3017-й, финал

Константин Жибуртович
Просто, я больше ни с чем не связана, я - ничья. Какое место ни возьми, я либо прилетаю, либо улетаю оттуда. Или пролетаю над ним. Только люди, которые мне нравятся, которых я люблю. Вот они - моя последняя родина... 

- Джон Фауллз, "Волхв"



***



XXIII


Такого... шока? потрясения? - как в это февральское утро, он не испытывал никогда. Не всякий человек способен пережить подобное возвращение без сердечного приступа, а то и сумасшествия, с невозможностью вернуться к полноценной жизни - хотя бы, впоследствии.

Он вновь очутился близ торгового центра промозгло-ветреным февральским утром - в любимых джинсах, невзрачных ботинках и лёгкой курточке. Нащупал в кармане пачку сигарет и потрясённо закурил, мучительно осмысливая реальность. Никакого бомжа нигде поблизости уже, конечно, не оказалось...

Докурив, понял: идти на работу - это всё равно, что добровольно перемещаться из среднего круга ада в самый низший. Набрал номер начальника и жёстко отчеканил:

- Я не приду. Физически не смогу. По семейным обстоятельствам. И у меня справка с возможностью двух отгулов...

Босс буквально зарычал в трубку - об ответственности, новых поставках товара и недоделанных (кстати, не им) - документах. - Господи - подумал он - то, что сойдёт с рук умеренному пьянице, отпрашивающемуся с дрожащими руками за 5 минут до начала рабочего дня, мне не простят никогда. Того ещё и пожалеют, напоят чаем и отправят домой отсыпаться. На меня, никогда не опаздывающего, будут орать благим матом...

Ему надоело слушать вопли начальника, и он резко оборвал все наезды напополам с восклицаниями:

- Серёжа... Пошёл ты на...... Вот тебе мой простой и русский ответ.

- Ты уволен!!!

- Давно пора - радостно откликнулся он - завтра зайду за документами...



***


Полчаса спустя, двигаясь в каком-то ватном пространстве, он доковылял до дома и нащупал в сумке ключи. - Слава Богу, я не встретил во дворе её маму... провалился бы с горя, и ещё больше - от стыда - подумал он. Потом открыл дверь и его насквозь пронзила единственная мысль: всё... Это не его дом, здесь он - уже не дома. Совсем...
Ни сил, ни мыслей - не было. Он (прямо в одежде) рухнул на диван. Через несколько минут провалился в спасительное небытие... 

В 6 часов вечера проснулся, словно в похмелье и, ожидая супругу, на автомате приготовил нехитрый ужин. Потом зашёл в душ и долго стоял под струйками теплой воды - ни жив, ни мёртв. Голова отключилась начисто: он стал похож на робота третьего тысячелетия. Лишь к её возвращению (как ему показалось) - относительно, но - пришёл в себя.

Она словно предчувствовала неладное. Вошла и не раздеваясь двинулась на кухню, окинув его внимательным взглядом с ног до головы. Он слабо улыбнулся.

- Ужин готов. Если хочешь, схожу и куплю тебе...

- Где ты был?! Её слова падали, как камни во время горного обвала.

- Да, я не был на работе. Приболел и отпросился сегодня...

- Где ты был?!

- Если я скажу тебе сейчас в с ю правду, ты сочтёшь меня сумасшедшим.

- Не увиливай от ответа, или этот разговор станет последним! Господи, я не могу ничего понять... Но это - не ты!

Он тоскливо посмотрел на девятый этаж соседнего дома и как-то обречённо произнёс:

- Где? У неё - показав рукой. - Там, где очень высоко. И далеко...

Она взглянула на него с презрением и болью одновременно:

- От тебя невозможно услышать правду! Ты ничего никогда не скажешь толком на эту тему, но мне и не нужно! Ты меня предал! У тебя на лице всё написано!

Он осознал неизбежность конца и, кажется, впервые с момента возвращения по-настоящему очнулся от ватного оцепенения. Поднял на неё жёсткий и полный внутреннего достоинства - взгляд.

