История Макеевского городского литобъединения им

Владимир Дворянчиков
 




               








                От автора.

 
   Желание написать краткий исторический очерк Макеевского городского литературно-творческого объединения имени Николая Анциферова возникло у меня давно, но в виду отсутствия  достаточного количества материалов и достоверных данных оно всё откладывалось, и откладывалось на неопределённое время. Дело в том, что созданное ещё в 1933 году при газете «Макеевский Рабочий»  литобъединение просуществовало уже более 84 лет. Понятно, что по истечении этого времени не всё сохранилось в памяти, и многое уже забыто, но очень хотелось, как можно точнее воссоздать историю его деятельности, вспомнить всех, без исключения, руководителей и наиболее активных членов, достигших в дальнейшем замечательных творческих результатов.
    Работа в архивах, изучение подшивок газеты «Макеевский Рабочий», переписка с ныне здравствующими литераторами, имеющими непосредственное отношение к деятельности литобъединения, всё это помогло мне по крупицам восстановить историю творческого союза литераторов города Макеевки, которую я оставляю   молодому талантливому поколению, как память о тех, кто стоял у истоков и в дальнейшем продолжал его работу более восьмидесяти лет.
    Выражаю сердечную благодарность всем тем, кто оказал мне помощь в составлении и подготовке этого материала. А особо: Альберту Налбандяну, Юрию Лебедь, Леониду Астахову, Владимиру Балюк, Анатолию Бирюкову, Владимиру Лучко, Михаилу Межебицкому, Людмиле Шевановой, Николаю Дорогокупле, Айне Даниловой, Валерию Шептухе, сотрудникам городской библиотеки им Горького, лично Ольге Коровой  и многим другим, благодаря которым я закончил этот исторический очерк.


                Координатор ЛИТО им. Николая Анциферова
                Владимир Дворянчиков.               

           Краткая историяМакеевского городского литобъединения им.               
                Николая Анциферова.
               
После  Великой победы революционного пролетариата, когда народу стали доступны все  культурные и духовные ценности общества, немедленно встал вопрос об осуществлении культурной революции в новом социалистическом Государстве. Задача заключалась в том, чтобы в кратчайшие  сроки была создана качественно новая по идейному содержанию, глубоко народная социалистическая культура, призванная утвердить в духовной жизни трудящихся новую идеологию и новое пролетарское мировоззрение. Эти мероприятия Советской власти были направлены на повышение политической сознательности и культурного уровня трудящихся, на привлечение их к активному участию в общественной жизни.

К сожалению не все положительно приняли состоявшиеся революционные перемены, многие открыто восстали с оружием в руках, и яростно боролись с новой властью «за царя и Отечество», а либералы, у которых не хватило духа на открытое противостояние, покинули страну.  Среди них было много известных литераторов. Не знаю, имели ли они право на эмиграцию, на бегство от проблем Родины, не мне решать, но в слове эмигрант, многим до сих пор слышится какой-то отрицательный оттенок.
В целях борьбы с такими проявлениями правительство молодой страны с первых шагов своей деятельности уделило большое внимание массово-политической и культурно-просветительной работе. Первостепенной задачей стал вопрос создания новой социалистической литературы, и для этого делалось очень многое.

В годы гражданской войны, массовыми тиражами, вышли в свет первые советские издания классиков русской и украинской литературы: — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Л. Н. Толстого, Т. Г. Шевченко, И. Я. Франко, Леси Украинки, М. М. Коцюбинского, И. П. Котляревского, а также классиков зарубежной литературы — Г. Гейне, И. В. Гете, А. Франса, К. Гольдони, Лопе де Вега, Жюля Верна и многих других.
Были изданы произведения современных революционных поэтов и писателей — Максима Горького, В. В. Маяковского, Демьяна Бедного, А. С. Серафимовича. Впервые на страницах периодической печати и отдельными сборниками появились произведения украинских советских писателей — П. Г. Тычины, В. Г. Чумака, В. М. Блакитного, Н. И. Терещенко, А. В. Головко, Остапа Вишни.

