План Маршала для России

Владимир Шенк
Актуальность привлечения иностранных инвестиций обусловлена рядом обстоятельств. Прежде всего, медленное становление внутреннего рынка инвестиционных ресурсов, сложность привлечения средств кредитных линий по межправительственными соглашениям, средств ЕБРР, МБРР, российских коммерческих банков и инвестиционных структур. Кроме того, зарубежные инвестиции – не только дополнительный источник финансирования отечественных предприятий, но и способ задействования новых производственных технологий и алгоритмов современного менеджмента. В этом отношении наибольший интерес представляют прямые инвестиции; размещение на российской территории иностранных и совместных предприятий во многих случаях позволяет не только создавать дополнительные рабочие места, но и повышать квалификацию занятых на них отечественных специалистов. Таким образом, иностранные инвестиции необходимы национальной экономике, поскольку они несут не только экономическую, но и социальную полезность, а также выступают в качестве неотъемлемого фактора процесса интернационализации мировой экономики в целом. А Россия является частью мировой экономики тоже. Однако следует учитывать тот факт, что во многомв  РФ еще не созрели для эффективного использования иностранных инвестиций: наблюдается приток иностранного капитала только в те отрасли, где иностранный инвестор может получить максимальную прибыль в короткие сроки, то есть речь в основном идет об экспортно-ориентированных отраслях. Тогда как приток иностранных инвестиций в отрасли, которые действительно в нем нуждаются значительно ниже или отсутствует вообще. Таким образом, существует реальная угроза превращения страны в сырьевой доминион. Также немаловажная проблема – защита интересов национального производителя, который может быть просто вытесненным с рынка иностранными конкурентами. Кроме того, необходимо помнить и о защите от проникновения иностранного капитала в некоторые стратегически важные отрасли, а также в некоторые наиболее уязвимые отрасли и сферы деятельности (банковский сектор, страховой сектор, сельское хозяйство и т.д.). В связи с этим, чтобы получить от иностранных инвестиций пользу, а не вред, встает необходимость проведения четко спланированной эффективной инвестиционной экономической политики государством.В настоящее время, с точки зрения тех же финансовых рынков, выделяют два основных типа инвестиций:1. Прямые инвестиции - это вложение денежных средств в материальное производство и сбыт с целью участия в управлении предприятием или компанией, в которые вкладываются деньги, и получения дохода от участия в их деятельности. В соответствии с принятой классификацией, прямые инвестиции - это покупка более 10% акций предприятий, когда акционер может ввести в совет директоров организации своего представителя.Если простым языком: вы считаетесь прямым инвестором, если купили более 10% акций предприятий и самым непосредственным образом влияете на управление предприятием и решение всех текущих вопросов.Отрицательное воздействие ПИИ на принимающую экономику связано:согласно модели Маркузена—Хорстманна—Венейблс[en], со снижением благосостояния национальных компаний и последующего вытеснения их с рынка, так как отечественная экономика является малой, а значит национальные предприятия не могут обеспечить более низкие среднее издержки из-за эффекта масштаба по сравнению с многонациональными корпорациями (МНК);согласно эмпирическим исследованиям Дж. Конингса, С. Дянкова, Б. Хоэкмана], с отсутствием положительных эффектов от трансферта технологий и снижением производительности в национальных компаниях: иностранные компании перетягивают наиболее квалифицированную рабочую силу из национальных компаний, и технологический уровень национальных компаний находится на таком низком уровне, что не позволяет эффективно использовать передовые технологии компаний с ПИИ;согласно эмпирическому исследованию Беаты Смарыньской, в котором подтверждается факт, что инвесторы, пришедшие на рынки принимающих стран, не обладают высокими технологиями, не относятся к высокотехнологическим отраслям, и используют стандартные, устоявшиеся технологии, с помощью которых находят рынки сбыта, вытесняя национальные компании с рынка;согласно работе Кадочникова С. М. и результатам эмпирических исследований Б. Аиткена, А. Хэррисона, М. Хаддада, которые приходят к выводу, что большинство компаний, инвестирующие в принимающей экономике, ориентированы не на снижение издержек производства и последующего экспорта продукции, а на завоевание местного рынка;согласно эмпирическому исследованию А. Кокко, в котором не подтверждается гипотеза Р.