено радио, а настроение располагает к беседе, сначала присматриваешься к соседям по купе, видишь  приветливый взгляд, и вскоре завязывается беседа…
      В тот раз мне предстояла  случайная и необычная поездка…
Я была в Санкт-Петербурге в гостях у сестры, когда у неё в квартире раздался телефонный звонок, и она позвала меня к телефону.
С большим волнением и прерывая речь,  супруг сообщил:
–Тебе телеграмма с «Поля чудес», тебя приглашают на игру. Возвращайся!
Я оторопела, какое-то мгновение не понимая, о чём речь.
– Как это возвращайся!? Я же только три дня здесь.
– Но в телеграмме написано, чтоб ты в течение двух дней позвонила редактору.
–А что, я отсюда позвонить не могу? Продиктуй номер. Там  указан? И потом, зачем это я поеду,– говорила я, с  трудом вспоминая, по какой такой причине меня могут приглашать на игру.
– Ты им писала?
– Да. Это когда Якубович  перед  Новым годом попросил написать  новогодние пожелания, и что эти желания будут исполнены. Так я написала своё желание, а не просьбу участия в игре.
– Ну и что!?– стал возмущаться муж, -–Раз приглашают, надо ехать. Это же один раз в жизни может быть. И что ты теряешь?.. На билеты я денег дам. В Москве у тебя родные есть, проведаешь… Да  ещё и подарок от Якубовича привезёшь!
    Я позвонила редактору.
– Да,– подтвердил он,– мы приглашаем Вас. Вы должны прибыть за день до съёмок.  Поедите сразу в гостиницу ВДНХ, проживание на время съёмок нами оплачивается.
   Сестра была в восторге:
– Как хорошо! Это же здорово! Посмотришь,  что да как… Нам расскажешь.
     Через неделю я была уже дома и стала собираться в Москву. Зная традиции игры, стала с усилием думать, что привезти на игру  в подарок. Позвонила на два  предприятия города, которые могли бы быть заинтересованы в рекламе их  изделий  на игре. Но получила отказ. Позвонила в отдел культуры горисполкома, полагая, что  на передачу можно послать рекламу о городе  и пригласить к нам  россиян . Здесь тоже  ждал меня отказ.
«Итак, –  думала я, – решай, девушка,  сама эту задачу» И вспомнив, что лучший подарок тот, который  сделан своими руками, решила подготовить диск со своими песнями.
Пошла в студию звукозаписи и записала на диск несколько песен. Зная,  что качество исполнения и записи вполне достойное, я с лёгким сердцем положила диск в сумку и порадовалась, что подарок не очень дорого мне обошёлся, а вес его  тянет не много.
      В назначенное  время я была   перед  проходной Останкинского телецентра. Пришла пораньше:  боялась не найти  нужного подъезда. Охранник  на пункте пропуска объяснил, что таких приглашенных, как я, будет много,  и надо,  чтоб все собрались, а потом выйдет встречающий и отведёт нас в нужную студию.
      Только  через час пришёл молодой мужчина, всем своим видом показывающий  значимость своей работы , сделал перекличку по общему пропуску и  строго предупредил, чтоб все шли за ним нога в ногу и не отставали, а иначе просто отлучат от съёмок.
      После знакомства со студией и правилами поведения на съёмках всех прибывших повели к редакторам для заполнения  анкет с необходимыми  данными  об участниках игры.
      Анкета была с вопросами, удивившими меня не только количеством, но и конкретностью о жизни и занятиях участников: что, кто, где, как, где любите отдыхать и с кем… Я задала редактору вопрос, кому и для чего это надо, ведь только заполнение такой анкеты занимает не менее получаса. И получила ответ:
- Леонид Аркадьевич перед  каждой игрой знакомится с  ними, узнаёт,  с кем и как будет встречаться на игре, как с вами вести игру.
     «Ничего себе! Ведь здесь участников сразу на три съёмки, значит 27 анкет. И он это всё читает!? Цирк!» – подумала я и постаралась как можно интереснее и точнее отвечать на вопросы.
       Далее надо было каждому участнику подойти к редактору, закреплённому за каждой съёмкой. Две игры были назначены  уже через  день и приходились на четверг, третьей  игры – через день после первой. Сообщили состав участников на каждую игру.  Я попала в третью, а это значило, что у меня есть три свободных дня.   
           Думала, что теперь участников уже отпустят, ведь с момента моего приезда в телецентр прошло  более трёх часов, а  хотелось быстрее поехать к родственникам.  Но и теперь было ещё не всё. Каждого из нас приглашали по очереди для личной беседы редакторы, инструктировали  о поведении на съёмке.
     Именно  этот момент я сочла подходящим для того, чтоб задать  вопрос, который не оставлял меня всё это время.