В этот период начали массово издаваться губернские и уездные газеты. Кроме газет выходило большое количество журналов и бюллетеней  советских учреждений и ведомств. Только на Украине тогда было распространено 18 522 тысяч экземпляров периодических изданий, брошюр, прокламаций и плакатов.  Все это способствовало росту массово-политической и культурно-просветительной работы. Открывались рабочие клубы, вечерние народные университеты, библиотеки, общеобразовательные и специальные курсы, возникли самодеятельные кружки, устраивались концерты, лекции на политические и научные темы. Создавались и группы талантливых литераторов, которые несколько позже стали называться литобъединениями.
Так зарождались творческие союзы молодых писателей и поэтов, неотъемлемые образования литературной жизни страны, вначале случайные, где начинающие литераторы делали свои первые шаги, а затем хорошо организованные, в основе которых лежало  единство политических и идеологический установок,  облегчающих общение и обмен опытом между своими членами, способствующих литературной учебе и опубликованию их произведений.

Трудовой Донбасс в этом вопросе не стал исключением. Литературный энтузиазм коснулся каждого его города и посёлка, каждого крупного предприятия. Люди уже хорошо узнали имена Владимира Маяковского,  Алексея Горького, Михаила Шолохова, и полюбили их творчество. С 1923 года в шахтерском крае начал издаваться журнал «Забой», где наряду с произведениями известных литераторов стали печататься  стихи и рассказы молодых, талантливых рабочих, членов многих литературных кружков. В 1924 году они объединились в писательскую организацию «ЗАБОЙ», а затем в объединение писателей Донбасса, со своим печатным органом «Литературный Донбасс» (1932г.)
 
15 сентября 1930 года в  Макеевке вышел первый номер городской газеты «Макеевский Рабочий», на первой странице которой большими буквами был набран призыв:
 
« Рабкоры, на передовую линию! На штурм ещё не взятых позиций второго года пятилетки, за большевистскую подготовку третьего решающего года стройтесь в ударные батальоны энтузиастов социалистической пятилетки».

В редакцию газеты стали поступать письма со всех литературных кружков и секций города. Многие приходили лично, и уже вскоре, объединив их, «Макеевский Рабочий» стал литературным центром всего города, где под руководством ответственного редактора В. Борисова началась кропотливая работа по подготовке новых рабкоров и обучение начинающих поэтов и писателей.
Осенью 1933 года по инициативе  молодых литераторов: рабочего железнодорожного цеха Александра Авдеенко и слесаря Михаила Фролова, при полной поддержке сотрудников редакции газеты, было проведено организационное собрание. Собравшиеся, единогласно приняли предложение создать при газете «Макеевский Рабочий» полноценное  литературное объединение, первым руководителем которого был избран Михаил Фролов.
Не ошиблись макеевчане  в выборе своего руководителя.
               
«На земле, в работе, а не в небе,  обретает крылья человек»

Эти строки, прежде всего, характеризуют неутомимый многолетний труд Михаила Афанасьевича. Его желание сделать что-то важное, нужное, полезное, и потому работа  всегда была у него на первом месте. И когда  он в 12 лет начал трудиться на Макеевском  металлургическом заводе, и в 1927 году, когда было опубликовано его первое стихотворение, и в 1933 – когда при городской газете «Макеевский Рабочий» организовал и много лет возглавлял городское литературное объединение. И когда стал членом союза писателей СССР, и давал первые советы начинающим, а впоследствии известным поэтам и прозаикам: Николаю Анциферову, Петру Чебалину, Виктору Соколову, Константину Светличному, Олегу Бузулук, Виктору Яковенко и многим другим, посещающим в то время городское литературное объединение.
 
