Рассказ без кульминации

Северная Екатерина
«Никто не вечен в мире, все уйдет,
Но вечно имя доброе живет» (Саади)

У тебя потрясающе красивые глаза. Это я тебе говорю. Чего ты оглядываешься? Разве не ты держишь в руках книгу обо мне? Разве здесь есть другие читатели?

Ты – мой первый и, быть может, единственный. Про меня еще никто не знает. Здесь, на этих страницах, скрыта моя история. И я так рад, что ты решил в нее заглянуть.
Знаешь, прежде чем рассказывать о себе, я хочу узнать тебя поближе.

Что побудило тебя взять в руки книгу? Я слышал, сейчас это не принято. Люди много работают, встают рано утром и едут в офис, теряют драгоценное время жизни на пыльных дорогах, в пробках и под землей.

А в конце рабочего дня все ужасно устают. Тут уж не до книг. Доехать бы скорей до дома и расслабиться.

Вот ты – как ты расслабляешься? Мне рассказывали, сейчас обычно смотрят телевизор или садятся за компьютер. Там много всего интересного: шутки, картинки, видео, анекдоты, фотографии… Всегда есть, чем себя занять.

Но я знаю и о других людях. Они едут плавать в бассейн, танцевать, поднимать штанги, прыгать по рингу, кататься на мотоцикле или шить нестандартную одежду. А может быть, писать картины маслом или играть с детьми-сиротами.

Интересно, к какой категории относишься ты? Нет-нет, не подумай, что я как-то тебя оцениваю. Что хочу похвалить или, тем более, осудить. Я всего лишь персонаж рассказа – и мне просто ужасно любопытно.

Итак, ты взял в руки книгу. Не смартфон. Не планшет. Не пульт от телевизора. А книгу. И я уже счастлив. Я любуюсь твоими глазами – они не пустые. Ты живой. Ты не похож на робота, который автоматически выполняет программу «работа-дом-работа-дела» и ничего при этом не чувствует.

И я уже начинаю влюбляться в тебя.

Но, боюсь, я тебя разочарую. Ты жаждешь открытий. Движения. Знаний. Каких-то новых интересных мыслей. Идей. Вдохновения, быть может.

Здесь этого нет. Это не про меня. Увы – я, пожалуй, самый скучный литературный герой за всю историю. Должно быть, ты найдешь меня даже более скучным, чем Обломов.

Почему же ты тогда попал в книгу? – спросит меня столь строгий читатель, как ты. Сейчас расскажу. Все расскажу…

***

С детства меня наполняло огромное количество желаний, мечтаний и стремлений. Мне было интересно буквально все. Помню, родители водили по всевозможным кружкам: хоккей, гитара, рисование, клуб юных альпинистов…

Я верил, что вырасту и стану кем-нибудь выдающимся. Врачом, ученым, испытателем, исследователем, зоологом, летчиком… И объеду весь мир. И буду непременно помогать людям. Не знаю, чем именно – но обязательно помогать. И оставлять о себе добрые воспоминания в каждом уголке огромной планеты…

Я вырос. И… никем не стал. Почему так получилось? Не знаю. Просто нужны были деньги. А мне как раз досталось теплое местечко в уютном кресле менеджера. Сначала я был младшим менеджером, потом среднего звена, а позднее и до ТОПа дорос. Вот только ничего не менялось. Кроме размера и цены моего кожаного кресла.

Когда меня спрашивали, кто я, я гордо отвечал – менеджер компании N. Обычно все вполне довольствовались этим ответом и даже одобрительно кивали головами. И лишь однажды одна девушка спросила – а кто ты сам? Кто ты настоящий? Кто ты внутри себя, а не на визитке?

Помню, как я тогда усмехнулся и ничего не ответил, а сам подумал: или сумасшедшая, или наивная дура. Или книжек по духовному развитию начиталась. Не иначе.

