Настоящий герой

Северная Екатерина
«Героем упадешь – поднимут,
трусом упадешь – затопчут» (русская пословица)

Жил-был на свете мальчик Витя. И он очень хотел стать героем. В детстве зачитывался «Тремя мушкетерами» и засматривался сериалом «Геракл», воображая себя доблестным воином и непременно победителем. К сожалению, в реальной жизни не было места настоящим подвигам... Но если уж выпадал шанс проявить себя, Витя его не упускал.

В средней школе, например, подкладывал записки с угрозами в портфели к хулиганам, которые задирали его единственного друга, обзывая ботаником и отнимая тетради. А однажды даже ввязался в драку. Конечно, силы были неравны, и Вите пришлось убежать.

В институте записался в секцию капоэйры – давно собирался овладеть каким-нибудь боевым искусством. Но только чтобы с фингалами потом не ходить. Поэтому выбрал бесконтактные единоборства – и лицо цело, и всегда дать отпор негодяям сможет. По крайней мере, Витя так думал.

Потом в стране начались волнения: чуть не ежедневно устраивались митинги, после которых десятки юных «революционеров» ночевали в отделениях полиции. Само собой, Виктор был в первых рядах. Громче всех кричал о «партии жуликов и воров», о необходимости сменить режим, захватить власть, установить свои порядки, покончить с несправедливостью...

Правда, только в интернете. Нет, на митинге он тоже однажды бывал, но уже через полчаса полицейские принялись хватать всех без разбору, и Виктору чудом удалось уйти от погони. Ведь чего толку терять время – на свободе он принесет гораздо больше пользы родине.

***

Когда все успокоилось, Виктор не сдался и не отступился от своих идеалов. Он во всем ратовал за правду и права граждан. Его чувство собственного достоинства бездушная и продажная машина власти так и не смогла растоптать. Молодой человек доказывал это при каждом удобном случае.

Например, взял себе за правило писать жалобы в вышестоящие инстанции на ЖЭК. Полдня нет горячей воды? Батареи греют на полградуса меньше нормы? Под окнами уже второе утро валяется бутылка, а дворник ее упорно не замечает? – Государство не выполняет свои обязательства! И кто, как не он, найдет смелость громко заявить об этом...?

А уж сколько петиций Виктор подписал – и не сосчитать. Против строительства там, за строительство тут, против пробок, против плохих дорог, против повышения цен на проезд... И все – на благо своей стране. День и ночь в интернете, усталыми пальцами по клавиатуре, не жалея времени и сил... Никто не заставит его замолчать!

В лето после окончания института Витя нашел новый способ продемонстрировать свою отвагу – записался на участие в командной военно-спортивной игре «Гонка Героев». Приехал на военный полигон, сфотографировался со всеми видами оружия на фоне танков, стартовал на 11-километровой полосе препятствий...

Увы, ему не повезло: уже на втором по-настоящему опасном препятствии молодой человек подвернул ногу, свалившись с бревна в ледяную воду. С дистанции пришлось сойти. Весь в грязи, поковылял Виктор к финишу напрямую – кратчайшим путем. А там раненому герою еще и жетон-медальку о прохождении трассы давать не хотели. Пришлось поднять шум и потребовать деньги за билет назад – тогда жетон все-таки вручили.

Витя имел на это право: ведь участие стоило денег, и он честно купил билет. И вообще, они должны были бы ему еще компенсировать моральный и физический ущерб... Меры безопасности на трассе не были соблюдены, раз он, участник, получил травму. А если бы он не подвернул, а сломал ногу – кто оплатил бы ему лечение в нормальной частной клинике?

***

Тем же летом случилась любовь. Виктор ухаживал за милой, веселой и энергичной девушкой. Правда, у нее уже был друг, но отчаянный влюбленный верил, что сумеет его затмить. То и дело «случайно» встречал ее у метро и провожал до дома, рассказывая о своей яркой, насыщенной делами и подвигами жизни.

Однажды вечером они проходили мимо автобусной остановки, стекло которой было вдребезги разбито. А на лавке, среди осколков, гордо восседала большая надувная лягушка, непонятно, откуда и зачем здесь взявшаяся. С такими обычно дети в воде резвятся и плавают.

Очаровательная спутница Виктора засмеялась лягушке, достала фотоаппарат и сделала пару кадров. Вдруг подошел какой-то мужчина:

– Ребята, здесь нельзя снимать, здесь ДТП недавно произошло, – строго заявил он.
– Хорошо, не будем больше.
– Фотоаппарат отдайте. Я из полиции, должен конфисковать, – настаивал подозрительный мужчина, дыша перегаром и нагло протягивая руки к камере.

Хорошо, что Витя не растерялся:

– Вы не имеете права, ну-ка документы покажите, я сейчас настоящих полицейских вызову, руки уберите! Мой дядя работает в полиции, вот он вам устроит..!
Продолжая гневную тираду в том же духе, парень сжал ладонь своей возлюбленной и быстрыми-быстрыми шагами, чуть не бегом, двинулся прочь. И через несколько минут, когда опасность миновала, самодовольно заключил:
– Вот, видишь, не зря тебя проводил. Получается, спас девушку от хулигана!