Имя Михаила Фролова широко известно любителям поэзии по сборникам стихотворений и поэм «Золотые руки», «Счастье»,  «Утро в моей стране», , «Максим Гора», «Поэмы о Донбассе», «Донецкая книга», «Зрелость»,  «Огненная купель»,  «Богатство», «Незакатное солнце», «Здравница», « Раздумья». На московском литературном семинаре поэзия Михаила Фролова получила очень высокую оценку таких мастеров пера как Марк Лисянский, Михаил Светлов, Людмила Татьяничева. Тепло отзывались о его произведениях и другие признанные мастера слова.
Даже после ухода на пенсию Михаил Афанасьевич был  частым гостем редакции газеты «Макеевский Рабочий» и литературного объединения. Он продолжал печатать свои новые работы, наставлять молодёжь, но быстро прогрессирующая болезнь, стала мешать его работе с литобъединением, на некоторое время она даже приостановилась, но уже вскоре несколько заседаний  прошли под руководством заведующего отделом культуры и быта газеты «Макеевский рабочий», выпускника Киевского университета,
Владимира Руденко.  Очень талантливого поэта, мастера очерка и фельетона, печатавшегося  в Донецке, и в Киеве. Один из его фельетонов, под названием «Салтычиха», взбудоражил весь город. Его обсуждали и в горкоме, и в ОРСе, и в каждом доме большого города. Его огромный талант умел заинтересовать, повести за собой, отстоять наши социалистические ценности.   К сожалению, вредная привычка перечеркнула все его литературные достижения. Он был уволен из редакции «Макеевского рабочего»,  подрабатывал в малолитражке Труболитейного завода, а затем и вовсе охранником на шлаковой горе. Так бесславно закончился жизненный путь, подающего большие надежды макеевского литератора.

В средине 60-х работой литобъединения руководил ответственный секретарь газеты «Макеевский Рабочий», Леонид Пащенко. Замечательный поэт и прозаик, издавший  несколько книг, одна из которых «Простые слова» была особо отмечена литературной общественностью.  Позже, он работа в Душанбе ответственным секретарём журнала «Памир».

В 1968 году заседания ЛиТО стал проводить Юрий Лебедь.  После работы в областной газете «Запорожская правда», он переехал  к нам в Донбасс. Работал в газетах «Макеевский рабочий», «Социалистический Донбасс», в издательстве «Донбасс». Возглавлял редакционно-издательский отдел Донецкого областного управления по печати. Директор издательского предприятия «Лебедь». Главный редактор всеукраинской литературной газеты «Отражение».  Автор 
книг поэзии: «Позывные любви» (1978), «Осенние письма» (1983), «Дуэль» (1992), «Координаты сердца» (1994), «До востребования» (1997), «Стихооткровенья» (1999), «Срезы времени» (2002), «Избранное» (2006), «Заблудившийся дождь» (2009), «Падая вверх» (2012).   Известный поэт из Донецка,  Юрий Лебедь стал вторым украинским литератором, награждённым международной литературной премией имени Михаила Шолохова. Кроме него лауреатом этой престижной премии в 2001 году был назван один из классиков украинской литературы Борис Олейник. В разные годы лауреатами премии имени Шолохова становились такие знаменитые писатели, как Валентин Пикуль, Анатолий Иванов, Юрий Бондарев, Расул Гамзатов, Петр Проскурин, Сергей Есин, Станислав Куняев…Юрий Александрович проводил заседания литобъединения на высоком художественном уровне и сам часто публиковал  в газете свои стихотворения. В настоящее время Юрий Александрович живёт и работает в Донецке.

В 1969 году литобъединение возглавил, прибывший к нам из Армении на должность ответственного секретаря  газеты «Макеевский Рабочий»,  Альберт Налбандян. Более двух лет Альберт Мамиконович проводил творческие занятия с членами городского литературного объединения при газете «Макеевский рабочий», которое к этому времени уже успело взрастить целый ряд известных литераторов: Николая Анциферова, Константина Светличного, Пётра Чебалина, Виктора Соколова, Олега Бузулук, Виктора Яковенко и многих других. В «Макеевском Рабочем», и других изданиях Донбасса очень часто печатались стихи членов литобъединения М.Фролова, П. Оченаша, Т. Сластина, М. Вейцмана, Ф. Смирновой, А Трофимова,  а также рассказы и повести В. Беденко, В. Владимирова, Г. Дорофеева, А. Дворянчикова, В. Иванова, П. Каляева, Е. Клименко, В. Костюка, В. Пастухова, которые очень тепло принимались читателями. Мы разыскали Альберта Мамиконовича, и получили от него доброе, дружеское письмо, из которого  узнали, что в настоящее время он жив и здоров, проживает в Армении, является главным редактором журнала «Литературная Армения», во всём готов помочь нам и желает новых творческих успехов.

