Аутизм глазами матери. Рассказ 5. Советы

Алёна Кузьминых
  Прежде чем давать советы хочу прояснить ситуацию: всё, что я писала, пишу или буду писать – это лично мои взгляды на проблему аутизма. Они сложились в процессе совместной жизни с ребёнком. Это мои наблюдения  и выводы, это то, что я почерпнула в разговорах с различными специалистами из этой области, это результат общения с родителями радужных детей, и, в конце концов, это даже интуиция, которая меня часто выручает. Поэтому, иногда моё мнение расходится с мнением специалистов, а значит, читателю надо самому решать - приемлемы ли будут мои советы ему. К тому же все радужные дети разные, и порой что подходит одному, для другого неприемлемо. Однако хочу заметить, что мы добились неплохих результатов и если, например, раньше наш малыш боялся выйти со двора и с криком упирался заходить в любое другое место кроме дома, то теперь мы без проблем ходим по магазинам, посещаем кинотеатры, цирк и разные развлекательные мероприятия. Ярослав рассказывает что понравилось, что видел и хочет ли снова посетить это место. Он знает как вести себя в обществе и пользуется словами при необходимости.  Не это ли показатель правильного выбора действий и решений по отношению к ребёнку?

  Меня часто спрашивают: что такое аутизм? И я затрудняюсь с ответом. Во-первых – это такие же дети, как и все остальные. Нередко окружающие люди не видят в них ничего необычного до тех пор, пока те не начнут говорить. Неправильная и плохо сформированная речь быстро выдаёт радужного ребёнка. Черты лица же у таких детей тонкие и выразительные, а глаза очень умные. Глядя в них, порой кажется, что там скрываются такие тайные знания о мироздании, которые нам и не снились. Интересный факт: если разговаривать в присутствии радужного ребёнка, то можно наблюдать их безучастное выражение лица, словно он смотрит куда-то в сторону, однако при этом в глазах читается явный интерес к содержанию беседы.

  Радужных детей отличает от других иное восприятие окружающего мира. Они по-другому видят, слышат и чувствуют, чем все обычные люди. Самое лучшее сравнение – с инопланетянами. Или как, например, иностранцу, изучающему русский язык очень сложно объяснить такое выражение: «Да нет, наверное», так и радужному ребёнку сложно объяснить, что увиденные на экране телевизора динозавры, монстры и т. п. на самом деле не существуют, что это всего лишь плод человеческого воображения. Такие дети всё воспринимают буквально и конкретно. Например, учительница по музыке попросила пройтись пальцами по белым клавишам пианино: «Сыграй мне вот отсюда, от начала и до конца» и при этом остановилась на второй октаве, на ноте «ми». Ярослав проделал всё именно так же и остановился на ноте «ми». Учительница повторила попытку и получила тот же самый результат. Напоминает клоунаду в цирке, не правда ли, но, к сожалению - это реальная действительность. Нельзя сказать, что логика у радужных детей совершенно отсутствует – она у них есть, но отличается от нашей. Поэтому нам тяжело понять их, а им тяжело понять нас.
 
  Многие родители радужных детей не могут до конца осознать всю глубину проблемы, с которой они столкнулись и поэтому не могут принять своих детей такими, какими они являются на самом деле. В таких случаях родители начинают цепляться за любой предложенный или услышанный способ лечения своих детей, кидаются во все мыслимые и немыслимые авантюры. Здесь в ход идёт всё: и народная медицина, и святыни, и различные виды терапии, и лекарственные препараты, и услуги различных специалистов и многое другое. Ожидая быстрых положительных результатов и естественно не получая таковых, родители находятся в угнетённом состоянии, что не может не отражаться отрицательно на их детях. Кроме того насильственно и надолго выдёргивая радужных детей из их любимого и уютного гнезда – дома, родители наносят неоспоримый вред психике своих детей, которая и без того страдает. В общем, в поисках быстрого чудодейственного средства родители ещё больше погружают своих детей в состояние аутизма.