Финдли[en] о высоком темпе роста технического прогресса в стране-импортёре в случае технологического отрыва инвестора от местных компаний. 2. Портфельные инвестиции - это вложение денег в акции, облигации и т.п., которое не предусматривает управления предприятием. То есть портфельный инвестор покупает чуть-чуть акций Газпрома, затем ждёт пока они вырастут в цене и продаёт их с прибылью для себя. Иными словами, портфельные инвестиции - это спекуляции.Получаем, что самые опасные - с точки зрения стабильности финансовой системы - это портфельные инвестиции. Спекулянт покупает акции, они растут в цене. Что тут хорошего, скажет читатель, с точки зрения экономики? Дело в том, что акции и т.п. часто принимаются в качестве залогового обеспечения под различные кредиты и т.п. В том числе и Банком России. То есть при росте стоимости акций за меньшее количество акций можно получить больше денег. Но есть нюанс: при малейшем шорохе первые, кто скидывает акции - это иностранные спекулянты. Акции начинают резко дешеветь, и тем, кто взял кредиты под залог этих самых акций, требуется срочно донести в тот же ЦБ России ещё акций и т.п., чтобы залоговая база не снижалась. То есть на рынке случается что-то невообразимое: денег нет, залог срочно надо донести и...что делать? Ничего не сделаешь без принятия нестандартных, как говорят монетаристы, не рыночных мер. В этот кризис Банк России пошёл коммерческим банкам навстречу и зафиксировал докризисную оценку бумаг, которые он принимает в залог. Но ведь такие бумаги отправляются в залог не только в ЦБ, но и для межбанковских расчётов. Сами понимаете, какой наступает межбанковский коллапс при резком снижении стоимости ценных бумаг.Таким образом, портфельные инвестиции в исполнении иностранных лиц представляют из себя ещё тот троянский конь для нашей экономики. Конечно, в нынешних масштабах российского рынка, иностранные портфельные инвестиции серьёзной такой опасности не представляют, т.е. обрушить российскую финансовую систему не смогут. Поток иностранных портфельных инвестиций, хлынувший в развивающиеся страны в последние 10 лет после либерализации их экономик, не принес пользы России, обойдя ее стороной. Но сейчас, когда США начинают ужесточать монетарную политику, этот факт может обернуться в пользу России. За последние 10 лет объем иностранных портфельных инвестиций в Россию составил всего $27 млрд, тогда как, например, в Бразилию, имеющую сходный размер экономики, было вложено в восемь раз больше. Увеличение потока инвестиций в развивающиеся рынки в последние годы было во многом связано с избытком ликвидности, который создавала Федеральная резервная система США и другие центральные банки. Но сейчас некоторые страны сталкиваются с тем, что по мере выздоровления экономики в развитых странах и в особенности США денежно-кредитные власти начинают затягивать гайки, что сказывается на объеме инвестиций в развивающиеся страны. Странам, в которые было вложено больше всего, будет тяжело поддерживать прежний уровень экономического роста без прежнего потока инвестиций. В этих условиях Россия, не получившая больших инвестиций, находится в более выигрышном положении по сравнению с накачанными капиталом развивающимися странами.
