Лоббизм в США

Владимир Шенк
Лоббизм в США — легальный вид деятельности по продвижению различных законопроектов как на федеральном уровне, так и на уровне большинства штатов. Лоббизм регламентируется рядом нормативных актов, а лоббисты-профессионалы должны в обязательном порядке регистрироваться и подавать отчеты о своей деятельности. Отношение государственных властей к лоббизму зависит от штата. В некоторых штатах лоббистская деятельность полностью запрещена, в других она регулируется законодательно. Лоббизм на федеральном уровне регулируется рядом законов, принятых после Второй мировой войны. Лоббизмом могут заниматься как американские, так и иностранные организации. Лобби делятся на профессиональные, продвигающие интересы тех или иных профессиональных групп, и этнические (армянское, ирландское и другие). Некоторые этнические лобби добиваются принятия решений, благоприятных для их стран происхождения. Например, армянское лобби добилось выделения значительной американской помощи Республике Армения. Услугами лоббистов пользуются даже некоторые государства, желающие получить то или иное решение американских властей в свою пользу. В американском обществе отношение к лоббистам неоднозначное. Часть американцев считает их деятельность вредной для национальных интересов США. Зарегистрированные лоббисты находятся под пристальным вниманием общественных организаций и органов государственной власти.
 https://ru.wikipedia.org/
История лоббизма в США начинается с Декларации независимости и первой поправке к Конституции США, в которых было заявлено право на "подачу петиций правительству для устранений несправедливости", которое остается базисом для лоббизма в США и по сей день.Первой зафиксированной попыткой оказать массовое влияние на американское правительство стало требование нескольких сотен солдат гарнизона Филадельфии выплатить им дополнительные пособия. Это случилось на Первом Континентальном конгрессе в Филадельфии (1774). В качестве аргумента они использовали заряженные ружья. Конгресс их просьбу не выполнил, а в следующий раз предпочел собраться в более безопасном месте – Принстоне.Излюбленным приемом в те дни был просто подкуп. Например, Третий Континентальный конгресс (1789) собрался для того, чтобы решить, как погасить национальный долг, переложив нагрузку на штаты. В то время все были уверены в том, что финансисты, наиболее заинтересованные в этом решении, подкупили многих, и в том числе представителя штата Делавэр Джона Вининга за 1000 гиней. Позднее сенатор от штата Пенсильвания Вильям Маклай в своем журнале написал, что все обошлось гораздо меньшей суммой – хватило и 1/10 предполагаемой суммы.С помощью взяток решались многие вопросы в Сенате. Например, в 1833 г., во время второго срока правления, Президент США Эндрю Джэксон решил забрать у Bank of United States право размещать у себя государственные счета. Президент банка был вынужден прибегнуть к помощи "титана Сената" сенатора от Массачусетса Дэниэля Вебстера. В своем письме президенту банка от 21 декабря 1833 г. Вебстер попросил выслать ему обычный гонорар, который за одно выступление в Сенате составлял 10 тыс. долл Взятки приобретали весьма пикантный характер. Так, Сэмюель Кольт, который, как известно, через некоторое время после создания Богом людей сделал их свободными с помощью своего револьвера, одно время был вынужден бороться с нападками на авторские права. Он нанял лоббиста Александра Хая, разославшего в качестве подарка законодателям револьверы в эксклюзивном исполнении. Для убедительности предлагались также девушки легкого поведения, которые могли приехать в любой момент по запросу.Но изобретательней всех оказался другой лоббист, которому пришла в голову мысль устроить казино прямо напротив Сената. Ему даже не приходилось ничего платить представителям власти: своим влиянием они отрабатывали долги, сделанные за карточным столом.В то же время появлялись более тонкие методы лоббирования своих интересов. Непревзойденным мастером "лоббирования за ужином" был Сэмюель Вард, прозванный "королем лоббистов". Именно ему приписывают авторство фразы "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок". Объясняя свои методы, он цитировал Талейрана, по утверждению которого, дипломатия всегда сопровождается хорошим ужином. И добавлял: "Во время хорошего ужина сотрапезники не торгуются. Но те, кому это необходимо, возможно, получат право задать грамотный вопрос и получить грамотный ответ". Традиции решения вопросов за трапезами сохранилась в США и но сей день, а потому советы "короля лоббистов" не лишены актуальности.