  Самое главное в таком случае – принять детей такими, какие они есть. Важно понять, что ваш ребёнок – это личность, пусть и не до конца вам понятная. Он так же, как и вы умеет думать, чувствовать, что-то любить, а что-то совершенно не принимать на дух. Что творится в голове радужного ребёнка - вы до конца может быть, так никогда и не поймёте, он всегда полон сюрпризов.

  Во-вторых, не нужно пытаться его переделывать, чтобы был похож на обычных детей. Это безнадёжный путь, приводящий к тупику. Вы только навредите ещё больше своему ребёнку. Радужных детей необходимо восстанавливать и этот процесс занимает не месяц и не год, а много лет. Поэтому наберитесь терпения и не ждите быстрых успехов и резких перемен. Ни один логопед не скажет: когда Ваш ребёнок заговорит и когда он сможет правильно и грамотно пользоваться речью, потому что нарушение речи напрямую связано с нарушением работы коры головного мозга. Мы, например, уже четыре года ходим к логопеду и сколько нам ещё ходить одному Богу известно. Однако если в пять лет Ярослав не произносил ни одного слова, то в девять лет начал самостоятельно составлять  предложения из трёх-четырёх слов.

  В-третьих, работа по восстановлению должна быть комплексной. Вам обязательно потребуются услуги квалифицированного дефектолога, логопеда, психолога и невропатолога. Причём первоначально необходимо, чтобы дефектолог и логопед приходили к вам домой сами. Нельзя забывать о том, что радужные дети испытывают комфорт только дома, а новая обстановка их пугает, заставляет нервничать. То же самое касается новых людей. В данном случае дефектолог и логопед будут не просто находиться у вас дома, но и ломать привычный уклад жизни малыша, поэтому слёзы и истерики Вам обеспечены. И опять наберитесь терпения, не поддавайтесь на жалость, в конце концов, ребёнок настолько привыкнет, что будет ждать в определённое время прихода учителя. Мой совет: сначала начните занятия с дефектологом и только через несколько месяцев прибегайте к услугам логопеда, потому что необходимо постепенно подводить таких детей к чему-то новому. Замечательно будет, если занятия будут проводиться ежедневно в одно и то же время. Так, например, с дефектологом мы занимались шесть дней в неделю, два с половиной года, без каникул и праздников, а с логопедом четыре раза в неделю. Так продолжалось до тех пор, пока Ярослав не пошёл в школу. Сразу хочу заметить, что индивидуальная работа с ребёнком на платной основе гораздо эффективнее, чем занятия в каких либо специализированных центрах.

  В-четвёртых, необходимо радужного ребёнка социализировать. В этом, несомненно, помогут родственники: ходите в гости  и приглашайте к себе. Мы же нашли в своё время небольшой мини центр, финансируемый государством. Детей там было немного и время пребывания в день всего два часа, которого Ярославу вполне хватало. Посещали центр мы четыре раза в неделю, что также нас устраивало. В результате Ярослав научился общаться с детьми и на прогулке во дворе больше не избегал общения со сверстниками, даже наоборот стал тянуться к ним.

  В-пятых, не злоупотребляйте лекарственными препаратами. Помните, что они приносят не только пользу, но и наносят неоспоримый вред всему организму. Необходимы длительные перерывы между курсами приёма препаратов. Так Ярослава год назад лечили от лекарственного гастрита, правда, всё легко сошло нам с рук, потому что вовремя обратились к гастроэнтерологу. Но вот приём «когитума» повлиял на лишний вес, от которого не так-то легко избавиться. Сейчас мы полностью отказались от приёма лекарственных препаратов и нисколько об этом не жалеем, потому что разницы особой не видим: ребёнок развивается как с ними, так и без них совершенно одинаково. И ещё: не занимайтесь самолечением, обязательно проконсультируйтесь со специалистами.

  Напоследок хочу порекомендовать занятия по иппотерапии  и канистерапии. Здесь я просто приведу цитату из интернета: «Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны ещё со времён Гиппократа, о чём свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные раскопок археологов».

  Так что дерзайте, пробуйте что-то новое, но не забывайте старую и мудрую пословицу: «Терпение и труд всё перетрут».