- Да, я изменил. И не один раз. Совершенно сознательно, а не в порыве "самцовой слабости". Мало того... В нашей ситуации это было абсолютно неизбежно. Вопрос времени. Потому что подлинная измена случилась гораздо раньше. И не только с моей стороны. А ты... (его взгляд стал ещё жёстче).

- Ты всегда требовала бесконечного снисхождения к "женским слабостям", а сама никогда не умела прощать по-настоящему - даже, когда я сам искренне просил об этом. Никогда. И не спускала мне ни единой помарки, тем более - ошибки. Ни в чём! Тебя пожрёт твоя же неумная гордыня. И я не в силах тебе помочь. Да и не хочу - уже. Вот тебе моя глобальная правда - бросил он ей прямо в лицо.

- Я ухожу, и в этот раз - навсегда - изрекла она с абсолютным презрением. После чего предсказуемо-оглушительно хлопнула дверью. Он даже не повернул голову в её сторону...



***


Два дня спустя, благополучно уволившись с работы и подав документы на развод, он устало рухнул на кровать, абсолютно не думая о своём будущем и проклиная личное донкихотство с эпопеей о возвращении. Мечтал и просил лишь об одном: лечь и умереть - тихо и незаметно. Без всяких дурацких записок и бестолковых завещаний. Отключил сотовый, домофон и дверной звонок. Чтоб наверняка...

В общую с соседями дверь резко постучали. Он нехотя встал и пошёл открывать.

- Горгаз! Вы что, не знаете, что сегодня обязательная проверка плит! Объявление на подъезде висит уже неделю!

Он равнодушно помотал головой: нет, не видел, не читал.

- А почему соседей дома нет?

- Слушайте, ну откуда я знаю?! Заходите, проверяйте у меня...

15 минут спустя он захлопнул дверь и облегчённо рухнул на кровать.

"Жизнь безумно красива, когда начинаешь её замечать" - еле слышно читал он, словно молитву. По весне...

Но в дверь вновь постучали, причём, на сей раз, ещё громче и настойчивей, чем в первый.

- Убью - если снова Горгаз! - уже закричал он с каким-то надломленным отчаянием. - Господи, да оставьте вы все меня в покое!

Он раздражённо протопал в коридор, резко дёрнул дверь, а потом в изумлении присел прямо на пороге, словно боксёр, получивший нокдаун...

 

XXIV


В июне 2018 года тихая и размеренная жизнь греческого курорта Дассия была омрачена загадочным исчезновением пары из России. Поскольку владелец одной из элитных зон отдыха, мистер Тэд Даскалакис, был всерьёз обеспокоен репутацией райского местечка, требовалось провести качественное расследование в максимально сжатые сроки, дабы успокоить нынешних и потенциальных клиентов, что это не убийство и, тем более, не теракт. Хозяин не поскупился на вознаграждение, пригласив, пожалуй, лучшего сыщика Греции из Салоник - Никоса Салфидиса. Начальник местной полиции, Троянос Харистеу, являлся его ровесником (42-х лет) и был прекрасно знаком с ним со времён стажировки в Скотланд-Ярде, куда оба были отправлены в качестве лучших выпускников Полицейской Академии ещё в 1997 году. С тех пор Харистеу дослужился до относительно высокой должности с личным кабинетом, а Салфидис неизменно отказывался от всякого повышения, чтобы "не разжиреть" - его привлекала только активная работа детектива, на счету которого (в разные годы) значилось несколько громких раскрытых дел.

Они встретились на побережье Средиземного моря и обнялись, как старинные приятели.

- Дело, собственно, для тебя пустяковое - сказал Харистеу. - Никакой "шерлокхолмсовщины" не требуется. Собрать все факты воедино и доказать, что это - несчастный случай. Едва ли возможны какие-то сюрпризы - нужно просто успокоить хозяина и отдыхающих богатеев. Кстати, за хороший куш! - он хлопнул приятеля по плечу. - Я дам тебе двух расторопных помощников.