***

И уже на следующий вечер Витя решил получить заслуженную награду и взять-таки сердце своей зазнобы штурмом. Он купил букет белых роз, приехал к ее дому и позвонил в домофон:

– Привет! Это я, Виктор. Я к тебе на минутку, спустись, пожалуйста.
– Привет. Слушай, я сейчас не могу...
– Пожалуйста! Всего на минуту. Это важно!
– Ээ, ладно.

И вот наш герой уже принял эффектную, киношную позу у подъезда с букетом. По крайней мере, ему так казалось. Протянул руки к выходящей из дома возлюбленной и… с недоумением заметил ее друга, спустившегося вместе с ней.

– Хватит преследовать мою девушку. Оставь ее в покое, – сдержанно попросил соперник Виктора.

Витя сначала опешил, растерянно моргая глазами и тупо глядя на свой букет. Потом в нем взыграла обида и встало на дыбы уязвленное самолюбие. И тут он вдруг взорвался:

– Да ты кто вообще такой? Ты не сможешь сделать ее счастливой! Так не мешай мне! Если бы не ты, мы бы давно были вместе! – театрально сжал кулаки незадачливый кавалер.

Парень старательно сдерживал злость, не двигаясь с места и молча в упор глядя на Виктора. Витя же продолжал поток оскорблений.

В какой-то момент струна порвалась, пружина распрямилась, спокойный с виду парень снял очки, отдал их своей девушке, резко шагнул вперед и четким, прямым движением бросил кулак в лицо Виктора.

Витя качнулся и выронил букет. Пригнулся, закрыл лицо руками. По инерции отступил на несколько шагов назад. Развернулся и... побежал прочь. Но удалившись на безопасное расстояние, вдруг остановился. Достал из кармана нож. И заорал на весь двор:

– Не подходи! Порежу!
– Что ты там достал? – с усмешкой сощурился его соперник. В свете фонаря блеснуло лезвие. – А, нож, что ли? А без ножа слабо? Я так не играю, иди отсюда.

Парень развернулся и невозмутимо направился обратно к входной двери, где стояла его девушка, замерев от волнения.

Но Витя не растерялся. Выхватив из другого кармана перцовый баллончик, он кинулся вслед за противником по ступенькам крыльца, распылил едкий газ в спину, с удовольствием понаблюдал, как влюбленные трут слезящиеся глаза, и исчез в подворотне, растворился в ночи...

На другой вечер, сидя в баре со здоровенным синяком вокруг правого глаза, Витя рассказывал другу:

«Я бросился на своего соперника, стал угрожать ножом, тот испуганно побежал к двери, так я его догнал и еще добавил...»

***

Он не понял, что произошло. Он просто брел по торговому центру, скучающим взглядом осматривая витрины. Как вдруг раздался ужасный, разрывающий пространство на тысячи кусочков грохот. Потолок почему-то стал приближаться. Осколки стекол, как пулеметные очереди, полетели в лицо.

Витя побежал. Вокруг кричали люди. По скользкому, до блеска натертому мраморному полу неестественным вишневым соком растекалась чья-то кровь. Все происходило, как в ускоренном режиме фильма-катастрофы.

Вдруг Виктор заметил девочку лет тринадцати-четырнадцати. Она лежала, придавленная обломком стены, и изо всех сил пыталась выкарабкаться. Девочка поймала его взгляд. «Помоги!» – просто крикнула она.
 
Ее еще можно спасти. Достаточно протянуть руку. Обломок не слишком тяжелый. Помочь вылезти. Взвалить на плечо. И вместе бежать к выходу. Вот она уже. Заветная дверь. Всего в пяти метрах!

Секунду Виктор смотрел, не отрываясь, на эту спасительную дверь. Потом снова бросил взгляд на девочку. Это был лишь какой-то миг но, казалось, он растянулся минут на десять. Большие, не мигающие глаза с ужасом и растерянностью глядели на Витю. 

«Сейчас же потолок совсем обрушится!», – вдруг подумал Витя, и инстинкт самосохранения затмил все его геройские планы. Он сорвался с места и, наконец, побежал. Прочь отсюда. К выходу. К спасению. Он успел. Он не мог не успеть.

***

Проходили года и десятилетия, а Витя так и не смог забыть молящий взгляд той девочки.

Каждый день после катастрофы он просматривал сводки новостей и списки погибших. Следил, как из-под обломков извлекают людей, живых и мертвых. Девочек лет тринадцати-четырнадцати в списках не было.

***

Однажды, спустя двенадцать лет, Виктор заметил в супермаркете красивую молодую женщину, чей взгляд показался ему до боли знакомым. Он бросился к ней:

– Простите! Девушка... А вы случайно... В тот день, когда рухнул торговый центр у метро... Вы там были? Это не вас придавило куском стены...?

Но та лишь недоуменно (а может быть, даже презрительно – Витя так и не понял, показалось ему или нет) посмотрела на него. Быстро развернулась и поспешила прочь.