Как я сейчас понимаю ее вопрос… Но уже поздно. Впрочем, не будем об этом. Я вижу, ты начинаешь скучать, и не хочу совсем уж тебя разочаровывать.

Я знаю, вокруг тебя есть множество гораздо более интересных вещей, чем эта книга. Тем более после того, как я сам честно предупредил: моя история гроша ломаного не стоит.

***

Мне нравится твой взгляд на мир. Я заметил в твоих глазах огонь. Должно быть, ты любишь то, что делаешь. У тебя есть дорогие сердцу ценности и ориентиры.

Расскажи, что это? Близкие люди, любовь? Творчество? Дело твоей жизни? Впрочем, чем бы это ни было, главное – гореть.

Могу я дать тебе совет? Да, я все понимаю теперь… это дерзость с моей стороны… когда ты узнаешь о том, чем закончилась моя история, ты лишь раздраженно воскликнешь: «да кто он такой, чтобы давать мне советы?!».

Но я все же рискну. Сохрани этот огонь внутри себя. Не позволяй голодной рутине засосать тебя с головой, не позволяй своей жизни становиться просто мертвым ритуалом..! Сохрани этот интерес, эти стремления, эту открытость и смелость. А иначе нельзя. Иначе…

У тебя все получится – я знаю, ты не такой, как я. И я тебя за одно это уже люблю. Люблю так, как только может любить бесплотный литературный персонаж своего первого читателя. 

И я постараюсь провести с тобой еще хотя бы несколько минут…

***

Итак, друг мой – ты позволишь мне эту маленькую фамильярность? Ведь кроме нас здесь никого нет..? Друг мой, я работал менеджером и зарабатывал все больше. И знаешь, куда уходили все мои деньги? Правильно, на ипотеку и модный автомобиль. В кредит. Потому что я должен был соответствовать. Своей должности, своему положению.

После работы я ужасно уставал – и ехал домой, прикупив готовой еды и пару банок пива. Садился за компьютер и погружался в виртуальную реальность. Онлайн-игры – разве можно придумать более простой и захватывающий досуг, чтобы расслабиться после напряженного дня?

На вопросы мамы о создании семьи я привычно махал рукой – нет времени, я делаю карьеру. Успею еще. А сам привычно сидел перед монитором и много-много раз щелкал мышкой, сотни, нет, тысячи раз за сутки. Сначала в офисе, потом дома.

Бывали, конечно, в моей скучной жизни и проблески. Лучше курорты, пляжи, 5-звездочные отели. Красивые женщины. Сейчас, признаться, я с трудом все это припоминаю.

Все это мелькало ярко, но коротко, как вспышки салюта, который видишь раз год и который сгорает дотла, растворяясь в прозрачном вечернем воздухе без следа и смысла.

***

Не знаю, почему, но она меня полюбила. Та самая странная девушка, которая спрашивала, кто я на самом деле. Она была, наверное, первой, кого не интересовал уровень моей зарплаты и жилищные условия. Они была единственной, кто ничего не просил.

Она просто была рядом и тепло смотрела на меня своими огромными, ясными глазами в обрамлении пышных ненакрашенных ресниц.

А я? А я продолжал «строить карьеру», пить дорогой виски и проводить ночи за онлайн-играми. Или со случайными женщинами. И самое страшное – меня все устраивало. Не жди продолжения, дорогой читатель, его не будет.

Да-да, знаю, в книгах обычно все не так. В них есть завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, эпилог… В моей истории все иначе. В ней после завязки сразу же следует эпилог. Я пропустил кульминацию. Своей жизни.

***

Однажды утром я, как всегда, спешил на работу. Я ехал на своем дорогом автомобиле по одному из центральных проспектов города. Ну а что – престижная работа, престижный район. А дальше – как банально, да? – оглушающий грохот железа. Я по своему обыкновению не выспался, и не заметил белый перевернутый треугольник в красной рамке. Знак «Уступи дорогу».