- Отлично - откликнулся Салфидис - через три дня я надеюсь уже вернуться в Салоники. Не люблю эту курортную жизнь с сытыми пузами отдыхающих. Дача, пиво, сигара, баскетбол по кабельному - совсем иное дело.

- Тогда не женись - никогда. Мигом лишишься всего перечисленного.

- Спасибо, Тро. Уже насмотрелся - на тебя.

Они рассмеялись.

- Ладно, я - приступаю прямо сейчас. Чего тянуть?



***


Трое суток спустя расследование было практически завершено. Салфидис сидел в кабинете Харистеу, спасаясь под кондиционером от невыносимой уже с раннего утра духоты.

- Ну что, общая картина ясна. Хотя... есть отдельные вопросы и нестыковки. Причём, не фактические - логические - начал детектив.

- Хорошо, Ник - давай по порядку. Чай с лимоном - будешь?

- Лучше холодного пивка, но сначала я всё изложу. Как ты знаешь, любое, самое внешне пустячное дело, я люблю копать основательно. Запросил по интернету данные об этих русских в базе МВД. Биографии, фотокарточки. Не безвозмездно (он усмехнулся). - Они ответили оперативно. Он - мужчина 44 лет, она - почти ровесница, на год младше. Кажется, учились в одной школе, но это не имеет прямого отношения к сути дела. В России оба развелись в один год - она в марте 2017, он чуть позднее - в мае. После чего жили совместно в гражданском браке.

- Профессии?

- Она всю жизнь проработала налоговым инспектором. У него занятий было много - усмехнулся детектив. - Последнее... как это именуется (он щёлкнул пальцами, вспоминая) - литератор. Сразу после развода ему крепко свезло. Написал футуристический роман про 3017 год, ну... это такая фантастическая беллетристика, тот хлам, которым ныне завалены все книжные. В предисловии особо поблагодарил некоего "благодетеля" - я думаю, это спонсор, давший деньги на печать и раскрутку сего опуса и пожелавший остаться безымянным. Роман разошёлся тиражом под сто тысяч экземпляров. Для почти неизвестного ранее автора это крупный успех. Потом издал сборник с другими произведениями. Написал обширную статью на тему "Почему в третьем тысячелетии исчезнут товарно-денежные отношения", которую разнесли в пух и прах все ведущие экономисты. Но рекламу себе сделал. В общем, имел с этого литераторства процент, позволявший ему не работать ежедневно. И, самое главное, - детектив сотворил эффектный жест рукой. - На него еще и наследство свалилось, из Америки.

- Сколько?

- C вычетом всех налогов - около пятисот тысяч долларов.

- Недурно.

- Дальше начинаются первые логические нестыковки. Почти половину этой суммы, 200 тысяч, перевёл бывшей жене.

- Бывшей?

- Именно! Чёрт их разберёт, этих русских (он развёл руками). - Всё не как у людей! Европейцы и американцы решают такие вопросы только в суде. Ни цента не переплатят! А этот - открыл ей счёт без всяких разбирательств. Ещё почти 50 тысяч раздал лучшим друзьям - безвозмездно, без всяких расписок и процентов. Явно не знает цену деньгам - насмешливо произнёс он.

- Я и смотрю. Прилетел просаживать доллары на дорогой курорт.

- А вот тут ты ошибся - поправил его Салфидис. - За три месяца до отъезда они запросили греческое посольство в Москве относительно возможности эмиграции, подкрепив свою просьбу желанием сделать долгосрочный вклад в греческом банке на сумму сто тысяч долларов переводом из банка в Нью-Джерси. Вскоре получили положительный ответ и распродали всю принадлежащую им недвижимость в России - две квартиры.

- Значит, не совсем дурак и транжира.

- Да. Вот тебе ещё одна логическая нестыковка. Прилетели в Дассию накануне таинственного исчезновения. Остановились в отеле и выспались часиков до 10 утра. Дальше (внешне) всё совсем просто. Последний день оба постоянно были вместе и на виду. Твои расторопные помощники собрали мне все факты, я лишь сидел и складывал их, как паззл.