Вудро Вильсон, прежде чем стать Президентом США, занимался преподаванием и в том числе изучал вопросы влияния лоббистов на правительство. Поэтому, когда в 1913 г. он занял свое место в Белом Доме, он призвал лоббистов уехать из Вашингтона, что они в большинстве своем и сделали, впрочем ненадолго. С этого момента идет отсчет попыток американского правительства ограничить деятельность лоббистов. В конце 1920-х гг. был создан Комитет под председательством сенатора Каравэя, занимавшийся изучением лоббизма. В частности, было установлено, что уже в то время лоббисты пользовались сомнительными методами, имитируя поддержку своей позиции общественным мнением. Например, нанимали людей для отправки за деньги сенаторам телеграмм от имени избирателей, фамилии которых брались из телефонных книг.В 1950-е гг. число лоббистов заметно растет и достигает уже более 2000. В то же время происходит существенная трансформация лоббистских методов. Член Палаты представителей (нижняя палата Конгресса США) Фрэнк Бучанан, возглавлявший комитет, занимавшийся вопросами лоббизма, отмечал, что в конце прошлого века лоббизм означал "непосредственную личную коммуникацию с законодателями, включающую в себя значительную долю коррупционной составляющей. Сейчас же коррупция встречается редко. Лоббизм становится все больше косвенным, и теперь он в значительной степени является результатом работы целой группы, нежели плодом индивидуальных действий. Печатное слово все больше используется для убеждения законодателей нежели индивидуальные контакты лоббистов"Именно в это время лоббисты начинают в общественном мнении простых американцев превращаться в злодеев, а политики не гнушаются эксплуатировать данный стереотип, противопоставляя себя проводникам бизнес-интересов. Так, Президент Гарри Трумэн однажды сказал: "Множество организаций за большие деньги нанимают лоббистов из Вашингтона. Порядка 15 млн людей в США представлены лоббистами. У остальных 150 млн есть только один человек, который представляет их интересы - это Президент Соединенных Штатов". Спустя некоторое время ему вторил Джон Кеннеди: "Без поддержки высоковлиятельных лоббистов в нашей экономике остается только потребитель. И я собираюсь быть его лоббистом".В 1960-е гг. в качестве лоббистов все чаще начинают выступать директоры корпораций, однако всегда под строгим надзором их консультантов из Вашингтона. Когда директор Du Pont Крофорд Гринуолт решил пролоббировать снижение налога на прирост капитальной стоимости компании, он лично повстречался более чем с 50 членами Конгресса и ключевыми правительственными чиновниками. Но при этом всей операцией руководил вашингтонский лоббист Кларк Клиффорд, которому приписывают написание закона о создании ЦРУ.1970-е гг. ознаменовались тем, что все больше лоббистов стало наниматься для отстаивания иностранных интересов. Иногда из-за этого возникали скандалы, как, например, в 1976 г., когда Washington Post сообщила, что представители Южной Кореи ежегодно тратили до 1 млн долл. на подарки для конгрессменов. Они должны были способствовать "сохранению благоприятной законотворческой обстановки". Общее число законодателей, получивших подарки, достигло больше сотни.В 1980-е гг. техники лоббизма все более усложняются. Конфликты интересов еще сильнее проявляются в публичной плоскости. Например, когда Конгресс рассматривал вопрос о повышении поддержки производителей молочной продукции, то, разумеется, аргументы в поддержку данного решения были озвучены фермерами. Однако неожиданно для всех тысячи менеджеров из ресторанов фастфуд написали письма против данного решения, поскольку оно подняло бы цены на продукты питания.tudme.org/61312/politologiya/lobbizmпрактика лоббизма берет свое название от фойе британской Палаты общин, где люди с особыми интересами и часто набитыми конвертами ждали, чтобы подстеречь и задержать для разговора входящих и выходящих депутатов… Через пару столетий такой практики эти никем не избранные люди стали известными, весьма осведомленными и квазизаконными действующими лицами на окраинах государства. Их офисы занимают целые кварталы в Вашингтоне (К-стрит) и квартал ЕС в Брюсселе. Они умеют проходить через «вращающиеся двери» и после карьеры в политике знают лучше, чем кто-либо, как изменить сознание законодателей. Они усовершенствовали свои методы, платят больше, чем когда-либо, и они добиваются результатов. Лоббирование окупается».Технология лоббизма, зародившись в Уайт-холле и других лондонских коридорах власти, стала особенно востребованной в США. Юридическим основанием для лоббистской деятельности в Америке является первая поправка к Конституции, которая гарантирует право на свободу слова и возможность обращения к конгрессу. Она была принята в 1787 году и с тех пор служит оправданием вмешательства крупных корпораций в законодательные процессы.В 1946 г. США приняли закон о лоббизме, и со временем там появилось множество компаний, занимающихся этой деятельностью. Лоббистские группы концентрируются в Вашингтоне и в крупных промышленных зонах, например в Калифорнии. Есть у таких групп и этническая окраска. В США, например, существует могущественная произраильская структура AIPAC, у которой, кстати, недавно появился конкурент под названием J Street - тоже произраильская организация, но в политическом плане левая,  выступающая против конфронтации с Ираном. Есть в США проармянское лобби, антикубинское лобби и так далее.