 – Скажите, пожалуйста, а те пожелания, о которых мы писали в своих письмах к Новому году, Вы исполняете? Выходит так, что раз меня пригласили сюда, значит, моё письмо не осталось без внимания,– обратилась я к девушке, оказавшейся редактором  игры, в которой должна участвовать я.
– А что Вы писали?– поинтересовалась представившаяся  Олей девушка, – Писем  много приходит, и к кому попало  Ваше, я не знаю.
– Я не просила приглашать меня на игру. Но я просила Вашего Деда Мороза поздравить с Новым годом одинокую старенькую участницу войны, ветерана – орденоносца, которая живёт недалеко от Останкино, всего в пяти трамвайных остановках…Она очень любит смотреть вашу игру.
– Так продиктуйте мне её адрес и телефон, мы пригласим её на игру на день Победы. А мне скажите, что ещё Вы писали в письме, за что такое неординарное  Вас могли пригласить.
– Так ещё я поздравила Вашу редакцию с наступающим Новым годом и, в качестве новогоднего подарка, отправила свою музыкальную композицию.
– Аааа?.. Там Ваша песня?.. – и, получив от меня утвердительный кивок головой, продолжила,– Так это и есть причина для приглашения. Значит, Вам надо будет на съёмках петь.
Это было для меня неожиданностью. Не давая мне что-нибудь сообразить по такому повороту событий, Оля спросила:
–  А что Вы привезли на подарок ?
– Я привезла диск с записью своих песен.
 – И всё? – на её лице возникло разочарование.
– Так ведь самый хороший подарок тот, что сделан своими руками, – улыбнулась я,– А здесь и тексты мои, и мелодии, и пою сама.
 –Нет, это не годится. Давайте, придумаем что-нибудь интересней.
– Извините, на такой поворот я не готова. Во-первых, я не знаю, что купить. Да и это будет неинтересно… А потом… Я  лишними средствами не располагаю.
– Так… Вы приехали из Беларуси. Значит, надо придумать что-нибудь народное, –  она на мгновенье задумалась  и тут же предложила:
–  А что, если ведро с картошкой?
Я удивилась:
– Что же скажут мои домашние и знакомые, если увидят, как  я картошку Якубовичу дарю. Скажут, что она –  дура,  из Беларуси картошку  в Москву везла?
– Тогда мы добавим ещё драники. Да, испечём тут же в буфете и горячими на сковороде… купим новую… Вам их вынесут. Вы сумеете обыграть такой подарок?
– Я-то, может, и сумею. А вот как Якубович это воспримет? Это что-то не то…
 – Вы же белорусы – бульбаши! Я сейчас всё запишу. Вы придёте на съёмку,  Вам всё подготовят и передадут…
     В день съёмок   за час до начала  игры участников проводили  в костюмерную. Меня  сразу подозвали к себе девушки, как я поняла,  хозяйки в этой комнате,  ещё продолжающие при моём появлении  активно и с интересом обсуждать что-то своё. Посмотрели  в пропуске на  фамилию,  засуетились и  начали кому-то звонить:
– Она пришла. Давай-ка подойди к стойке буфета, там тебе драники нагрузят. И неси мешок с картошкой!
–Как мешок, – вступила я в разговор,– говорили  же  о ведре…
 – Да не беспокойтесь,  с  этим мы разберёмся.  Вы спокойно идите на игру.
  Смотрю в список участников. Третья игра:  я – в третьей тройке, третий игрок. Не здорово!
              Видимо, от съёмок  игры двух предыдущих троек Леонид Аркадьевич уже устал. Перед началом игры он зашёл в костюмерную, был явно раздражен:
– Говорите, что хотите. Мы сами разберёмся, что вырезать, что оставить. Улыбайтесь! Ведь на вас смотрит полтора миллиона зрителей. Запомните, что никаких реклам! Приветы можете посылать, хоть на луну. Ни о чём не думайте. Называйте буквы, больше от вас ничего не требуется.
           Теперь я порадовалась, что  ничего не получила для рекламы наших предприятий. Нельзя!
           Шла съёмка. Уже отыграли  по первому кругу  передо мной два участника.  Мужчина, играющий до меня, сообщил, что в прошлом году   здесь участвовала в игре  его супруга. Якубович спросил:
  – С чем она домой вернулась?
 – Да с машиной,– сообщил гордо игрок.
–А теперь Вы тоже хотите выиграть машину? –  не то с недоумением, не то с неудовольствием, но с явной иронией отреагировал Якубович.