- Давай подробнее про их последний день - во взгляде Харистеу впервые проснулся искренний интерес.

- Не вопрос. В 10:15 заказали утренний завтрак в номер.

- Алкоголь?

- Да-да, от этих русских можно всего ожидать. Но - нет, ничего подобного. Вот чек. Бутерброды с сыром и ветчиной, морской салат, два зелёных чая, бутыль минералки. Потом навестили филиал в Дассии нашего ЦентроБанка - по поводу скорого открытия своего вклада на сто тысяч долларов. Сразу оттуда отправились в агенство недвижимости. С Лео Загоракисом, сотрудником агенства, я вчера переговорил лично. Они интересовались недорогой недвижимостью. Приоритеты - нешумные соседи и близость к морю. Остановились на трёх вероятных вариантах. Через два дня после первого визита договорились встретиться вновь и посмотреть дома.

- В общем, ничего необычного.

- Как сказать... Не слишком похожи на русских. Улыбались, шутили. Это мы, южане, эмоциональны. А русские - ты же знаешь... даже после завершения удачной сделки всё равно ходят с каменными лицами. Но вся эта психология не имеет прямого отношения к расследованию. Продолжу... В 14:45, освободившись от всех дел, вернулись в отель и отобедали в номере. Снова - никакого алкоголя. Потом прогулялись на берег моря, искупались и три часа просидели на пляже.

- Три часа - задумчиво повторил Харистеу. - Выходили с кем-нибудь на контакт? Чем занимались?

- Нет. Судя по всему (а их видели разные отдыхающие) - ни с кем не общались. Сидели в обнимку, загорали и целовались.

- Романтика - съязвил начальник полиции. - Сколько там они в гражданском браке... около года? - не успела она ещё его запилить.

- Уже не успеет - сострил Салфидис. - Тебе, кстати, виднее - на каком году пилить начинают - усмехнулся он. - В 19:20 отужинали в кафе на берегу моря. Опять - никакого алкоголя. Два весёлых и счастливых идиота, не наблюдающие часов - судя по описанию официанта. Погода к тому времени уже испортилась. Ты же знаешь, как раз на субботу объявляли штормовое предупреждение. Не знать об этом они не могли. Тем более - не заметить стремительно пустеющий берег и начинающие бушевать морские волны.

- Что ещё?

- Четверо отдыхающих (с разных ракурсов) заметили, что при выходе из кафе к ним подошёл скудно одетый бродяга. Они подали милостыню, но он увязался за ними до берега моря. Сотрудник маяка показал, что они сидели и общались минут 7-10, не меньше.

- Вот это - странновато.

- Да, я тоже подумал. О чём там разговаривать с этим попрошайкой-оборванцем?

- Нашли его?

- Нет. Исчез. Это, вероятно, главный прокол моего расследования.

- Ничего страшного. Далеко не уйдёт, приметы у нас есть. Найдётся - рано или поздно.

- Хотелось бы надеяться. А вот дальше - всякая логика нервно отходит в сторонку, но факты - упрямы... К 21:00, когда ветер достигал порывов 30 метров в секунду, а волны превратились в эдакий девятый вал Айвазовского - оба, судя по всему, так и не покинули берег. Более того - детектив нервно усмехнулся - разделись и полезли купаться. Одежду - шорты, майка, платье - отыскали на следующее утро - без малейших следов насилия. В номере отеля лежали личные вещи и около 25 тысяч долларов наличными.

- Записка? Дневники?

- Нет, ничего подобного - мы всё перерыли. На кровати - книга Джона Фауллза "Волхв". С подчёркнутыми (уж не знаю - им, или ей) - отдельными цитатами. Это - интересно?

- Давай, раз уж начал - криво усмехнулся начальник полиции.

Детектив достал ноутбук.