Но, проблема не в этом. Вспомним план Маршалла. План Маршалла (Marshall Plan) - американская программа восстановления и развития экономики Европы (European Recovery Program) после Второй мировой войны путем предоставления помощи со стороны США. Главной целью плана Маршалла было улучшение тяжелого экономического положения послевоенной Европы с целью недопущения прихода к власти левых сил и перехода европейских стран в лагерь социализма. В эютой связи план Маршалла тесно связан с "доктриной Трумэна", направленной на противодействие расширению зоны влияния СССР в мире.Согласие на участие в плане Маршалла дали 16 западноевропейских государств: Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Швеция, Норвегия, Дания, Ирландия, Исландия, Португалия, Австрия, Швейцария, Греция, Турция. 12 июля 1947 года в Париже эти страны заключили конвенцию о создании Комитета, позднее Организация европейского экономического сотрудничества, который должен был разработать совместную "программу восстановления Европы".В декабре 1949 года к плану Маршалла присоединилась Западная Германия. Страны-участники обязывались способствовать развитию "свободного предпринимательства", поощрять частные американские инвестиции, сотрудничать в снижении таможенных тарифов, поставлять в США некоторые дефицитные товары, обеспечить финансовую стабильность, создать специальные фонды в национальной валюте, высвобождаемой в результате получения американской помощи, расходование которых контролировалось бы США, представлять регулярные отчеты об использовании получаемых средств. Для контроля над исполнением плана Маршалла была создана Администрация экономического сотрудничества, возглавляемая крупными американскими финансистами и политическими деятелями. Помощь предоставлялась из федерального бюджета США в виде безвозмездных субсидий и займов.С 4 апреля 1948 по декабрь 1951 года США израсходовали по плану Маршалла около 17 млрд. долларов, причем основную долю около 60% получили Великобритания, Франция, Италия и Западная Германия. 30 декабря 1951 года план Маршалла официально прекратил свое действие и был заменен законом "о взаимном обеспечении безопасности".Но кредиты играли не столь значительную роль. С помощью комплекса мероприятий был поставлен под полный контроль США Западно-европейский рынок сбыта. Но самое главное, за счет чего Европа смогла восстановить экономику после войны, это то, что американцы пустили на свой рынок европейских производителей. Кредиты, выдаваемые США Европейским странам были важным, но не решающим обстоятельством.Именно с допуска на американский рынок у Европы появилась возможность окупить свои инвестиции, и перезапустить экономику через развитие уже внутреннего спроса. Восстановление и рост послевоенной экономики Европы был вызван в первую очередь спросом в США. Этот план был многократно использован позже с другими странами, такими как Северная Корея, Китай, Сингапур и вообще во всех странах, которые получили чудесным образом всплеск роста ВВП. Везде рост был получен за счет американских кредитов и американского рынка сбыта.Так Америка решала свои проблемы в холодной войне с СССР, доказав всему миру превосходство западного образа жизни, но создав себе новые проблемы. Она споткнулась на Китае, который стал ее перспективным конкурентом. Сегодня ее интересы переплелись с интересами Китая, который является держателем американской валюты и не может быть повержен, иначе эта валюта будет выброшена на рынок, повергнув США в смертельный кризис. Кроме того, США не могут отказаться от китайских товаров, в том числе и потому, что их нельзя заменить дорогими американскими товарами.

Итак.
Все страны,получившие  быстрое развитие экономики, были поддержаны Америкой, которая дала им кредиты и рынки сбыта. Это Китай, Япония, Европа, Сингапур и его соседи.  Платой за помощь стала потеря независимости. Но, эти  страны бедны всем и им нечего терять.

Без США сегодня ничего не возможно. И  пусть в России говорят о не благоприятном климате, налогах, коррупции и т. д . Если бы США поддержали РФ, то все было бы хорошо. Но, Россию бы разграбили. Независимость была бы только на бумаге. Все только бы и говорили о демократии в угоду американскому капиталу и транснациональных монополий.

Сегодня через санкции путь для внешних инвестиций в Россию перекрыт. Россия должна двигаться  самостоятельно. Иран жил один и не умер . 

Народу надо разъяснять положение дел. Ввести смертную казнь. Пятую колонну - не баловать, а Запад не слушать.Поскольку как не пресмыкайся, ходу России не дадут.