–Ну да!– гордо подтвердил участник,– А теперь подарки в студию! –  тут же скомандовал он,– Я ж дядька с Украйны… так Вам, Леонид Аркадьевич, добрая горилка. Да сало  домашнее…
–  Оооо…– протянул с улыбкой Якубович, увидев, как  добрые молодцы – его помощники на подносе внесли в студию трехлитровый «пузырь» горячительного напитка, да большущий кусок, завёрнутый в отбеленную салфетку, сала,–Ну это настоящий подарок! И давайте, называйте букву!–  быстро предложил он.
   Подбодренный улыбкой Леонида Аркадьевича  «дядька с Украйны» стал смелым:
– А можно слово скажу?
– Валяйте! – улыбнулся Якубович, и, услышав ответ, удовлетворённо констатировал:
– Мимо! Спасибо за игру! До свидания! Привет супруге!
   Моя очередь. Знакомство.
– Подарки в студию!– задорно командую я и наблюдаю, как  в студию  вносится   поднос со  сковородкой, где   идёт парок от горячих  драников,   а следом  ведро с картошкой.
– А это что? – с большим удивлением спрашивает Якубович.
– Так как я здесь представляю Беларусь,– парирую уверенно я,– то решила угостить Вас самым любимым блюдом наших жителей. И  это – драники, испеченные специально для Вас, и  чтобы Вы  семью свою угостили,– улыбнулась,–  горяченьктие…можно прямо на сковородочке завернуть и так  до дома доставить. Ещё картошка – самый любимый продукт белорусов. Недаром нас называют «бульбашами»:  в какой дом не войдёте, то всегда Вас угостят картошечкой: жареной, пареной, мятой, печёной . Картошка- наш второй хлеб!
 – И это Вы везли с собой? – удивлённо поднял брови Якубович, взглянув на меня.
   Всё! Здесь уже я поняла, что никто и ни о чём не предупреждал Якубовича, и он не знает  об этом «подарке», а я оказалась подставленной  редактором  в очень неудобную для меня ситуацию. Ничего не оставалось сделать, как,  соврав,  ответить утвердительно:
– Да! Конечно. Ведь это картошка, которую я сама вырастила и сорт очень вкусный. Хочу, чтоб Вы попробовали…
То, что я услышала в ответ, было для меня совершенно неожиданным:
– Но этот  бренд – реклама Белоруссии! – выдохнул Якубович. Зрители в студии засмеялись.
Картошку и драники пронесли мимо стола с подарками и сразу вынесли из студии.
    Моя игра не задалась. Мне уже не хотелось ни думать, ни отгадывать. Про свой диск, положенный перед игрой  на стол, я вообще забыла.
    После окончания игры  кто-то из участников   и зрителей  бросились фотографироваться с Якубовичем, кто-то  поспешил  к  большущему столу, стоящему  возле студии  и принимавшему  на себя все гостинцы и напитки, переданные  участниками игры в качестве подарков.
        Я же сразу пошла в костюмерную. Сковородка с драниками и ведро с картошкой уже стояли перед  столом распорядителей  игры.
И тут я услышала:
– А что так драников  мало?
Решив, что это укор в мою сторону, я  взорвалась:
– Если вы думаете, что я их ела, то я их даже не нюхала!
– Да ладно,– как то смешалась одна из девушек, и тут же обратилась к соседке,- Ты будешь картошку брать? Бери, а то и Олег, и Слава просили…
      Я вспомнила про диск, вернулась в студию и забрала его. А вокруг ещё галдели, шумели, фотографировались с Якубовичем игроки и зрители, угощались конфетами и фруктами.
     В сердцах подумала: «А меня могли бы драниками угостить, хоть бы знать, как здесь их готовят. Но на вид они какие-то не такие… Да наши вкуснее… Ясное дело!»
     Через день я возвращалась  домой.  Поезд уходил из Москвы  вечером, а потому, застелив постель и устроившись удобно на полке, пыталась уснуть.
 Эта дорога, как и игра, не стала мне в удовольствие.
Все дни, проведенные в Москве, были заполнены  разными заботами, встречами, поездками, и, мне некогда было разобраться в причине  разочарования от  участия в «Поле чудес». Теперь   же мне было предоставлено время для размышлений.
      Я никого не осуждала. Надо было самой подготовиться лучше. Но была обида – обида за  картошку. Кормилица наша, бренд  Беларуси, сколько раз спасала народы от голода… Что угодно, но такого  приёма «королевы» нашего стола я не ожидала!
      Уснуть не могла, в голове один за другим возникали события, связанные с картошкой.
Вспомнились рассказы о  военной поре, которые не раз слышала в детстве от взрослых.
