Рассказы о внучках. Женя. Часть 2

Вячеслав Воложин
Рыбалка


        Пошли с внучкой на рыбалку. У неё удочка небольшая, а у меня из пяти звеньев. Сам присел на корточки, её на раскладной походный стульчик посадил. Стали рыбачить. Но почему-то она больше на меня посматривала. Ещё подумал: «Что это она отвлекается?». Вижу: положила удочку и пошла к высокому ивняку.
        – Женя, ты куда?
        – Я сейчас, деда.
        Дошла до кустов, вытащила из них большой кусок пенопласта, что оставила река в весеннее половодье, принесла, положила рядом со мной. Затем хлопнула по нему ладошкой, мол, присаживайся, дед.

        И ни одного слова не сказала. Я был удивлён. Не каждый взрослый поступил бы так, а тут ребёнок, которому через неделю исполнится всего четыре года.

        Посидели с ней, посидели – клёва нет, скучно стало внучке. Вначале она принялась в воду камни и щепки бросать, а потом за головешки из костра взялась. Измазалась вся, понятно, что вечером придётся стирать.
        – Всё, Женя, рыбачить не хочешь, идём домой.

        Пыталась от меня в лес убежать, но попав в колючую проволоку в высокой траве, остановилась, здесь её и изловил. До самого дома не отпускал, вёл за руку.

        Пришли с рыбалки, сели на крыльцо, я пил квас, Женя лимонад. Двор сильно зарос, надо бы скосить траву, но косы нет. Ничего, острой тяпкой скосим. Жене тоже хотелось этой работой заняться, но не дал, сказав, что сейчас будем траву разбрасывать, чтобы она высохла быстрее. Солнышко светит, теплынь – живи и радуйся. Надел на Женю бабушкин белый платочек, как женщины в селе ходят на покос, грабли маленькие пластмассовые дал – чем не работник. Всю траву разбросали тонким слоем. Аромат, словно на покосе настоящем, только запаха земляники не чувствуется. Работала, даже сказала, что вспотела – нелёгок труд крестьянский.

        После вспомнил, что у меня есть палатка рыбацкая. Она в одно мгновение сама разбрасывается – только из чехла достань. Сделал топориком колышки, говорю Жене:
        – Давай, будем с тобой учиться палатку ставить. Поставим, игрушки принесёшь – поиграешь, а на дно я постелю половики, а то земля ещё холодная.

        Сказано – сделано. Женя верёвки расправляет, колышки подаёт, я их вбиваю, верёвки привязываю. Момент – палатка стоит как струнка. Принесла игрушки, наигралась вдоволь, жаль, что Маши, её двоюродной сестрёнки не было, а так бы веселей было.


Урок географии


        Купил я глобус и географические карты, решил с внучкой позаниматься. Приготовил всё, говорю:
        – Я буду учителем, а ты первоклассницей. Заниматься будем географией. Это очень интересный предмет.
        Рассказал про материки, океаны, моря, реки – всё показал на глобусе и на карте. Не забыл, естественно, про низменности, горы. Как по цвету можно определить примерно глубину морей и высоту гор.

        Внучка кивала головой. Когда я её начал спрашивать, стала рассказывать и показывать, а потом и говорит:
        – Деда, давай сделаем так. Ты будешь первоклассником, а я учителем. Я тебя буду спрашивать, а ты будешь отвечать. Я тебе отвечала – отвечала. Давай по-честному.
        Что мне оставалось делать? Пришлось стать первоклассником. Роль учителя Женя переняла неплохо.

        Вечером я ей говорю:
        – Женя, хорошо мы с тобой сегодня день провели, много полезных дел переделали.
        И начал перечислять эти дела.
        – Вот только хорошо бы их все записать, а то забудем.
        – Хорошо, деда.

        Внучка нашла блокнот, ручку, легла на диван, навалившись спиной на подушку, положила ногу на ногу и принялась записывать, что мы делали, перечисляя всё вслух. Я рядом за компьютером сижу, слушаю. Было удивительно, ребёнок много запомнил, даже то, что и я забыл, вот что значит детская память. А то, что вместо букв были какие-то иероглифы, это было не так и важно.  Главное то, что день у нас прошёл насыщенно и все дела остались в памяти внучки.


Маленький фотограф


        Ходили с утра в этот день на Печору фотографировать. Туда шли нормально, всё вперёд убегала и меня не ждала. Погода была замечательная: синее небо, редкие многоярусные облака, и всё это отражается в чистой воде Печоры – просто загляденье. Тишина, ветра нет, теплынь. Печора в районе нашего посёлка Искателей широченная, но это только её часть. За островом, который называется Кисличный, ещё и Малая Печора течёт.