***

Ее милое лицо было первым, что я увидел, очнувшись на больничной койке. Кажется, она пыталась меня успокоить. Говорила, что сейчас есть хорошие протезы. Что инвалиды тоже могут вести активный образ жизни. Что все еще впереди и ничего не потеряно. Она пыталась меня приободрить.

А что я? Без ног я быстро впал в депрессию. И не видел дальнейшего смысла. Признаться, я и раньше его не особо видел – но продолжал двигаться по накатанной, такой привычной и удобной колее. Теперь же я из этой колеи выпал. И не был готов прокладывать ее заново, на этот раз в гораздо более трудных условиях.

Я вдруг осознал, что и так-то немногого стоил, если судить обо мне не как о менеджере, а как о человеке. А теперь и вовсе ни на что не сгожусь. Ведь во мне нет и половины той силы духа, которая двигает иных вперед, на подвиги, вопреки всему… как, например, у паралимпийцев. Я не был способен на такое.

Я сдался без боя.

Решил, что жизнь моя перечеркнута раз и навсегда. Да, я купил дорогую коляску, оплатил услуги лучших врачей, поправился, насколько это было возможно, вернулся домой… Но все это делал лишь по инерции. Даже онлайн-игры не спасали –всепоглощающая пустота и никчемность бытия захлестывали меня с головой.

Я медленно деградировал. А чтобы никто не мешал мне, обрубил все контакты. Добавил номера телефонов в «черный список». В том числе и ее…

Кончилось тем, что однажды я просто-напросто в очередной раз напился и тихо, незаметно ушел. Хотел выброситься из окна, но потом подумал, каким неприятным, должно быть, станет это зрелище со стороны. Поэтому поступил как депрессивный подросток – залез в аптечку и…

***

Второй раз я очнулся на страницах этой книги. Уж не знаю, как так получилось. Не думаю, что я этого достоин. Я – не герой и не пример для подражания. В моей истории нет ничего особенного и ничего выдающегося. Сейчас я понимаю, что не справился ни с одним жизненным уроком. Провалил все экзамены. Все, чему я научился – это зарабатыванию денег.

Когда я увидел свет там, в конце тоннеля, меня спросили – кто ты? И знаешь что? Я не смог ответить. Слово «менеджер» застряло где-то между моим телом и душой, и я не посмел его произнести. Я промолчал.

Книга… я много думал о том, как очутился на ее страницах. Может быть, это она про меня написала? Если так, то не стоило. Про меня и сочинить-то нечего. Я прожил свою жизнь впустую, как будто писал черновик. Черновиком она и осталась. Без семьи, без любви, без страсти к своему делу, без огня.

Теперь ты понимаешь, почему я так рад видеть тебя? Да, друг мой читатель, кроме тебя у меня никого больше не осталось.

Может статься даже, что мы с тобой встречались где-то в прошлом. Еще тогда, когда у меня было тело и я жил в твоем мире… Вдруг ты вспомнишь мой шикарный деловой костюм от бренда X? Или мои дорогие часы, которыми я так гордился, когда протягивал руку партнерам и клиентам?

Признаться, очень многое про этот мир я уже позабыл. Мне иногда рассказывают о нем герои других историй. Тогда я кое-что вспоминаю.

Все, что мне остается теперь – любоваться твоими глазами. И, знаешь, я боюсь увидеть в них… нет, даже не презрение. А равнодушие. Однако я не прошу и сочувствия. Все, что мне так нужно – это капелька интереса. Участия. Памяти.

Сейчас, уже буквально через минуту, ты закроешь эту книгу и забудешь меня. И я снова останусь в одиночестве. В вечном одиночестве и забвении.

Пожалуйста, не забывай меня.

Мне страшно, что я полностью исчезну из этой Вселенной. Все друзья и коллеги уже давно обо мне не говорят. Они легко вычеркнули меня из своей реальности. Я не оставил после себя ни малейшего следа.

И вот сейчас ты закроешь книгу, и я умру.