В  1974 году руководителем городского литературного объединения при газете «Макеевский Рабочий» стал Николай Хапланов. К этому времени ЛИТО насчитывало в своих рядах более пятидесяти человек. Уже в первый год его руководства на страницах газеты было


опубликовано около 150 стихотворений авторов литобъединения и три литературные страницы «Поющие пласты».
Писатель-журналист,  автор более 20 книг,  среди которых несколько поэтических сборников: «Весенние родники», «Я айсберг в пустыне», «Власть Афродиты», «Пращуры и потомки», «Мгновения трудного века», множество повестей, рассказов : «Судьбы моей простое полотно», «Лада моя, лада», «Ступени восхождения», и  романов «Выбираю не тебя»,  после окончания философского факультета Донецкого госуниверситета начал работать  в Тельмановской  районной газете «Путь Октября», затем в «Радянськой Донеччине», и на радио, пока, в начале семидесятых,  судьба не привела его в газету   «Макеевский  Рабочий». Корреспондент, заведующий отделом, главный редактор, так прошли  годы в этой газете, которой он остался предан двадцать шесть лет.  Писатель, историк, член международной ассоциации писательских союзов. Лауреат областной литературной премии имени Виктора Шутова (1996 год),  и Международной почетной литературной премии имени Владимира Даля (2002 год). обладатель титула «Золотое перо Донбасса». Почетный гражданин города Макеевка. последние годы жизни  подводил итоги своего увлечения  историей города Макеевка, и как результат успел издать первый том задуманного трехтомника о нашем городе, и частично подготовил ещё два, работу над которыми продолжила его дочь, Елизавета Хапланова.

 
Даже после 2000 года, когда Николай Хапланов стал работать советником в горисполкоме, почти всё свободное время продолжал уделять молодым и талантливым авторам, часто общался с городскими литераторами. Благодаря его усилиям  из печати выходили первые сборники поэзии начинающих и уже зрелых авторов ( А. Таранец «А в небе ласточки кружили»).

 Объединение изначально создавалось, как литературно-творческое, поэтому за годы его существования члены ЛИТО создали много хороших песен. Композитор  Е. Лаптев на слова В. Руденко, Н. Рыленкова,  А. Беженовой, О. Попова. Композитор А. Коссе на слова М. Фролова, В. Руденко, авторы  Михаил Ртищев и Владимир Дворянчиков сами писали музыку к своим текстам.  Все эти произведения прославляли наш Донецкий край и его доблестных тружеников.  Однажды газета опубликовала целую страницу стихов о разных профессиях. Шахтёр, сталевар, колхозник, строитель, автомобилист, медик, учитель, воспитатель с сознанием дела, теплотой и любовью были показаны в этих стихах, ведь каждый автор на этой странице показывал то, что он хорошо знает - свою трудовую профессию.

Многие члены Макеевского ЛИТО, окончив Литературный институт им. Горького, и другие ВУЗы стали профессиональными писателями, поэтами, журналистами или продолжили литературную деятельность в редакциях газет, журналов и других литературных организациях:

Николай Анциферов, член Союза писателей СССР, признанный шахтерский поэт руководил отделом поэзии в столичном журнале «Москва»,

Петр Чебалин, воспитанник Макеевского городского литобъединения, издавший несколько книг(«Дорогой героя» и др.), В 1934-1937 годах был редактором журнала «Литературный Донбасс».  и  руководителем  Сталинского филиала советских писателей

Виктор Соколов. С июна 1941  в заводской газете «Кировец», где в каждом номере газеты, до самой оккупации города, печатал стихи, репортажи, редактировал сатирическую страницу. После освобождения Макеевки, снова в газете – ответственный секретарь «Макеевского Рабочего», заместитель редактора газеты «Комсомолец Донбасса». Председатель правления Донецких писательских организаций – редактор журнала «Донбасс». 

