Джахилия. Древние сирийцы были христианами

Аня Глейзер
Джахилия - период доисламского невежества и неверия. Упоминается в аяте Корана: «Неужели они хотят суда времен джахилии? И кто выше Аллаха, дабы выносить судебные решения для людей верующих» (5: 50). Больше всего этот термин употребляется по отношению к периоду, предшествующему пророчеству Мухаммада, когда арабские племена опустились до язычества, поклонялись идолам и наполнили ими священную Каабу. Невеждами (джахилями) называют людей, лишенных знаний об истине Ислама.

Коран был написан только в седьмом веке нашей эры. Во втором веке нашей эры (в период джахилии для современных сирийских мусульман)появился гностицизм.

Гностики -  авторы распространенных во II в. н. э. религиозно-философских сочинений. Большинство текстов сохранилась в виде греческих цитат у полемизировавших с ними христианских антигностических авторов (Иренея, Тертуллиана, Ипполита, Епифания) и в переводах целых произведений на коптский язык. После II Мировой войны в Египте, поблизости от Наг-Хаммади, были открыты 12 папирусных свитков, содержавших ок. 50 гностических произведений неизвестных авторов в коптских переводах. Вновь открытые свитки значительно увеличили круг доступных на тот момент источников изучения гностицизма. К самым известным гностикам следует причислить: Василида, работавшего ок. 120-145 гг. в Александрии; он был автором некоего апокрифического евангелия (фр.) и 24 книг Эгзегетики (фр.). Учеником Василида был его сын Исидор, произведения которого сохранились в немногочисленных отрывках. Их современником и величайшим гностиком был Валентин. Он происходил из Александрии, в 135-160 гг., основал валентинианские школы на Западе и Востоке. Многие названия приписываемых ему сочинений исходят, вероятно, от его учеников. К основным представителям италийской школы валентиниан принадлежал Птолемей (Ptolemaios), автор сохранившегося целиком Письма к Флоре, в котором излагает гностическую интерпретацию Ветхого Завета. К италийской школе принадлежал и Гераклеон. К восточной группе валентиниан причисляют Феодота, из произведений которого Климент Александрийский сделал 96 выписок. Среди текстов из Наг-Хаммади находятся среди прочих: Евангелие истины, Трактат о воскресении, два Апокалипсиса Иакова, Апокриф Иоанна, Апокалипсис Адама, герметические сочинения. По-видимому, это переводы с греческих оригиналов. Гностические сочинения по своей форме приближены к Ветхому и Новому Заветам, можно увидеть в них и влияние апокалиптической литературы. Гностики также использовали ряд библейских сюжетов, особенно из Книги Бытия. Проблематику всех гностических сочинений характеризует дуалистический взгляд на мир, пессимистическое отношение к бренной человеческой жизни и признание центральной роли спасительного знания, то есть гнозиса (gnosis). Гнозис, постигаемый озарением, откровением, являясь глубочайшим познанием сущности вещей, должен был привести гностика к спасению, к воссоединению с высшим бытием. Чтобы выразить это содержание, гностики использовали сюжеты, почерпнутые в других традициях, такими как странствия падшей души, мифом об архонтах — злых творцах зримого мира, мифом о первочеловеке андрогине. Они пользовались также такими оппозициями, как свет — тьма, жизнь -смерть, душа (дух) — тело. К этическим вопросам гностики относились, как правило, безразлично, хотя больше склонялись к аскезе и моральному ригоризму, чем к нравственному либерализму. Движение гностиков оказало огромное влияние на многие явления в религиозной жизни древности. В христианстве оно привело к возникновению ряда ересей, в некоторой степени вдохновило крайнюю ригористическую аскетическую и монастырскую литературу. Как религиозное движение гностицизм просуществовал до конца античности. В средние века он отразился во многих религиозно-философских течениях, характеризующихся крайним идеализмом и дуализмом.

Сирийские христиане последовали за Маркионом:
Маркион (ок. 85 — 160) — христианский богослов, ересиарх, гностик (Адольф фон Гарнак оспаривал его гностицизм), автор первой попытки составления канона Нового Завета. Основное сочинение — Антитезы, где он до предела заострил учение апостола Павла о противоположности двух Заветов Библии.
Вероучение

    Докетизм: Иисус не родился, но явился людям, чтобы избавить их от власти материи. Тело Спасителя не было вещественно, так как вещество есть зло — но, вместе с тем, оно не было и одним призраком (как учили гностики): оно было действительным телом, хотя и невидимым, и облечено было во внешнюю призрачную форму, почему было чуждо страдания физического. Спасение соделано Сыном верховного Бога не живых только, но и умерших, для чего Он сходил в ад, где были избавлены от мучений язычники и ветхозаветные грешники; но ветхозаветные святые отказались послушаться Его и остались в прежнем состоянии, считая, что Христос искушает их, как их искушал прежде Демиург-Яхве.
    Дуализм: Бог Ветхого Завета не имеет ничего общего с истинным Богом — Отцом Небесным. Никакого предварительного откровения о явлении в мир этого истинного Мессии дано не было; истинного Мессию люди должны были узнать по учению и делам его. Этот сын всеблагого верховного Бога явился в Капернауме в 15-й год царствования Тиверия и, с целью обратить к себе иудеев, говорил, что он — тот Мессия, которого предсказывали пророки Демиурга. Демиург, не зная о том, кто этот Мессия, и завидуя его славе, возбудил вражду к нему между иудеями, а бог материи, дьявол, побудил и язычников соединиться с ними во вражде к Сыну Божию; таким образом, Спаситель мира был распят. Впоследствии должен и к ним прийти Мессия — Мессия Демиурга, который соберёт сынов Израиля со всех стран, создаст всемирную монархию иудеев и дарует им земное блаженство, а людей подвергнет мукам, кроме спасённых Сыном всеблагого Бога: души их будут освобождены от материи, то есть плоти, и, находясь в телах духовных, будут обитать с Богом и в Боге. Воскресение тел в их земном виде Маркион отрицал.
    Аскетизм: Маркион запрещал брак и требовал обета безусловного целомудрия при крещении, отречения от всех удовольствий, воздержания в пище до наименьшей её меры, причём безусловно запрещалось мясо и вино; особенно настаивал на непоколебимости в вере во время гонений; называл своих последователей «сотоварищами в ненависти и скорби». Маркиониты не только не избегали преследований за Христа, но нередко напрашивались на них, и их община гордилась обилием своих мучеников. Кто чувствовал себя не в силах выполнять все эти требования, тот оставался в обществе маркионитов лишь на степени «оглашённого», хотя, вопреки практике церкви, и оглашённые у них допускались до всех таинств. В случае смерти оглашённого допускалась замена его для крещения другим человеком.
    По заявлениям самого Маркиона, он ничего не заимствовал ни от греческой философии, ни из Египта или Персии, и не признавал другого источника для религиозного учения, кроме Священного Писания (хотя Ипполит в «Философуменах» указывает в его системе черты учения Эмпедокла).