Исследование, проведенное Sunlight Foundation, показало, что американские корпорации, вкладывающие деньги в лоббирование, выплачивают в виде налогов пропорционально меньше, чем те, которые лоббистам не платят. В США лоббисты просто заявляют о себе в реестр конгресса и сообщают, сколько и кто им платит.   В ЕС решили упростить этот вид официальной коррупции, и там существует только «добровольная» регистрация, что позволяет пятнадцати-двадцати тысячам лоббистов навещать официальные учреждения ЕС и каждый день проворачивать дела с персоналом Комиссии и европарламентариями. Был случай, когда несколько парламентариев одной из стран Восточной Европы были застигнуты журналистами британского таблоида при получении взятки в обмен на голоса и выставлены напоказ читающей публике. Лоббисты - это своего рода инструмент "мягкой силы". В случае необходимости появляется и "жесткая сила" в виде армий, частных военных компаний или спецслужб, которые устраняют несговорчивые правительства и президентов. Дж. Перкинс в своей книге "Исповедь экономического убийцы" хорошо описал, как работают такие лоббисты. Он называет их "экономическими убийцами", за которыми стоят "шакалы" - люди из спецслужб и наемники, всегда имеющие в запасе "окончательное решение".В качестве примера переплетения интересов бизнеса, политики и войны можно вспомнить Ахмада Чалаби - главу так называемого Иракского национального конгресса, который в 1998 г. сумел продвинуть в конгрессе «Закон об освобождении Ирака», а затем умело лоббировал американское правительство, добиваясь свержения Саддама Хусейна. К процессу подключилась лоббистская компания Black, Kelly, Scruggs & Healey (BKSH), которая является дочерней структурой Burson-Marsteller и пиар-инструментом Республиканской партии. В первую очередь во всей этой деятельности учитывались интересы военно-промышленных кругов и нефтяных компаний США.  Одновременно Чалаби установил контакты с Патриотическим союзом Курдистана Джалала Талабани и Курдской демократической партией Масуда Барзани. В конце концов, был разыгран спектакль со стиральным порошком в пробирке, который выдали за химическое оружие Саддама Хусейна, и началась военная авантюра, последствия которой с течением времени мир ощущает всё более остро.Когда начинает пахнуть крупными деньгами, американцы могут поработать и во вред своим союзникам. Недавно в журналистском расследовании издания «Нью-Йорк Таймс» были приведены интересные сведения о том, как некоторые страны эксплуатируют алчность американских политиков в своих интересах. Приводился пример того, как вице-президент и директор программ по внешней политике Института Брукингса Мартин Индик, ответственный за проведение израильско-палестинских переговоров (точнее, за их провал), получил за успешное выполнение «миссии» от властей Катара чек на сумму 14,8 миллиона долларов!А вот еще один парадоксальный, на первый взгляд, случай. Один лоббист из числа известных в США политиков работает в интересах Катара, другой считает своим долгом бороться с ним. Разумеется, за определенный гонорар. Это отставной генерал Джек Кин, который, несмотря на преклонный возраст, умудряется обслуживать нескольких заказчиков. Он одновременно является специальным советником частной военной компании Academi, членом правления крупнейшего производителя танков и самолетов General Dynamics, партнером инвестиционной фирмы SCP Partners, занимающейся оборонными контрактами,  военным аналитиком на телеканале Fox, а также директором собственной консультационной фирмы GSI  LLC. Кин любит рассуждать в СМИ о том, как Катар вооружает исламские террористические группировки на Ближнем Востоке. Однако, по мнению журналистов из Nation, эти рассуждения возникают лишь потому, что  крупнейшим партнером ЧВК Academi на Ближнем Востоке являются Объединенные Арабские Эмираты - конкурент Катара.Можно приводить примеры того, как США и их союзники по НАТО подкупают политиков и экспертов других государств. В частности, это делается для продвижения интересов НАТО через Атлантический совет, который с 2008 г. получает финансирование от 25 государств - членов НАТО. Представительства Атлантического совета размещены в том числе в странах, не являющихся членами Североатлантического альянса, например в Черногории и на Украине. Петр Порошенко, выпрашивая в ходе своего визита в США 18-19 сентября военную помощь, выступил не только в конгрессе, но и в Атлантическом совете.  Разнообразные программы Атлантического совета охватывают все регионы мира и направлены на многие группы населения. Приоритет при этом отдается работе с молодежью и воспитанию новых лидеров - костяка будущих «революций».…Лоббизм – это та же коррупция, но, так сказать, в рамках закона. Лоббизм вполне можно считать высшей ее формой. http://www.geopolitica.ru/article/

Итак.

Понятно, почему Трамп так изменился, как начал работать президентом. Как сказал Д. Буш младший про Абаму - ,,Этот парень не знает во что он ввязался,,.