        На фоне этой могучей реки и фотографировал внучку. Забыл ещё сказать, что у берега стояли корабли. Попросил внучку меня сфотографировать, но вначале всё объяснил, показал. Получилось отлично. После бегала по дюнам, песок ручками пересыпала, камушки вниз бросала. Для меня удивительно, насколько дети естественны, когда их фотографируют, они вообще на это не обращают внимания.

        Когда возвращались, Женя убежала в сторону и стала рвать прошлогоднею траву, напоминающую колосья пшеницы. Такую траву я видел зимой у некоторых знакомых в вазах, она красиво смотрелась вместе с другими засушенными растениями.
Видя, что внучка не торопится домой, я потихоньку пошёл вперёд. Она это заметила, села на песок и захныкала.
        – Деда, ты меня оставил, а сам ушёл. Ты меня не любишь.

        Дальше хныканье перешло в рёв, дело принимало серьёзный оборот. Надо было налаживать контакт, не на руках же её нести, эта перспектива меня ну никак не устраивала. Она хоть и маленькая, но тяжёлая. Пришлось идти на поклон. Но не к тому месту, где она сидела, а как раз на серединке остановился, чтобы и пожалеть ребёнка и не потакать её капризам. Недаром в народе говорят про золотую середину. Разговариваю с ней на расстоянии, успокаиваю, пытаюсь отвлечь ребёнка на другие темы, например: неожиданно облаками восхититься или на чайку вдали над рекой показать.
        – Женя, мы с тобой столько фотографий сделали, идём домой и на компьютере их посмотрим. Нам с тобой ещё грядку надо сделать. Ты мне поможешь?
Ребёнок заинтересовался и через несколько секунд уже забыл, что только что хныкал.

.
Больная спина


        Зашёл я в детскую комнату, а там по полу карандаши разбросаны – непорядок.
        – Женя, ты закончила рисовать?
        – Да, я рисовать больше не буду.
        – Тогда надо карандаши собрать, а то я не могу, у меня спина болит.

        Я пытаюсь нагнуться, придаю лицу именно то выражение, какое бывает у людей с остеохондрозом. При этом ойкаю, показывая, что до карандашей нагнуться не могу.
        – Деда, у меня тоже спина болит.
        Нет, думаю, не проняло её, надо что-то более весомое.
        – Женя, тебе меня не жаль? Я ведь уже старый.
        Не помедлив ни секунды, внучка отвечает:
        – А я тоже старая, даже старее, чем ты, деда.

        Мне общение с Женей напоминает игру в мяч. Когда человек бьёт ракеткой по мячу, он летит до стены и тут же от неё отскакивает.


Женская красота


        Работал я за компьютерным столом в большой комнате, а Женя в детской играла. Прошло минут пятнадцать, я обратил внимание, что в квартире стоит подозрительная тишина. Боковым зрением уловил, что ребёнок тихонько зашёл в комнату и стоит молча. Сам понимаю, что неспроста это, но от экрана не отрываюсь. Дописал, повернул голову, и вот что открылось моим глазам.

        Моя принцесса стояла загадочная, величавая и такая умиротворённая, что на неё не было похоже. Если я её называю ураганом или цунами, то данное её состояние можно было сравнить с полнейшим штилем, что бывает на море после сильного шторма.

        Что она сделала? Шариковой ручкой разрисовала себе руки, ноги и животу досталось. Нашла мой самый жирный маркер и нарисовала толстенные чёрные брови. Я посмотрел и обомлел, испугался, что содержимое может ей в глаза попасть. Но Женя спокойно сказала:
        – Деда, ты не волнуйся, Полина, – а это её старшая сестра, – себе вообще всё тело разрисовывает.
        – Ладно, тело, а зачем маркером брови намазала? Могла и в глаза попасть.
        – Не беспокойся, я осторожненько. Как мама себе ресницы и брови красит – я видела. Деда, ты скажи лучше, красиво я нарисовала, идёт мне это или нет?

        А сама с таким жеманством на меня посматривает. То опустит кокетливо глазки, то опять на меня томно взглянет.
        – Женя, ничего хорошего я в этом не нахожу.
        Женя помолчала, посмотрела на меня, как на безнадёжного человека, которому уже невозможно помочь, и сказала со вздохом очень серьёзно:
        – Деда, ничего ты не понимаешь в женской красоте!
Развернулась и пошла в ванную.
        Вот так и живём. Одно могу сказать с уверенностью, что скучать нам не приходится.

15.06.2015