- За пять секунд в человека не влюбишься, но предчувствие любви может заронить в душу и пятисекундная встреча...

- Я всегда считал (и не из одного только напускного цинизма), что уже через десять минут после знакомства мужчина и женщина понимают, хочется ли им переспать друг с другом...

- Потоки слов дрожали на моём языке, в моём сердце; и умирали невысказанными...

- Подчас любовь – это просто твоя способность любить, а не заслуга того, кого любишь...

- Я не хочу делать тебе больно, а чем больше я лезу к тебе, тем тебе больнее. И не хочу, чтобы ты делал мне больно, а чем больше ты меня отталкиваешь, тем больнее мне...

- Думаешь, я стал бы весь вечер дожидаться кого-нибудь, кроме тебя?
- Думаешь, я вернулась бы сегодня к кому-нибудь, кроме тебя?

И ещё:

Просто, я больше ни с чем не связана, я - ничья. Какое место ни возьми, я либо прилетаю, либо улетаю оттуда. Или пролетаю над ним. Только люди, которые мне нравятся, которых я люблю. Вот они - моя последняя родина... 

Это место в книге особо выделено тремя восклицательными знаками...

- Всё, хватит! - Харистеу как-то нервно допил чай. - Кто их разберёт - этих литераторов, влюблённых... Они все немножко того, откровенно говоря...

- Скорее, на своей волне, - уточнил Салфидис. - Итак, резюмирую... Факты прямо указывают на то, что мужчина и женщина средних лет, при деньгах, строящие планы на будущее в Греции, совсем не похожие на умалишённых, наркоманов и алкоголиков, влюблённые друг в друга, разделись и полезли купаться в пик шторма, после чего оба неизбежно утонули. А логика, конечно, - протестует.

- Плевать на логику - мгновенно откликнулся начальник полиции - помнишь, как нас учили ещё в Академии? Факты, доказательства, и ещё раз - факты. Вот что свято. И никаких "логических домыслов". Не мне тебе всё это объяснять.

- Ещё одна версия - самоубийство. Но мои опыт и нюх её начисто отвергают. И логически, учитывая весь контекст, она тоже не выдерживает никакой критики.

- Вот про самоубийство даже и не начинай - слегка повысил тон Харистеу. - У нас тут райское местечко, море, солнце и позитив. (Детектив кивнул).

Он дружески хлопнул его по плечу.

- Превосходная работа, Ник. Все детали и события того дня вместе с предысторией восстановлены поэтапно. Насильственная смерть, самоубийство и теракт полностью исключены. Уверен, хозяин курорта и мэр будут довольны. Репутации Дассии ничто не угрожает. Это для нас - главное. А вот теперь - давай, действительно, по холодному пивку. Уф! Ну и жарища!



***


К вечеру, накануне отлёта в Салоники, детектив Салфидис задумчиво стоял на берегу уже впавшего в штиль Средиземного моря - на том самом месте, где (предположительно) утонули в шторм беспечные влюблённые. Несмотря на внешне безупречное расследование, он нутром искушённого сыщика чуял подвох во всей сумме (тоже лишь - внешне) железных фактов. И подумал, что едва ли хоть немного приблизился к разгадке этой Тайны. Как ощущал и собственное профессиональное бессилие (о коем благоразумно не высказался вслух даже старинному приятелю Харистеу).
 
- Тайна - тихонько шепнул он - тут явно всё не так. Неужели возможно, что...

Впрочем, пару часов спустя, судьба русских возлюбленных уже перестала занимать детектива, раскрывшего в самолёте спортивную газету с анонсом баскетбольного матча греческого Олимпиакоса со злейшим врагом - турецким Эффесом. В его работе было слишком много интересных и запутанных дел, чтобы держать в сердце любое из них более часа. Он думал об уютном домике, паре банок пива, сигаре и увлекательном спортивном вечере. А дорогой греческий курорт вернулся к многообразию развлечений на пике сезона, и через неделю никто уже более не вспоминал о таинственном исчезновении эмигрантов из России...