Борис Ластовенко, работал главным редактором отраслевой газеты связи – «Депеша», автор поэтических сборников «Осокоры», «Русла памяти», «Дозор», «На белом лугу», «Липы в шахтёрском посёлке», «Годовые кольца» и книги повестей «Снежница». Лауреат премии им. Островского, и им. Горбатова. Муж дочери известного Донбасского поэта Веры Павловны Беспощадной.

Олег Бузулук, журналист «Литературной Газеты», а несколько позже «Люберецкой Газеты», известный московский поэт, в сборники которого вошли лирические стихотворения и песни, написанные за последние годы. В сборнике «Отчего ретивое болит» глубокие раздумья автора о судьбе России и своём роде, любовная лирика, мысли Человека, ищущего себя в жизни в общении с природой

Виктор Яковенко,  автор книги "Год любви", в которую вошли его лучшие произведения . В ней - стихи с философскими раздумьями о времени, о нестареющей красоте природы. Свежо и ярко выражены в книге чувства любви и дружбы. В поэмах "Крутые пласты" и "Костер на ветру" звучит тема преемственности поколений, верности Родине. Виктор Яковенко - лауреат премии Всесоюзного литературного конкурса имени Николая Островского.

Владимир Балюк, корреспондент, который отдал «Макеевскому Рабочему» более сорока лет своей жизни За это время, под его авторством было опубликовано огромное количество статей на тему спорта, сельской жизни, жилищно-коммунального хозяйства. Владимир Иванович – и сейчас член макеевского литературного объединения им. Анциферова,  автор нескольких поэтических сборников.

Марк Межебицкий, писатель родился и учился в Макеевке. Богатая у него и трудовая биография. С ранних лет он работал в модельном цехе завода им. Кирова, затем служба в армии, и снова завод. Работал мастером РСУ, затем крепильщиком на шахте "Холодная балка". В настоящее время уже почти 20 лет живёт в Израиле. Автор 19 книг начинал свою литературную деятельность в Макеевском литобъединении при газете "Макеевский Рабочий", с которой и сейчас поддерживает связь. Именно там он опубликовал свою первую заметку, там набирал опыта в качестве внештатного корреспондента. "Я родом из "МакРаба" - говорит Межебицкий, Член Союза писателей Израиля и Украины.

Константин Светличный, украинский писатель, автор многих юмористических сборников. Участник войны, член союза писателей Украины. Он длительное время был руководителем литературной студии «Ровесник» в городе Черкассы, где воспитал не одно поколение литераторов.

Владислав Фатьянов. Учился в Макеевской СШ № 21, затем окончил академию Тимирязьева. Воспитанник городского литобъединения им. Николая Анциферова навсегда сохранил любовь к поэзии. Его первые стихи были опубликованы в газете «Макеевский Рабочий», затем в журнале «Октябрь», а первый сборник стихов был издан в Москве.

Валерий Бородин, Старший научный сотрудник Мак НИИ, член городского литобъединения, на конкурсе поэзии молодых поэтов Донбасса он стал лауреатом третьей премии.

Николай Рыбалко «Запоминайте их, пока не поздно, пока они живут среди живых!» Это строки из стихотворения известного донбасского поэта-фронтовика Николая Рыбалко, которые позже были положены на музыку. И речь идет об участниках боевых действий, как в песне поется, ветеранах Великой Отечественной. Уже ушедший из жизни Николай Алексеевич сердцем и душой предчувствовал: «И будет так, неотвратимо будет: на сцену выйдет в орденах старик»

Тарас Сластин,  Петр Строителев. Михаил Федченко,
Борис Гевелюк, Виктор Заверюха, Владимир Чмутов,
Пётр Оченаш, Евгений Дворянчиков,  Владимир Хацко,
Оксана Балинченко, Иван Кулачко,  Александр Пасхалов,
Иосиф Курлат, Анатолий Таранец, Елена Лаврентьева,
 Людмила Шеванова, Валерий Бородин,
Георгий Чернышенко, Владимир Лучко, Анатолий Дворянчиков, Марк Вейцман, Николай Дорогоукпля, Василий Товстик, Алла Беженова. Сергей Первых, Ирина Горбань, Анатолий Салов и многие, многие другие, которые прошли становление в городском литобъединении им. Николая Анциферова.