Родители мои  с тремя детьми  и старенькой бабушкой были эвакуированы осенью 1941 года вместе с оборонным предприятием из Подмосковья в Челябинск. Собирались уехать на два-три месяца. А потому взяли с собой  лишь  пару чемоданов с самым необходимым. Дорога была тяжёлой, долгой то из-за бомбёжек, то из-за загруженности дороги составами, направляющимися на фронт. Приехали на Урал в конце октября, когда снег там уже выпал. Поместили семью в комнатке шлакоблочного барака, покрытого вместо крыши брезентом. В комнатке три семьи, отгородившиеся одна от другой ткаными шторками. Ни одежды, ни еды, ни посуды… Ничего!
 А недалеко богатое казацкое село,  до которого война докатилась только призывом мужиков в армию. И начали женщины из наскоро сколоченного посёлка ходить в село менять свои вещи на еду.
    Была у мамы большая  красивая шерстяная турецкая шаль, в которую заворачивала  мою, тогда совсем ещё маленькую сестрёнку. Разрезала мама её  на четыре части и ходила менять по одной части  на картошку. Ели картошку варенную, как правило, в мундире. Берегли каждую крошечку. Ближе к весне, когда дома чистили клубни,  очистки складывали в коробку и ставили её открытую в тёплое светлое местечко. Мама, выросшая сиротой в нищете в деревне, пережившая голодные  тридцатые годы, умела ценить еду и  искала выход из сложившейся ситуации. И теперь она радовалась каждому росточку, пробивающемуся из очисток. Подсказывала и другим женщинам, чтоб готовили очистки к посадке.
     Все взрослые, работающие  на предприятии, были  на военном положении. Заниматься огородами времени не было, но упросили руководство завода распахать  кусок земли, чтоб  у каждого желающего была возможность посадить овощи.  Выделили  нашей семье  две сотки ранее не обрабатываемой земли. Дети, кто постарше, ходили очищать землю от дёрна и складывали его в нарытые по полю канавки. Вокруг поля рос кустарник. Стали жечь ветки, чтоб удобрить землю золой. И вот  уложенный в канавки дёрн, который позже перепревал и создавал тепло на земле сурового Урала, посыпали  золой, а наверх аккуратно  и как можно чаще укладывали проросшие очистки, присыпая их небольшим количеством земли, и ждали первых ростков.
 А потом раздобыли женщины  в селе немного семян репы и посеяли её  между  картофельных рядков.
Погода благоволила. Особенно ухаживать за посадкой не пришлось. Сколько же было радости, когда выкапывая выросшие клубни, увидели настоящий дар земли?! И сколько семей в следующую зиму спасла эта картошка! Да и репа порадовала. Так и назвали тогда этот участок земли - Поле чудес…
        После окончания  съёмок я подошла к редактору – распорядителю съёмок, спросила,  не знает ли он, был ли предупреждён  Якубович о  сценарии или нет.
– Скорее всего – нет. До того ли ему…
–А что же, как Вы думаете,  почему он так отверг подарок?
– Он же предупредил вас, чтоб никакой рекламы, а Вы своей картошкой Белорусский  бренд прорекламировали.
–Но я же сказала, что сама вырастила.
– Ну и что, всё равно из Беларуси…
 Я улыбнулась: 
– Может, если картошка из Беларуси, так её и покупать не надо, чтоб бренд не поддерживать?
Он неуверенно протянул:
– Да нет…
          Через две недели после моего возвращения из Москвы, как всегда в пятницу, дома всей семьёй  смотрели запись игры. Редакторы постарались. Всё, что не должно было попасть на экран, в том числе и история с моим  «подарком», было вырезано.
        Я принимала поздравления от своих знакомых.
      –Ну и что… не выиграла! Зато на игре побыла, да домой  подарок с игры привезла,– успокаивали меня домашние. 
  Но вот  радости от того участия  в съёмках передачи  я так и не почувствовала.


Через 8 лет после программы:
   
Сообщение 29.12.2018г
-
 Александр Лукашенко подарил при встрече Владимиру Путину по его просьбе несколько мешков картошки. Об этом рассказала пресс-секретарь белорусского президента Наталья Эйсмонт в эфире телеканала «Беларусь 1»

29 ДЕКАБРЬ 2018 22:37
Эйсмонт рассказала, что картофель «был по спецзаказу». По ее словам, когда-то, «наверное, в полушутку», Лукашенко спросил у Путина, «что бы еще ему хотелось получить от президента Беларуси, от нашей всей страны». На это, как указывает Эйсмонт, президент России ответил: «Ну что еще можно попросить из Беларуси? Картошку и сало». «Ну, за нами не заржавеет. Мы привезли четыре мешка этого картофеля», — подытожила пресс-секретарь Лукашенко.
Эйсмонт также рассказала,что Путину подарили не один сорт картофеля, а четыре: для жарки, для драников, для пюре и для запекания и отваривания.