В сентябре 1993 года Николай Хапланов стал главным редактором газеты «Макеевский Рабочий». Административные обязанности занимали  много времени, поэтому интенсивность заседаний литобъединения, заметно снизилась. Всё чаще занятия стал проводить  Леонид Астахов. Писатель-журналист, автор книг «Три недели отпуска», «Ходовые огни», «Узелок на память», «Я здесь живу» и многих повестей в коллективных сборниках, газетах и журналах: «Рабочая смена», «Разбуди на рассвете», «Осенним утром после войны», «Пристань первой любви», «Одолень-трава». В 2007 году в антологии произведений мастеров художественного слова Донбасса напечатан его замечательный рассказ «За Иван-шахтой», который был особо отмечен литературной общественностью.


Со средины 1996 и до конца 1997 года литературным объединением руководила Алла Беженова, макеевская поэтесса, начинавшая свою литературную деятельность, в этом же ЛИТО. . Лауреат литературных премий имени Виктора Шутова и Владимира Сосюры,   В  период её руководства занятия стали проводиться регулярно. Члены объединения постоянно повышали своё мастерство. За это время в газете «Макеевский Рабочий» вышло шесть литературных страниц, под названием «Парнас», проведено множество литературных мероприятий,   направленных на повышение творческого уровня участников объединения.Вскоре этот коллектив преобразовался в творческй союз литераторов, арендовал себе офис в Доме технического творчества, и начал работать самостоятельно.

В это время городское литобъединение им. Николая Анциферова почти прекратило свою работу.  Старейшие члены ЛИТО иногда заходили в редакцию «Макеевского Рабочего», обменивались мнениями, идеями, стихами. Заместитель редактора,
Владимир Балюк, продолжал подготовку и выпуск литературной страницы, которая время от времени печаталась  в газете.

Литературная общественность города собиралась только на юбилейные даты, презентации, встречи, которые от случая к случаю организовывал Николай Хапланов, а позже, его дочь, Елизавета. Главным  недостатком этого времени было то, что молодые авторы больше проводили мероприятия, чем писали и учились, поэтому особого творческого роста у них в это время не наблюдалось. А ведь среди них были и одарённые авторы.

На одном из таких мероприятий старожилы ЛИТО предложили возобновить деятельную работу городского объединения, которое с 1968 года носит имя известного шахтёрского поэта, нашего земляка, Николая Анциферова, и имеющего к тому времени почти   восьмидесятилетнюю историю.  По инициативе В.Балюка, В. Дворянчикова, Н. Дорогокупли, А. Пасхалова,  В. Лучко и других членов в апреле 2013 года состоялось организационное собрание членов литературного объединения,  на котором был утверждён уточненный Устав, согласованный с главным редактором газеты «Макеевский Рабочий» и избрано руководство. Координатором Макеевского городского ЛИТО им. Николая Анциферова стал Владимир Дворянчиков.

 


Почти четыре года после возрождения плодотворно работает городская литературная организация. За это время  проведено более 35 плановых заседаний,  неотъемлемой частью которых стала литературная учёба, множество встреч с учащимися учебных заведений, с рабочими и служащими предприятий города. В помещении музея было проведено торжественное мероприятие, посвящённое 85-летнему юбилею шахтёрского поэта, Николая Анциферова. Издано несколько книг, два альманаха. Краткий исторический очерк  литобъединения и ещё один литературный сборник  готовятся к печати. Авторами всех этих изданий являются члены городской литературной организации.  2017 год.  Деятельность ЛИТО продолжается… 




                *   *   *